СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение. Повторение и обобщение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на повторение изученного по теме "Местоимение как речи. Подготовка к контрольному диктанту.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение. Повторение и обобщение»

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Местоимение. Повторение и обобщение»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Цели урока: повторить и обобщить материал по теме “местоимения”;

выучить грамматические признаки этой части речи, определить синтаксическую роль местоимения в составе предложении и грамматике;

научиться использовать местоимения в письменной речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении;

  • совершенствовать умение находить местоимения в речи;

  • классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.

  • повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).

  1. Развивающие:

  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся ;

  • развить их познавательную активность;

  1. Воспитательные:

  • вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки


Ход урока

  1. Мотивация

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами должны привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Откройте тетради, запишите (Первое апреля. Классная работа. Повторение по теме “Местоимение”).

  1. Актуализация

Прежде чем сформулировать тему урока, хочу в очередной раз обратить ваше внимание на истину, давно известную нам: на назначение нашего языка. Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без него невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Прочитайте высказывание Д. Лихачёва.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором говорит, думает. Думает!

Д.С. Лихачев

– Что утверждает своим высказыванием Д.С. Лихачев?

- Сформулируйте для себя учебное задание к этому высказыванию.

Возможные варианты заданий:

  • Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

  • Найдите местоимения, укажите разряды.



- Назовите местоимения, использованные публицистом в речи.

- А почему вы решили, что именно эти слова – местоимения?

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Запись темы на доске, учащиеся записывают её в контрольном листе)

- Что вы ожидаете от урока? Сформулируйте задачи урока.

Задачи могут быть: «Повторить, обобщить полученные знания по данной теме, подготовиться к диктанту, опознавать местоимения и  правильно употреблять в речи (устной и письменной); правильно писать местоимения; обратить внимание на правописание тех местоимений, в которых мы допускали ошибки»

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Входной контроль. Повторение теории

  1. Фронтальный опрос:

1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения,

которые изменяются по родам и числам)

3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)

4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения вопроса)

6) В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

2. Работа в группах

1 группа. Словесное конструирование «Закончи пословицу».

Задание. Закончите пословицу, определите разряд местоимений и расскажите о написании этих местоимений.

1. Если хочешь себе добра, … (никому не делай зла).

2. Жить весело, да … (есть нечего).

3. Вот горе, что… (горевать не о чем)

Защита своего задания.

2 группа. Ответьте на вопрос: «Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?» Приведите примеры.

Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.

Личные местоимения

Притяжательные местоимения

1. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
2. В предложениях являются дополнением.
3. После предлога появляется начальная буква «н».
- Спросил его
- Спросил у него

1. Отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
2. В предложениях являются определением.
3. После предлога начальной «н» нет.
- Спросил его отца
- Спросил у его отца



3 группа. Напишите «Письмо возвратного местоимения». Напишите продолжение, расскажите, чему может радоваться и огорчаться это местоимение.

«Здравствуйте, ребята! Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:

Примерное письмо (- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило прочитайте и хорошенько запомните.
А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут. А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме. Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя. Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно! Всем ведь будет трудно без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже.
С дружеским приветом – от себя».)


4 группа. В дежурную часть полиции поступило заявление. Вот его содержание: «Не кто шел по какойто дороге и нашел ничто. Некоторую часть найденного он отдал комуто, а кое что бросил. Кое кто проходил гдето и увидел коечто. Но не подобрал. И коечто пропало. Жаль!» Сержанту Деточкину нужно написать отчёт о проделанной работе по поступившим жалобам, но он не может этого сделать . Почему?

(В официально-деловом стиле недопустимы неопределённые местоимения, потому что они указывают на неизвестные или неточно известные говорящему, т. е. неопределённые, предметы, признаки и количества. Допущены ошибки в написании неопределённых местоимений. Рассказать как они образуются и пишутся)

- Что именно помогло вам сегодня безошибочно справиться с работой?

- Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме. (записать в тетрадь темы, которые нужно повторить.)

В оценочный лист поставьте себе оценку за работу в группе.

  1. Орфографическая разминка. Практика.

Выборочный диктант.

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

Обменяйтесь тетрадями.

Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).

4.Этап включения изученного в систему знаний.

  1. Среди местоимений найдите личные и запишите их.

Вы, (у) него, свои, каждый, кто(то), (обо) мне, (ни)кого, его (комната), увидеть его.

  1. Выпишите «четвёртое» лишнее местоимение, укажите его разряд.

  1. Передо мной, у тебя, они, себя;

  2. Никто, что-то, нисколько, ни в чём;

  3. Мои, ваши, твой, что.

  1. Местоимение вас относится к разряду

А) личных; Б) притяжательных; В) неопределённых; Г) определительных.

  1. Выпишите ту строку, в которой все местоимения пишутся через дефис:

А) (кое)что, (ни)кого, (ни)чей, что(то);

Б) (кое)кто, что(либо), кто(нибудь), с чем(то)

В) (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;

  1. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?

1) значение предметности; 2) значение признака; 3) значение указательности.

  1. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд СВОЙ, СЕБЕ, МНЕ?

1) личное, притяжательное, возвратное; 2) притяжательное, личное, возвратное;

3) притяжательное, возвратное, личное.

  1. Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.

1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой махнул в сторону леса.

3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.

  1. В приведённых ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями. Запишите их.

  1. Целый вечер мы украшали ёлку.

  2. По краю скамейки полз неизвестный жучок.

  3. Ни дождь, ни буря нас не остановят.

Проверить итоговый уровень знаний.

- Поменяйтесь тетрадями, по ключу оцените работу друг друга. Поставьте оценку в оценочный лист.

5.Рефлексия

  • Какую задачу ставили перед собой в начале урока?

  • Насколько мы достигли её?

  • С чем не справились? Что вызвало затруднения?

  • Что ещё необходимо сделать, чтобы достичь цели?

  1. Самооценка работы на уроке.

- Сегодня на уроке мы убедились……

- Какой вывод вы сделали для себя сегодня?

6. Домашнее задание: повторить «Местоимение как часть речи», подготовиться к контрольному диктанту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!