СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку музыки на темы "Симфоническая музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспек урока с планируемыми результатами и иллюстрациями к уроку.

Просмотр содержимого документа
«лениградская»

Урок №28. Предмет: музыка. Класс: 7. Дата: ________________

Тема: Симфоническая музыка.

Муз. материал: Симфония №7. Д.Шостаковича, «Ленинградская»

Цель: Сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство учащихся с гениальной «Ленинградской» симфонией, ее отличительными особенностями; чувство ритма, чувственные ощущения от прослушанных произведений;

Метапредметные: умение учащихся сравнивать музыкальные произведения с литературными источниками, взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе деятельности.

Личностные: атриотические чувства через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

Впереди у нас великий праздник «День Победы». Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны : «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!…

Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»

Тема сегодняшнего урока:

Записать тему урока в тетради.

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. ).

Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз.

Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.

Музыка. Что она несёт людям, в чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов, поэтов. И сегодня мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны - Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом.

-         До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов .

А в свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь- А для чего в такие трудные минуты нужна была музыка? (ответы детей).

Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве .

Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…» Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.

Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».

-Сейчас вы услышали фрагмент из 1 части симфонии. Какие мысли навеяла эта музыка? Какая она по характеру? (ответы детей).

-Мы уже встречались с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике.

Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее.

Зачертить схему и записать определение. Вариация- видоизмененное изложение темы (слайд № 10).

На форме вариации основан и «Эпизод нашествия»- 3 часть симфонии.

Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.

(показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент)

Слушание: Симфония №7 «Ленинградская» эпизод нашествия (на фоне музыки просмотр фильма о блокаде Ленинграда).

Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?

Какой образ создаёт музыка?

Как развивалась (видоизменялась) главная тема в «Эпизоде нашествия»?

-Почему Д.Шостакович выбрал именно форму вариаций для эпизода нашествия? (ответы детей).

Таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность.

Поэт Л.Болеславский в своей поэме «Седьмая» об эпизоде нашествия сказал так:

Звук.

Легкий далекий звук,

Вдруг переходящий в звук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжелый шаг,

Вдруг шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысячи чужих сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь, обращая в прах- ВРАГ!

Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей.

Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде, свое ощущение войны Анна Ахматова дает через восприятие звука- не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло»и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941 года «Первый дальнобойный в Ленинград».

(Чтение стихотворения А. Ахматовой).

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов-

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, слух

И не хотел смятенный слух

Поверить - по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес, ребенку моему.

Как и у А. Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение.

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

Вопрос: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения?

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!