СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Урок.

Просмотр содержимого документа
«"Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа"»

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

2

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Технология построения урока

Изучение нового материала

Тема урока

Материалы скульптура и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина-раскатывание, набор объема, вытягивание формы)

Цель урока

- познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

- воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству;

- способствовать развитию творческой и познавательной активности;

- способствовать формированию практических навыков создания объёмного изображения животных, используя пластилин.

Основные термины, понятия

чай, лепка, чайная традиция, чашка.

Оборудование

Изображения скульптурных форм. Пластилин, влажные салфетки, стеки, раздаточный материал, технологические карты лепки чашки.

Зрительный ряд

Презентация «Изготовление чашки», физкультминутка «Капельки»



Планируемый результат

Предметные умения

- Понимать специфику образного языка скульптуры

– Способность использовать в творческой деятельности различные инструменты

– Умение компоновать задуманный эскиз

– Овладение техникой и способами лепки

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

  • Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

  • Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

  • Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

  • Уметь организовать место занятий.

  • Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

  • Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

  • Фронтальная

  • Работа в парах

  • Технические средства обучения:

Компьютер, медиапроектор

  • Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point


Технология изучения

Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный





Выявить уровень подготовки учащихся к уроку




Личностные УУД:

- Определять общие для всех правила поведения;

- Определять индивидуальные правила работы.


Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

(демонстрация 1 слайда)


Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Дежурный называет отсутствующих в классе.




Мотивация и актуализация знаний

Определение границ знания и незнания

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других;

- Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.

– Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об одном из видов изобразительного искусства, с которым мы познакомились на том уроке. Кто мне расскажет об этом виде искусства?

Выполните, пожалуйста, тест, который состоит из пяти вопросов:

- Чем отличается скульптура от графики и живописи?

– С какими материалами работают скульпторы?

- Что такое рельеф?

- Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?

- Сравни скульптуры и сгруппируй их по материалам, из которых они сделаны:

Приложение 1 (5 задание (демонстрация 2 слайда))

Давайте, быстро проверим правильно ли мы ответили на вопросы. Возьмите ручки с зелёной пастой и отмечайте знаком «+», если ответ правильный

Обучающиеся эмоционально настроены.


Дети вспоминают, о чем они узнали на прошлом занятии.


Выбирают правильные ответы в тесте:

1) А

2) Б

3) В

4) Б

5) дерево: В, Г.

металл: А, Е.

камень: Б, Д.



Дети ставят соответствующие оценки

Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с понятием скульптура

Познавательные УУД:

- Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

(демонстрация 3 слайда)

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Будем пить душистый чай!

(демонстрация 4 слайда)

- Как вы думаете почему мы заговорили о чае?

- Какой предмет необходим для чаепития?

– Ребята, а какие чашки вам нравятся больше? Почему?

Итак, тема нашего урока «Материалы скульптура и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина-раскатывание, набор объема, вытягивание формы)»






Развивают внимание, задают наводящие вопросы


Ученики высказывают свои предположения




Ученики ставят задачу и называют тему урока

Объяснение нового материала

Знакомство с основными этапами работы

Предметные УУД:

-Умение различать в художественной деятельности характер, эмоциональное состояние;

- Восприятие художественных образов;

- Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Познавательные УУД:

- Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

(демонстрация 5 слайда)

Чай — китайское слово. Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство, а позднее его стали употреблять как напиток с нежным ароматом и приятным вкусом. Чай запрещалось вывозить за пределы Китая. О китайском напитке рассказывали мореплаватели и путешественники. И все же чай проник в Россию. О чае рассказывали много забавных историй.

Давайте вспомним, какие истории знаете вы.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

1.Английский моряк привез своей маме в подарок чай. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила по тарелкам вареные листья и приправила их растительным маслом.

На Руси произошла следующая история:

2.Барин поручил своему слуге приготовить чай, по незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой.

Эти истории пример тому, что раньше люди ничего не знали об этом напитке.

А теперь я расскажу:

- Существует такая легенда. Много лет назад китайский император (властитель или начальник, человек, который занимал высокий пост), отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. У растения срывают верхушки молодых побегов с двумя-тремя листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая - Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам (это важный, знатный человек. Это звание соответствовало богатым людям) за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию- страну восходящего солнца. Почему её так называют? (Именно эта страна изо дня в день первыми на всем земном шаре встречает рассвет.)

В Японии тоже очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. (фото)

Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. Английский чай полагается пить с молоком и пьют его в основном в публичных местах (т.е. местах где много народа) – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов за ланчем (это приём пищи в полдень, между завтраком и обедом, или его ещё называют вторым завтраком) и обязательно вечером, ровно в 17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. Выращивают чай в Краснодарском крае. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя (правит народом) русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах (купец – торговец товаром): часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем. Русские люди считают себя самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя: не довольствовались простым чайником, как другие народы, а изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает, а для растопки годилось все: и щепки, и шишки. Сейчас делают электрические самовары, как я принесла.

Но на Руси пили чай из обыкновенного самовара. Он был самым главным на столе.

Его ещё называли генералом.


Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет – гудит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец……. (самовар)

Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными варениями.

Чай пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры (кафе) были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием. При этом любой чай крепкий, настоянный и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая деликатно отказывались, и терпеть не могли пить его из чайника.

Если гость, выпив десяток стаканов напитка, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была «полнее»

Ученики смотрят, изучают иллюстрации.


Развивают внимание,

концентрацию внимания

Ученики концентрируют внимание на слайдах.


Обсуждение значения новых слов. Рассуждения учащихся.

Физкультминутка



(демонстрация 6 слайда)

Ученики выполняют простые упражнения

Закрепление полученных знаний

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.



Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- Высказывать свои предположения.

- Адекватно использовать речь.

- Планировать дальнейшую организацию деятельности

Коммуникативные УУД:

- Точно и полно выражать свои мысли.

- Обсуждать и анализировать вопросы и ответы одноклассников.

- Умение слушать, вести диалог.

Найдите последовательность лепки чашки по шаблону в технологических картах.

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

- А теперь мы сможем слепить чашку из пластилина и раскрасить её.

- Какие действия мы совершим, чтобы слепить нашу чашку?

- Как вы думаете из скольких частей состоит чашка?

(демонстрация 7-10 слайдов)

Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.


Учащиеся рассматривают технологические карты и слайды презентации


Творческая практическая деятельность

закрепить полученные знания и умения;

выявить недостающие знания и умения на практике, скорректировать их.

Предметные УУД:

- Умение использовать предлагаемые материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

- Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм

Приготовьте пластилин. Надо хорошо размять, чтобы подготовить его.

1.Затем раскатайте полоску на доске. Берём эту полоску и положим вокруг одноразового стакана.

2.Отрежем пластилин так, чтобы края полоски соединились.

3.Загладим швы и удалим одноразовый стакан.

4.Раскатаем пластину для основания

5.Вырежем по шаблону основание.

6.Соединим основание с основной деталью.

7.Разминаем и растягиваем основную часть для придания нужной формы чашки.

8.Вылепим ручку и прикрепим к чашке.

9.Украсим свою чашку шариками, косичками, жгутами. Даже можно поцарапать орнамент стеком.

Учитель помогает в выполнении работ

Обсуждают идеи



Делятся опытом создания работы

Просмотр работ учащихся

Выявить уровень и характер подготовки учащихся.

Метапредметные УУД:

- Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;

- Адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников. Регулятивные УУД:

- Осуществлять самоконтроль;

- Овладевать умением прогнозировать.

Предметные УУД:

- Понимание значения искусства в жизни человека и общества

Давайте посмотрим какие чашки вы сделали?

Выполняется оценивание работ



Показ работ



Итог урока

Проверить правильность выполнения поставленной задачи, оценить степень достижения цели.

Личностные УУД:

- Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

(демонстрация 11 слайда)

А теперь отгадайте загадки:

1. Ножек четыре,

Шляпка одна

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол)

2. Бел, как снег

В чести у всех,

В рот попал

Там пропал. (сахар)

3. Цветом жёлт и ароматен

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он. (лимон)

4.Стоит толстячок, пузатенький бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар)

5. На голове - пуговица,

Одна рука - и та на спине. (чайник)

Д/з: пластилин















Приложение 1

Ф.И. __________________________________________ 2 класс «___»


Выполните, пожалуйста, тест, который состоит из пяти вопросов:

1.Чем отличается скульптура от графики и живописи?

А) Скульпту́ра — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Б) Скульпту́ра — вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются на листе бумаги.

В) Скульпту́ра — вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются гуашью на формате А3.

4. Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?

А) Больших отличий нет.

Б) Рельеф располагается на плоскости, круглая скульптура рассчитана на восприятие с разных точек зрения.

В) Рельеф не является видом скульптуры.

2. С какими материалами работают скульпторы?

А) Скульпторы работают с разнообразными материалами: кирпичом, деревом, гуашью, пластилином, камнем, костью, мелом и другими материалами.

Б) Скульпторы работают с разнообразными материалами: глиной, деревом, воском, пластилином, камнем, костью, металлом и другими материалами.

В) Скульпторы работают с разнообразными материалами: глиной, гуашью, воском, пластилином, камнем, акварелью, металлом и другими материалами.

5. Сравни скульптуры и сгруппируй их по материалам, из которых они сделаны:

- дерево __________

- металл __________

- камень __________

3. Что такое рельеф?

А) Рельеф – один из видов скульптуры, где фигура стоит отдельно от фона.

Б) Рельеф – один из видов скульптуры, где фигура закрывает собой фон.

В) Рельеф – один из видов скульптуры, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.


Давайте, быстро проверим правильно ли мы ответили на вопросы. Возьмите ручки и отмечайте знаком «+», если ответ правильный





Приложение 2

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим

Технологическая карта (цилиндр, основание и ручка)

1. Раскатаем полоску

2. Придадим ей форму

3. Раскатаем пластину

4. Вырежем основание.

5. Соединим детали

6. Вылепим ручку

7. Украсим




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!