1/15/21
Мебель как искусство.
Искусство изготовления мебели зародилось в глубокой древности. Мастера мебельного дела накапливали опыт, осваивали новые инструменты и приёмы работы, создавали прекрасные вещи, достойные восхищения. У мебельного мастерства много общего с мастерством архитектора. Архитектурные стили разных веков всегда отражались и на стиле мебели. Общими принципами архитектуры и мебельного производства являются Прочность, Польза, Красота. Понятия о красоте того или иного народа отражались в вещах, которыми люди себя окружали.
Самым распространенным материалом для изготовления мебели в Египте была древесина. Инструменты египетских столяров были несовершенны. Поэтому сначала мебель покрывали толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты, затем окрашивали в белый цвет и украшали яркими рисунками. Также для украшения применяли резьбу по дереву и кости, инкрустацию слоновой костью и драгоценными камнями (бирюзой, зеленым и синим малахитом). Самую дорогую мебель покрывали тонким слоем серебряной и золотой фольги.
Мебель Древней Греции изготавливалась из различных видов древесины, а также мрамора и бронзы. Уже в Древнем Египте было известно столярное соединение – шип. Греки, в дополнение к нему, освоили изготовление гнутых древесных заготовок при помощи пара. Используя новый инструмент - рубанок и более совершенные токарные станки, они делали лёгкую, изящную мебель, украшенную резьбой, мозаикой, орнаментами и росписью.
Мебель из мрамора украшалась великолепной резьбой по камню.
В Древнем Риме использовались те же материалы и инструменты, мебель во многом повторяла формы греческой, но отличалась пышным декором. Для подчеркивания богатства многие виды мебели украшались резными узорами с изображением растений, животных, лавровых венков, несуществующих животных и амуров, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий - изготовлением плетеной мебели для сидения.
Мебель позднего средневековья - деревянная прямоугольная, довольно громоздкая. Её основным украшением является резьба, похожая на каменную резьбу готических соборов. В оформлении мебели применяются архитектурные элементы: поперечные карнизы, башенки, колонки, изображения фигур. Оковка железными и бронзовыми полосами, кованые петли и замки стали дополнительными элементами украшения.
Иногда применялись
роспись и позолота.
В XVII-XVIII веках господствующим в архитектуре и мебели стал стиль барокко. Мебель этого стиля чрезвычайно нарядна. В ней почти нет прямых линий, зато очень много резьбы, позолоты и драгоценных камней. Дверцы шкафов и бюро-кабинетов часто украшаются вставками из цветной каменной или деревянной мозаики, шлифованного цветного стекла. Для обивки мягкой мебели используются самые дорогие ткани: бархат, шёлк.
Мебель производства мастерской Рёнтгена
шкаф
- кабинет
Стол-бюро. Куплен Екатериной II
В конце XVIII века среди мастеров изготавливающих мебель
выделяются мастера самого высокого класса - краснодеревщики.
Они работали с дорогими породами дерева, выкладывали великолепные мозаики, вырезали статуэтки и медальоны. Выдающийся краснодеревщик XVIII века Давид Рёнтген создавал мебель у которой, нажатием на медальоны или незаметные кнопки выдвигались многочисленные ящички, раскладывались столешницы, открывались дверцы. Всё это приводилось в движение пружинами рычагами, тросами, и противовесами. Мебель Рёнтгена покупали короли и знать Европы, русская императрица Екатерина II.
Краснодеревщик - первоклассный мастер по изготовлению мебели.
Конец XVIII – XIX век – время когда в архитектуре и домашнем убранстве главенствовал стиль классицизм. Мебель этого времени имела достаточно строгий вид. Для неё характерны прямые линии, строгая симметрия. Ножкам придавали вид колонны, спинки диванов, стульев и кресел были четырехугольными или овальными. Некоторые части мебели обрабатывали неглубокой резьбой, в качестве украшений использовали золоченые и серебряные орнаменты, накладные детали, вставки из бронзы, камня, фарфора и перламутра.
Венский стул, модель №14
Стул из двух длинных переплетённых прутьев получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже
Немецкий мастер - мебельщик Михаэль Тонет в начале XIX века разработал способ фабричного гнутья древесины. На фабрике Тонета было разработано 22 модели стульев, кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и прочее. Модель стула №14, самая простая и безупречная стала известной под названием «венский стул». Его производство продолжается до сих пор и вы, наверняка, когда - нибудь сидели на таком стуле. Чтобы доказать прочность этого стула, Тонет скинул его с Эйфелевой башни — стул не пострадал.
К середине XX века любые элементы, в которых нет необходимости, стали считать излишними в мебели. Мебель нового стиля была простой по форме, дешёвой, удобной для машинного производства. Вместо дерева часто использовалась фанера, ножки стульев и кресел стали делать из металла. Мебель стараются сделать компактной, способной складываться. Появляется понятие мебельного гарнитура – набора мебели выполненного в едином стиле. Несколько похожих шкафов размещаются в ряд, образуя мебельные стенки .
Мебельный гарнитур - комплект мебели выполненной из одного материала, в едином стиле.
Зародившийся в конце XX века стиль хай-тек относится не только к архитектуре, но и к мебели. Деревянная мебель становится редкостью, появляется мебель из пластика, стекла, металла. Столы с прямоугольными или круглыми стеклянными столешницами, стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, стеллажи. Излюбленные цвета: металик, серебро, белый, черный.
Идея мебельных гарнитуров не забыта, но теперь их создают с учётом пожеланий будущего хозяина. Возрастает интерес к мебели - трансформеру.
Новая профессия – дизайнер мебели. Необычная, выразительная и удивительная мебель – новое увлечение человечества.
Дизайнер проектирует внешний вид мебели, определяет материал для её изготовления.
Домашнее задание: по тетради
Сегодня вы узнали как на протяжении столетий совершенствовалось мебельное мастерство, сколько труда и фантазии вкладывали в свои творения мастера прошлого и какие удивительные образцы мебели создают современные дизайнеры.