СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая викторина для 6-8 классов "Своя игра".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлено внеклассное мероприятие на неделе математики для 6-8 классов с большим количеством разнообразных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Математическая викторина для 6-8 классов "Своя игра".»

Математическая викторина 6 , 8 классы

«Своя игра».

Цели:

  • Совершенствование знаний, умений и навыков по математике.

  • Повышение познавательного интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.

  • Формирование и развитие познавательной активности школьников, развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, кругозора учащихся.

  • Воспитание коммуникативности, коллективизма, стремления к победе, к достижению новых результатов обучающихся.


Ход мероприятия:

1.Орг/ момент.

2.Постановка цели мероприятия.

3Ознакомление с правилами викторины.

  В викторине принимают участие 3 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов.

1. Конкурс капитанов.

1.Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается... (не два, а шесть)

2.Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно... (не пять, а четыре)

3.Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается... (не два, а три)

4.Говорил учитель Ире, что два больше, чем... (один, а не четыре)

5. Меньше в десять раз, чем метр, всем известно... (дециметр)

6.Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно ... (две, а не три)

7.У меня собачка есть, у нее хвостов аж... (один, а не шесть)

8.У доски ты говори, что концов у палки... (два, а не три)

9.Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит... (не единица, а пять)

10. На уроках будешь спать, за ответ получишь... (два, а не пять)

11.Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -... (не две, а четыре)

12.Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего... (пять, а не четыре).

2. Весёлая разминка « А ну-ка догони!»



Вопросы для 1 команды: 

Сколько ног у паука? (8) 
Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.) 
Сколько килограммов в 1 тонне? (1000 кг.) 
Какое время года бывает 2 раза в году? (зима) 
Бревно распилили на 2 части. Сколько сделали распилов? (2) 
Как найти площадь прямоугольника? (Нужно длину умножить на ширину) 
Назовите наибольшее двузначное число. (99) 
4 года назад Саше было 8 лет. Сколько лет Саше будет через 5 лет? (17) 
У Оли было 18 рублей. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Оли? (9) 
Продолжите числовой ряд: 26, 23, 20….(17) 
Когда можно сказать, что 1 = 60? (1 час = 60 минут, 1 минута = 60 секундам) 
На сколько 64 больше 8? (на 56) 
Назовите число, в котором 3 сотни и 7 единиц. (307) 
У Гали и Кости 8 игрушек. Галле подарили ещё 2 игрушки. Сколько стало игрушек у Гали и Кости? (10) 
Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать.) 

Вопросы для 2 команды: 

Сколько ног у комара? (6) 
Как найти делимое? (Нужно частное умножить на делитель) 
Сколько миллиметров в одном сантиметре? (10) 
Какой год длится всего один день? (Новый) 
Верёвку нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов надо сделать? (3) 
Как найти периметр квадрата? (Все стороны сложить) 
Назовите наименьшее трехзначное число? (100) 
На столе было 5 стаканов молока. Дима выпил один стакан. Сколько стаканов осталось? (5) 
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон) 
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) 
Когда можно сказать, что 1 = 1000? (1 кг = 1000 г, 1 т = 1000кг.) 
Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5) 
Назовите число, в котором 7 сотен и 2 десятка. (720) 
Во сколько раз 45 больше 9? (5) 
Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным) 

3. Отгадай учёного

Пифагор ( 1 команде)

Для нас Пифагор (VI в. до н.э.) прежде всего математик. Его именем названы улицы в некоторых городах мира. Его родина – остров Самос в Эгейском море в наше время переименован в Пифагорейон. В связи с переименованием греческое почтовое управление выпустило марку с изображением известной фигуры, символизирующей теорему Пифагора.

В древности было иначе. Многочисленные легенды рисуют Пифагора, прежде всего как религиозного пророка.

Математика была одной из составных частей религии пифагорейцев. Бог, учили они, положил числа в основу и мирового порядка. Бог – это единство, а мир – множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и соединяют все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным.

Музыка, гармония и числа были неразрывно связаны в учении пифагорейцев. Математика и числовая мистика были фантастически перемешаны в нем. Однако из этого мистического учения выросла точная наука поздних пифагорейцев.

Пифагор считал, что число есть сущность всех вещей, и что вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Об этом положении Ф.Энгельс писал: «Подобно тому, как число подчинено определенным законам, так подчинена им вселенная; этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной».

 Архимед ( 2 команде)

Архимед принадлежал к числу тех немногих гениев, творчество которых определило на века судьбу науки и тем самым судьбу человечества. В этом он похож с Ньютоном. Между творчеством обоих великих гениев можно привести далеко идущие параллели. Те же области интересов: математика, физика, астрономия, та же невероятная сила ума, способная проникать в глубь явлений, наконец,  та же популярность среди самой широкой публики. Действительно, из всех  математиков и физиков только Архимеда и Ньютона известны всему культурному человечеству, только с ними связано такое количество легенд и анекдотов.

Архимед был, одержим математикой. По словам Плутарха, он забывал о пище и совершенно не заботился о себе.

Исследования Архимеда относились к таким фундаментальным  проблемам, как определение площадей, объемов, поверхностей, центров тяжести, касательных и экстремумов. Для решения проблем он создал интегральные и дифференциальные методы, которыми мы пользуемся до сих пор: метод верхних и нижних сумм, характеристических бесконечно малый треугольник для определения касательных, метод сведения задач на экстремумы к определению касательных. Дальнейший прогресс в этом направлении означал бы создание интегрального и дифференциального исчислений, но для этого не хватало многих условий, а в самом математике – аналитической базы: буквенного исчисления, освоения более широкого класса функций, создания аналитического аппарата для их выражения. Исследования Архимеда не получили развития в древности. Дважды человечество открывало вновь Архимеда, и дважды ученые делали попытки продвинуться дальше по открытому им пути: первый раз – на арабском Востоке, второй – в Европе XVI – XVII вв.

 И. Ньютон

В рождественскую ночь 1642г. в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой величины, что его можно было искупать   в пивной кружке. Через 22 года, во время Великой чумы 1664-1665 гг.. этот молодой человек, только что получивший в Кембридже звание бакалавра искусств, уехал в свою родную деревню Вулсторп. За эти два года он открыл  здесь, что белый свет может быть разложен на лучи различных цветов, изобрел математический анализ, сформулировал закон всемирного тяготения, а затем вывел из него Кеплеровы законы движения планет. Этого молодого человека звали Исаак Ньютон. Надпись на его надгробии в Вестминстерском  аббатстве, в Лондоне, гласит: «Пусть смертные радуются, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

 Известно, что членом Лондонского королевства общества был сподвижник Петра I, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Его академический диплом был подписан президентом Королевского общества сэром Исааком Ньютоном.

4.. Это задача-шутка. Посмотрите, внимательно на рисунок. Сумма чисел в левой колонке равна 19, а в правой 20. Напишите на отдельных бумажках эти цифры и подумайте, как переместить только две из них, чтобы суммы были равны. (Ответ: надо поменять местами таблички 8 и 9, но при этом 9 повернуть так, чтобы получилось 6).

. .



5. Попробуйте при помощи арифметических действий с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 изобразить число 100.

Ответ: (1+2+3-6+7+8+9-4)*5=100

расставьте скобки

21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16

6.Гонка за лидером

Вопросы:

1. Когда смотрим мы на цифру 2, а говорим 14? (На часах).

2. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое).

3. Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4.Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль)

5.Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной? (10)

6.Что имеет два конца, но не имеет начала? (Ножницы, согласно известной загадке)

7.На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)

8.Какая рубашка весит одну тонну? (Однотонная)

9.У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)

10.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)

11.У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)

12.У стола и стула их по 4, у дивана – 5, а у кресла – 6. O чем идет речь? (О количестве букв в слове)

13. Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)

14.В каком случае, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)

15.Какой формы расходятся следы на воде от брошенного кирпича? (Круглой)

16.У этого животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)

17.Разделите 100 на половину. Сколько будет? (200)

18.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)

19.Сколько га занимают в поле стога? (100 га – сто-га)

20.“Мышеловка” из трех букв. (Кот)

21.Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это? (Ушла вместе с веревкой)

22.Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)

23.Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)

24.Какое из выражений является синонимом слова “мало”? (кот наплакал).

7. Исправь ошибки

Задание 1:

Ведущий: Следующее задание называется “Учитель”. Вам необходимо исправить ошибки в словах. В первом слове исправляют первые члены команд, во втором - вторые члены и т. д.

Для первой команды:

Для второй команды:

1. алгибра

1. матиматика

2. слажение

2. вычетание

3. лучь

3. плоскост

4. уровнение

4. прапорция

5. абсциса

5. ардината

8.  Найди закономерность.

1. 1 балл – Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19, ...

(23, 27, ...)

2. 2 балла – Найдите лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр

(Килограмм)

3. 3 балла – Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13, ...

(16)

4. 4 балла – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера

5. .Сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100?



9.: Логогрифы

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

За верный ответ - 1 балл.

1.

Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь, 
Знак как и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

2.

Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я” 
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

3.

Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

4.

Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).

5.

Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” – 
Будет круглое число. (Сурок – сорок).

Он грызун не очень мелкий,


Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.        (Флюс - плюс)


С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.                    (Шерсть - шесть)


)

Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево -

Увидим разновидность древа.                     (Куб - бук)


Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.          (Стол - сто)


Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.                             (Уголь - угол)


С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.            (Круг - друг)





10. “Математическая эстафета

Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание - 30 секунд.

За верный ответ - 1 балл.

  1. Чему равна треть суток? (8 часов)

  2. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)

  3. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)

  4. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)

  5. На какое число невозможно деление? (на 0)

  6. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)

  7. Как называются числа, которые умножают? (множители)

  8. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)

  9. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)

  10. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)

  11. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)

  12. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)

  13. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)

  14. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

  15. Чему равно произведение всех цифр? (0)

  16. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

  17. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)

  18. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)

  19. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)

  20. Наименьшее натуральное число? (1)

  21. Наибольшее натуральное число? (не существует)

  22. Единица скорости на море? (узел)

  23. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

  24. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)

  25. Что ищем, решая уравнение? (корень)

  26. Результат вычитания. (разность)

  27. Результат деления? (частное)

  28. Сколько центнеров в тонне? (10)

  29. Сколько существует цифр? (10)

  30. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)

  31. Наименьшее трехзначное число? (100)

  32. Сколько вершин у куба? (8)

  33. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)

  34. Ограниченная часть прямой? (отрезок)

  35. Результат деления? (Частное)

  36. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)

  37. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)

11. Анаграмма. 

Каждой команде дается слово АРИФМЕТИКА. Команды и болельщики составляют слова. Из слова «Арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т.е. буквы «а» «и» - два раза, а остальные по одному. Тот, кто назовет последнее слово – победит. На выполнение задания дается 2 минуты. (слово – 1 балл) 

Возможные варианты ответов: 

Акр Камера Кит Мера Мир Рама Риф Тик Ферма 
Ар Кара Кифара Мерка Миф Рама Рифма Тир Фирма 
Арка Карат Крем Метка Мрак Река Тара Тиф Фрак 
Арфа Карта Мак Метр Рак Ритм Тариф Фа 
Икра Катер Марка Метрика Ракета Ритмика Тема Фара 

12. Анаграмма : Собери слово

“ДВАКТАР”.

“ЯМАПРЯ”

“УИЦКЛЬР”

“ИКАРОДОТАН”.

“АПРЦЕТЯИ”.

“БОРМ”.

“РРАТСОТНРПИ”.

БОДЬР


13. Считаю устно (Капитан)

1. Найти среднее арифметическое ряда чисел 3, 5, 6, 7, 9, 4, 8.



14. Решаю письменно( по порядку)

Решите уравнение:

3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)


15. Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. За каждый правильный ответ – 1 балл команде. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку.

- Одна голова хорошо, а две - лучше.

- Один в поле не воин.

- Одна рука узла не вяжет.

- Хвастуну цена – три копейки.

- У семи нянек дитя без глазу.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- На седьмом небе от счастья.

- Семеро одного не ждут.

- Одним махом семерых убивахом.

- Лук от семи недуг.

- Сам не дерусь, семерых не боюсь.

- Семь верст до небес и все лесом.

- Семи пядей во лбу.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

16.Проводится конкурс пантомимы: один участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной карточке, а команда в течении 1 мин старается как можно больше дать правильных ответов.







17. Математическая цепочка

18. Математические определения и теоремы

как перемножить десятичные дроби

как разделить на десятичную дробь

теорема Пифагора

теорема Виетта

как найти процент от числа

как найти число по его процентам

какая дробь наз. Правильной

что такое пропорция

как сложить два числа с разными знаками

Чему равна сумма противоположных чисел

Что наз. Синусом, косинусом , тангенсом прямоугольного треугольника

как найти неизвестный множитель

как раскрыть скобки, если перед ними стоит знак «+», « -»

19.Магический квадрат Вставь недостающие цифры (цифры в квадрате от 1 до 9) в магический квадрат.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!