СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метапредметные компетенции как педагогическая категория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.  Что включает это понятие?

Просмотр содержимого документа
«"Метапредметные компетенции как педагогическая категория"»

М.В. Гуркова (Горки)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ


Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.  Что включает это понятие?

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения, как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

Компетентности связаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них: стратегические; исследовательские; проектировочные; сценирующие; моделирующие; конструирующие; прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях:

Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности. Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними. Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности. Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся: основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение); обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование); критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.); задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности); регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность); главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования условно можно разделить на несколько групп: 

Умение планировать и осуществлять свою деятельность: самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы; проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована; сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями; самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач; способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей; рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач; оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации; оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать; эффективно работать и в группе, и самостоятельно; согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным; находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам; проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты; выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия: определять суть понятий, обобщать объекты; находить аналогии; самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы; создавать, использовать и изменять символы, знаки; создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач; осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии: использовать различные источники получения информации с помощью компьютера; определять надежность и достоверность источника; уметь выбирать нужную информацию; знать способы передачи, копирования информации; использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений: полноценное владение устной и письменной речью; уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание; владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации; с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности; поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; иметь высокую культуру речи.

Метапредметное обучение требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.


Список использованных источников:

1.Николаева А.Д., Маркова О.И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 21.09.2018).

2. Нагайченко, Н.Н. Инновационная образовательная программа "Успех": от идеи к конечному результату
// Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№2.-С.44-46.

3. Соловова, Е.Н. Формирование базовых национальных ценностей с учетом предметных и метапредметных знаний и умений // Иностранные языки в школе.-2013.-№9.-С.21-2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!