Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ленинского комсомола» города Гагарина Смоленской области
Метод алгоритма как один из эффективных методов проблемного обучения
(развёрнутый план выступления учителя русского языка и литературы Новиковой Марины Геннадьевны на РМО учителей русского языка и литературы)
Введение.
- Что такое метод алгоритма? ( Выполнение действий по инструкции.)
- Для чего нужны алгоритмы? (Легче достичь результата.)
- Как лучше составлять алгоритм? (Дать в готовом виде, предложить написать самостоятельно или составить вместе?)
- Когда данный метод можно считать проблемным? (Создание проблемной ситуации на уроке и пути решения.)
Основная часть.
А). Использование метода на уроках русского языка.
- Создание алгоритма действий школьника при изучении орфограмм и правил пунктуации:
работа с материалом для наблюдения,
постановка проблемного вопроса,
выдвижение гипотез,
анализ и вывод,
установление причинно-следственных связей,
выведение алгоритма действия.
- Создание алгоритма действий обучающихся при выполнении тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ:
анализ темы тестового задания и постановка проблемного вопроса,
анализ различных написаний и выводы,
заполнение обобщающей таблицы по данной теме,
установление причинно-следственных связей,
выведение алгоритма выполнения тестового задания.
- Создание алгоритма действий школьника при написании сочинений разных типов речи:
проблемная ситуация - работа с материалом для наблюдения (чтение и анализ текстов описания. повествования и рассуждения),
постановка вопроса об особенностях каждого типа речи,
поиск решения – выдвижение гипотез и их проверка,
выводы (как идёт изложение материала, какие части речи употребляются чаще, какие предложения будут уместны),
выведение алгоритма написания сочинения (например, сочинение-описание: запиши существительные – расположи по плану описания – добавь прилагательные - действия предметов – запиши получившиеся предложения – укрась выразительными средствами - добавь оригинальности).
- Создание алгоритма действий школьника при написании сочинения и изложения в формате ОГЭ и ЕГЭ (работа с планом, запись клише, выведение алгоритма по каждому пункту плана).
Б). Использование метода на уроках литературы.
- Создание алгоритма действий школьника при изучении теории литературы.
- Создание алгоритма действий школьника при написании сочинений разных жанров.
Структура урока литературы с применением данного метода аналогична структуре урока русского языка: проблемная ситуация - проблемный вопрос - поиск решения-новое знание, ответ на проблемный вопрос – выведение алгоритма действий - эксперимент – закрепление – рефлексия.
Заключение
- С одной стороны, метод алгоритма – репродуктивный метод; с другой – проблемный и творческий.
- Наблюдается динамика предметных, метапредметных результатов , следовательно, метод алгоритма эффективный.