СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Удивительный мир русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Удивительный мир русского языка"»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Теряева М.В.

Цель:

*стимулировать интерес к изучению русского языка

*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса

*формировать умение работать в группе

*воспитывать уважение и любовь к родному языку

Каждый день слово рядом с тобой,

И убить, и спасти готово.

Так умейте беречь и хранить

Его величество Слово!

Ход мероприятия

-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!

А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».

  Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

Сейчас у вас есть немного времени, чтобы вы посовещались, придумали название своим командам, выбрали капитана. На все у вас есть одна минута (1 минута). Пожалуйста, представьтесь.


 Вот начинается игра. 
Теперь, я думаю, пора 
Командам начинать сражаться, 
В словесных играх упражняться.

1 Конкурс Разминка


-Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет. Но не забывайте, что ответ вы должны дать только после того, как подняли руку. Ответы, которые вы будете выкрикивать, не засчитываются.

  • Буквы, выстроенные для переклички алфавит

  • Охотница до чужих мехов моль

  • Канцелярская острячка кнопка

  • Домашний иллюминатор окно

  • Часть лица, которую иногда вешают нос

  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла огород

  • Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто конь

  • Растение, на котором гадают ромашка

  • 2 Конкурс - Лексикографический марафон

А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.

Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  • • Он дает лексическое значение слова (толковый)

  • • Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)

  • • Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)

  • • Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)

  • • Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)

  • • Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)

  • • В нем дано правильное написание слов (орфографический)

  • • Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

3. Конкурс – Знатоки народной мудрости

Собери пословицу (назови вторую ее половину):
Не сиди сложа руки – /не будет скуки./
Каков мастер, /такова и работа. /
Маленькое дело, /лучше большого безделья. /
Говорить не думая, /что стрелять не целясь. /
Ученого учить, /только портить. /
Хороша веревка длинная, /а речь хорошая./
Капля по капле, /и камень долбит./
Откладывай безделье, /да не откладывай дела./
Не суйся в воду, /не зная броду./
Не спеши языком, /торопись делом./
Учи пока /поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь./
Ешь пирог с грибами, а /язык держи за зубами./


4. Конкурс – Волшебный сундучок

У меня приготовлен сундучок, в котором лежат записки. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)

5. Конкурс «В гостях у Фразеологии».



В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…

-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)

6. Конкурс Покажите, где у вас:



  • Десница – правая рука

  • Шуя ,шуйца– левая рука

  • Очи - глаза

  • Чело - лоб

  • Ланиты - щека

  • Вежды - веки

  • Длань - ладонь

  • Уста - губы

  • Перст - палец

  • Пясть – кисть (запястье)



7. Конкурс «РЕБУСЫ»

Правила

Как и в любой игре, в данном случае также имеются правила, не зная которых, большинство загадок разгадать невозможно. Подробнее, конечно же, я о них расскажу

1. Если перед ребусом стоит сверху запятая, то первую букву из этого слова следует вычеркнуть. Если сзади – то последнюю. Если запятых несколько, то стоит исключать такое же количество букв.


2. Если в ребусном рисунке есть зачеркнутая буква, то её стоит удалить из слова. В случае если рядом стоит ровно и другая буква, то нужно просто заменить одну на другую.

3. Под рисунком написан ряд цифр. Это означает, что слово состоит из букв, которые находятся под этими номерами в соответствующей последовательности.

4. Если один рисунок расположен в другом или на нем, или в любом другом положении, кроме как следом, то между их значениями стоит прибавить предлог: в, на, над, под и т.д.

Это занимательная игра не только для детей, а и для взрослых. Проверьте свою логику!


слово


склонение


буква





глагол


корень






Существительное





д ефис












пропись





Подведение итогов, награждение победимтелей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!