М.В. Гуркова (Горки)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Что включает это понятие?
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения, как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
Компетентности связаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них: стратегические; исследовательские; проектировочные; сценирующие; моделирующие; конструирующие; прогнозирующие.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях:
Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности. Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними. Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности. Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся: основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение); обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование); критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.); задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности); регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность); главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования условно можно разделить на несколько групп:
Умение планировать и осуществлять свою деятельность: самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы; проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована; сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями; самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач; способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей; рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач; оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации; оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать; эффективно работать и в группе, и самостоятельно; согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным; находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам; проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты; выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия: определять суть понятий, обобщать объекты; находить аналогии; самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы; создавать, использовать и изменять символы, знаки; создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач; осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии: использовать различные источники получения информации с помощью компьютера; определять надежность и достоверность источника; уметь выбирать нужную информацию; знать способы передачи, копирования информации; использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений: полноценное владение устной и письменной речью; уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание; владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации; с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности; поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; иметь высокую культуру речи.
Метапредметное обучение требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
Список использованных источников:
1.Николаева А.Д., Маркова О.И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 21.09.2018).
2. Нагайченко, Н.Н. Инновационная образовательная программа "Успех": от идеи к конечному результату
// Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№2.-С.44-46.
3. Соловова, Е.Н. Формирование базовых национальных ценностей с учетом предметных и метапредметных знаний и умений // Иностранные языки в школе.-2013.-№9.-С.21-2