«Афганистан, ты боль моей души…»
Цель: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.;
помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения
развивающие:
способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы
воспитательные:
воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация «Афганистан, ты боль моей души…», видеоролик «Пусть ПАМЯТЬ говорит...»
Участники: учащиеся 11 х классов.
Ход мероприятия:
уч 1
Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20… Двадцать восемь лет минуло с той поры как завершилась война в Афганистане.
уч 2
Восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.
уч 3
Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться.
уч 4 ролик хроники Афганистана
Немного об Афганистане.
До середины 70-х годов Афганистан оставался одним из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн. вели полукочевой образ жизни. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог. В стране были межнациональные противоречия Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия.
Уч5 ,
12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.
Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан,
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем ни строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески
И сапогами скалы будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли – руби душманского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь за отвагу.
Уч7
25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.
На аэродромы в Кабуле и Баграми с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.
Песня и ролик
Уч 8
Основные задачи перед бойцами Советской Армии:
1.Ликвидация бандитских формирований.
2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.
3.Охрана специалистов.
4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.
Слайд 9
Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело.
Слайд 10
Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.
Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
и, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненые, их надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.
Слайд 11
Сколько жизней было потеряно на этой жестокой беспощадной войне.
Сколько слёз было пролито поседевшим от горя матерями.
Слайды 12,13
15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.
Слайд 14
- 9 лет и полтора месяца длилась афганская война.
5.462.555 человек прошли через Афганистан;
14.353 человека убиты или умерли от ран и болезней
49.985 человек получили различные ранения
6.669 человек стали инвалидами
312 пропали без вести.
Слайд 15
Чтец 2: А во сне я опять в Кабуле,
Где убитой лежит тишина,
Вздрогнет выстрелом, свистнет пулей
Необъявленная война.
Снятся выстрелы, снятся взрывы,
Злых душманских дувалов стена,
Танк, свисающий над обрывом,-
Необъявленная война.
Объясните, зачем этот сон?
Я во сне как- будто в ловушке.
«Духи» лезут, и, как назло,
Два снаряда осталось в пушке.
Пулемёт, пулемёт, пулемёт…
Как забыть свист душманской пули?
Засыпаю, а сон вновь ведёт
По знакомым местам в Кабуле.
Слайд 16
Про Афганистан написано много. Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья - истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..
Чтец 3:
Афганистан… Высоких слов не надо
Его и так - не спрятать, не забыть.
Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,
А кто погиб, тот в песнях будет жить.
Афганистан… Кровавые закаты,
Песок и горечь. Все ни как у нас.
И шли на смерть российские солдаты
Не обсуждая Родины приказ.
Слайд 17
Среди воинов-интернационастов были и наши односельчане:
- Оглянись на тех, кто честно и самоотверженно выполнял свой интернациональный долг. Ни одна война не заканчивается тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Она продолжается в душах людей, в душах тех, кто участвовал в этой войне, в душах тех, кто потерял в этой войне сына, мужа, отца, друга. У каждого из вас была своя война, о чем красноречиво свидетельствуют и награды. Я думаю, что у присутствующих афганцев есть что рассказать, кого вспомнить.
1. Слово предоставляется__________________.
(Далее следуют выступления воинов-интернационалистов, и после каждого выступления для каждого из них звучат стихи, вручаются подарки).
2.Десятки тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.
Чтец 4:
Не берите, парни, не берите
На себя за прошлое вину…
Лучше руку дружбы протяните
Всем, прошедшим через ту войну.
Песня инжили кукуша
Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. Но память остается.
Слайд 18
Чтец 5: О сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
С Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Минута молчания.
Слайд 19
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Видеоролик об Афганистане «Пусть ПАМЯТЬ говорит...» (5 минут).