СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к практическим работам по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практической работы №31 для студентов 1 курса.

 

Просмотр содержимого документа
«Материалы к практическим работам по дисциплине "Информатика и ИКТ"»

Практическая работа №31

Тема: Использование геоинформационных моделей.

Цель работы: освоение приемов работы и организации поиска в открытой геоинформационной системе.


Студент должен:

уметь:

работать с информационными системами;

осуществлять поиск информации

знать:

назначение ИС,

виды ИС;

Задачи практической работы:

    1. Изучить теоретический материал по теме практической работы

    2. Выяснить в чем отличие ГИС от других информационных систем

    3. Научиться использовать возможности ГИС для получения необходимой информации

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Технические средства обучения:

  • ПК

  1. Программное обеспечение:

  • ГИС Карты Google (https://maps.google.ru) , Яндекс.Карты (https://maps.yandex.ru),http://ru.wikipedia.org/wiki/GIS, http://kosmosnimki.ru, http://www.scanex.ru.

  1. Раздаточные материалы:

  • инструкция по выполнению практической работы;


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Современная ГИС — это автоматизированная система, имеющая большое количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными ирасчетными функциями для манипулирования ими и преобразования их в пространственную картографическую информацию для принятия на ее основе решений и осуществления контроля. Базы данных являются обязательными компонентами ГИС, в которых хранятся любые данные (графическая основа, объекты накарте и дополнительные сведения), связанные с определенной картой.

Современные ГИС сочетают в себе черты АСУ, информационно-справочныхсистем, картографических информационных систем, баз данных, САПР, АСНИ,систем документационного обеспечения. Высказывается точка зрения, что ГИС является интегрированной информационной системой, объединяющей концептуально, структурно и методически названные выше информационные системы. Авторысовременных обзоров подчеркивают, что, говоря о ГИС, разные люди часто подразумевают различные системы как структурно, так и по-разному ориентированные —на экологию и природопользование, земельный кадастр и землеустройство(с этого ГИС начинались), управление городским хозяйством, демографию и трудовые ресурсы, управление дорожным движением, социологию и политологию и т.д.

Программа, относящаяся к классу ГИС, в обязательном порядке реализует следующие функции:

  • ввод картографических данных путем преобразования в подходящий цифровой формат;

  • манипулирование данными, включая представление карт в разных масштабах;

  • управление базами данных (обычно реляционного типа);

  • обслуживание запросов на информацию;

  • визуализацию информации, основанную как на географических картах, так и на построении таблиц, графиков.

Таким образом, ГИСэто современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности. 

Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и статистические, демографические, технические и многие другие виды данных и применять к ним разнообразные аналитические операции.

Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Общиегеоданные используются при создании и в работе различных типов геоинформационных систем:

  • профессиональных (для государственных и отраслевых структур);

  • открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны;

  • встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте;

  • GPS (GeoPositionSystem) – система навигации с помощью спутниковой информации.

  • Интернет-ГИС –  в различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;

  • САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне;

  • настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.

Структура ГИС

  • Аппаратное обеспечение. Компьютер для работы с ГИС может быть от простейших ПК до мощнейших суперкомпьютеров. Компьютер является основой оборудования ГИС и получает данные через сканер или из баз данных. Наблюдать и анализировать данные ГИС позволит монитор. Принтеры и плоттеры – наиболее распространенные средства для выведения конечных результатов проделанной на компьютере работы с ГИС.

  • Программа. Программное обеспечение ГИС выполняет хранение, анализ и представление географической информации. Наиболее широко используемые программы ГИС-MapInfo, ARC/Info, AutoCADMap и другие.

  • Данные. Выбор данных зависит от задачи и возможностей получения информации. Данные могут быть использованы из различных источников – базы данных организаций, Интернет, коммерческие базы данных и т.д.

  • Пользователи. Люди, пользующиеся ГИС, условно могут быть разделены следующие группы: операторы ГИС, чья работа заключается в размещении данных на карте, инженеров/пользователей ГИС, чья функция заключается в анализе и дальнейшей работе с этими данными и теми, кому на основании полученных результатов нужно принять решение. Кроме того, ГИС могут пользоваться широкие слои населения через готовые программные приложения или Интернет.

  • Метод. Существует много способов создания карт в ГИС и методов дальнейшей работы с ними. Наиболее продуктивной будет та ГИС, которая работает в соответствии с хорошо продуманным планом и операционными подходами, соответствующими задачам пользователя.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:

  1. Что такое ГИС?

  2. Каково назначение ГИС?

  3. Какие существуют разновидности ГИС?

  4. Каков структура ГИС?

  5. Какие функции являются обязательными для каждой программы класса ГИС?

Задания для практической работы:

  1. Выполнить практическую работу в соответствии с предложенной инструкцией.

  2. Сделать вывод о проделанной практической работе (оформить в конце бланка для ответов).

  3. Продемонстрировать результат выполнения практической работы преподавателю в электронном виде (отправить файл с результатами выполненной работы на указанный адрес электронной почты)

Инструкция по выполнению практической работы

Задание 1

  1. Используя подключенный к интернету ПК с помощью браузера загрузите ГИС http://maps.yandex.ru

  1. В поисковой строке Яндекс на этой странице введите название города Приднестровья:

  2. Ознакомьтесь с системой навигации ГИС Яндекс.

  3. Используя систему навигации ГИС Яндекс (масштабирование, перемещение, поисковую строку и т.д.), найдите ответы на поставленные в таблице №1 вопросы.

  4. Заполните таблицу №1, предложенную в электронном бланке ответов.

Таблица №1

Задание

Ответ

Задания необходимо выполнить с помощью ГИС Яндекс.Картыhttp://maps.yandex.ru

1

Какое здание расположено напротив Днестровской СШ №2? Каковы точные географические координаты этого объекта? Назовите ближайшую к этому объекту автостанцию.


2

Укажите названия и адреса ближайших к Площади Суворова г. Тирасполь поликлиник и больниц.


3

Что расположено в г. Днестровск по адресу: ПМР, Днестровск, ул. Лиманная, д.1?


4

Найдите на карте ПМР Бендерскую крепость. Укажите ее точные географические координаты. Назовите архитектурные объекты образующие Бендерскую крепость.


5

Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту города Днестровска. Определите точные географические координаты МОУ Днестровская СШ №1.


6

Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту спорткомплекса «Шериф» г. Тирасполь. Определите точные географические координаты спорткомплекса.


Задание 2

  1. Используя подключенный к интернету ПК с помощью браузера загрузите ГИС КартыGooglehttps://maps.google.ru

  2. Ознакомьтесь с системой навигации ГИС Google.

  3. Используя систему навигации ГИС Google(масштабирование, перемещение, поисковую строку и т.д.), найдите ответы на задания таблицы №2.

  4. Заполните таблицу №2, предложенную в электронном бланке ответов.

Таблица №2

Задание

Ответ

Следующие задания выполните с помощью ГИС Карты Google (https://maps.google.ru)

1

Находясь в туристической поездке в г. Дубоссары вы решили общественным транспортом добраться до г. Бендеры, чтобы посетить Старую крепость. Проложите и опишите подробный маршрут, если вы проживаете в гостинице на ул. Дзержинского, д1. Сделайте скан копию маршрута и подробного описания движения по нему и вставьте в бланк отчета в поле Ответ.


2

Через какие области проходит самый короткий автомобильный маршрут Каменка – Днестровск и какова его продолжительность?


3

Определите точный адрес и ближайшую Маршрутное такси для следующих достопримечательностей Приднестровья:


а

Собор Рождества Христова


б

Государственный Драматический театр


в

Главное здание ПГУ (Приднестровский Государственный университет им. Т. Г. Шевченко)


г

Мемориал воинской славы г. Бендеры


д

Кицканский плацдарм


е

Верховный совет


  1. После ввода ответов на вопросы обеих таблиц, сделайте выводы по результатам работы.

  2. Подпишите работу вверху страницы и отправьте по адресу электронной почты, указанному преподавателем.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!