Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
«рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №________ от «____»________________2017 г. Руководитель ШМО___________________ | «согласовано» Заместитель директора по учебной работе ______________________________ Адаева М.К. «____»__________________2017 г. | «утверждаю» Директор ________________________________ Рамазанова В.А. Приказ №_______ от «____»________________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По _________МАТЕМАТИКЕ по курсу "Математическая шкатулка" ___
учебный предмет
__________________________2017 – 2018 учебный год______________________________
учебный год
__________________________2 класс (1 час в неделю)________________________
класс, количество часов в неделю
_____________I ч. – 8ч.; II ч. –8ч.; III ч. – 12 ч.; IVч.- 8ч. _____________
количество учебных часов по четвертям, за год
Учебно-методический комплект:
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
под редакцией : ________________________________________
автор, название, издательство, год издания
____________________ ______________________________
Обеспечена учебниками:
автор, название, издательство, год издания
| | Рагимова С.Р. учитель начальных классов |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» составлена на основе авторской программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Вид программы - модифицированная. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и способствует воспитанию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умению анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Актуальность программы «Математическая шкатулка» состоит в том, что в ней соблюдается преемственность с основным курсом «Математика», что позволяет показать учащимся возможности применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, а также позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Цель: развитие логического математического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно, применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 1год обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)
Распределение часов в течение учебного года
В неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Уч. год |
1час | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Возрастные особенности.
Программа курса рассчитана на учащихся 8-9 лет, она учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия по внеурочной деятельности включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать и выделять признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями, закономерности и проводить аналогии.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- воспроизводить способ решения задачи;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
-Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки - Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
-Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно - игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся |
1 | Математические игры. | 10 | Личностные: развитие любознательности, сообразительности. Предметные: объяснять выбор или способ действия при заданном условии. Метапредметные: умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение. |
2 | Геометрия. | 3 | Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу; развитие внимательности, настойчивости. Предметные: проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); описывать и выделять признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; давать определения тем или иным понятиям;выявлять функциональные отношения между понятиями, закономерности и проводить аналогии. Метапредметные: выполнять предложенные задания; применять основные правила планирования способа решения; формировать адекватную самооценку. |
3 | Конструирование. | 5 | Личностные: - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Предметные: определять последовательность выполнения задания; выявлять закономерности, проводить аналогии. Метапредметные: анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
4 | Задачи. | 7 | Личностные: развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Предметные: определять последовательность событий; обобщать, делать несложные выводы; выявлять закономерности, проводить аналогии. Метапредметные: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа, моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; воспроизводить способ решения задачи. |
5 | Дважды два – четыре. | 3 | Личностные: развитие любознательности, сообразительности. Предметные: использовать новое арифметическое действие; использовать связь между компонентами и результатом умножения. Метапредметные: выполнять действия по заданному алгоритму, строить таблицу, проверять по таблице. |
6 | Головоломки. Ребусы. | 4 | Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. |
7 | Часы. | 2 | Личностные: развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. Предметные: определение времени по моделям часов, с точностью до часа. Метапредметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; выполнять задания с использованием материальных объектов (макета часов).: |
| Итого | 34 ч | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | План | Факт | Описание примерного содержания занятий |
1 | Удивительная снежинка. Изометрические узоры. | | | Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2. | Игры. Крестики-нолики. | | | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 |
3. | Математические игры. | | | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
4. | Прятки с фигурами. | | | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5. | Секреты задач. | | | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6 . | «Спичечный» конструктор. Построение конструкций. | | | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
7. | «Спичечный» конструктор. Конструирование. | | | Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
8. | Геометрический калейдоскоп. Танграм. | | | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9. | Числовые головоломки. | | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
10. | Игры. «Шаг в будущее» | | | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
11. | Геометрия вокруг нас. | | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12. | Путешествие точки. | | | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13. | Игры. «Шаг в будущее» «Лучший лодочник», | | | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14. | Тайны окружности. | | | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15. | Математическое путешествие. | | | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 |
16. | Игры. «Новогодний серпантин» | | | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
17. | Головоломки. «Новогодний серпантин» | | |
18. | Математические игры. «Вычитание в пределах 100». | | | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
19. | «Часы нас будят по утрам…» | | | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
20. | Геометрический калейдоскоп. Конструирование. | | | Задания на разрезание и составление фигур. |
21. | Головоломки с лишними данными. | | | Расшифровка закодированных слов. |
22. | Секреты задач. | | | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
23. | Ребусы. «Что скрывает сорока?» | | | Решение и составление ребусов, |
24. | Интеллектуальная разминка. | | | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
25. | Дважды два – четыре. Математические пирамиды: «Умножение». | | | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица множения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
26. | Дважды два – четыре. Математические пирамиды: «Деление». | | | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножениячисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
27. | Дважды два – четыре. Игра «Не собьюсь». | | |
28. | В царстве смекалки. | | | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29. | Интеллектуальная разминка. Электронные математические игры | | | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30. | Составь квадрат. | | | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
31. | Мир занимательных задач. | | | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. |
32. | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. | | |
33. | Математические фокусы. | | | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
34. | Математическая эстафета. | | | Решение олимпиадных задач |
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. - № 7.
Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
Графические диктанты: 2класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Литература для учащихся:
Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2010
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2015
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2011
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2009.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.
1