СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы доклада «Современные технологии обучения истории в основной школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы доклада «Современные технологии обучения истории в основной школе»»













Реферат



«Современные технологии обучения истории в основной школе».











исполнитель: учитель истории

Горлов Владимир Николаевич





п. Турки

2019 год

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………

  2. Виды деятельности обучающихся и интерактивное обучение……

  3. Проектная деятельность………………………………………………..

  4. Многоуровневое обучение………………………………………………

  5. Технологии игровые, коллективного способа обучения, критического мышления, информационные

  6. Заключение………………………………………………………………..

  7. Литература………………………………………………………………











































  1. Введение

За последние десятилетия произошла масса перемен и изменений. Практически все области общественной жизни были модернизированы, где в лучшую сторону, а где наоборот. Не исключением стала и система образования. Благодаря новым технологиям стали открыты новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, поиск новых знаний, умений пользоваться поисковыми системами и т.д. Мы живем в век новых технологий, и мало кто представляет свою жизнь без компьютеров, планшетов, различных гаджетов. Это удобно, вся информация собрана в одном месте. Щелчком мышки найдешь всю необходимую информацию, это экономит время, так как не нужно бегать по библиотекам, перелопачивать массу литературы.

С другой стороны, молодежь уверена в том, что скачав тот или иной материал не надо мучиться и искать по различным источникам материал, т.к. все подано на блюдечке. Из-за этого читают очень мало, кругозор у многих практически не развит, падает грамотность. Но несмотря на это, человечество вступило в новую эру и эпоху развития.

Преподавание обществознания в современной школе можно считать, соединение таких необходимых приемов и качеств как мышление и самостоятельность. Это великие ценности в технологии современного обучения.

Благодаря законодательству Российской Федерации, определён обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Современный педагог преподает то, что обучающийся должен знать, уметь, чему должен научиться, применяя УУД.

Основные методические инновации связаны, конечно же, с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

2. Виды деятельности обучающихся и интерактивное обучение

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, переводя её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания, полезно учитывать следующие правила:

  1. В работу должны быть вовлечены все участники;

  2. Психологическая подготовленность участников;

  3. Работа должна проводиться в малых группах для более эффективной работы;

  4. Весь ход работы обсудить до начала работы;

  5. Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке (презентации, отрывки из фильмов и т.д.);

  • повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке (обсуждение, рассуждение, описание и т.д.);

  • появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся;

  • преподаватель, использующий информационные технологии, должен обращать внимание на логику преподнесения учебного материала;

3. Проектная деятельность

Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса обучающихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки обучающихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность обучающихся.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта;

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  5. Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими обучающимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (презентации, видеофильм, различные виды публикаций).

Проектная деятельность заинтересовывает обучающихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • Развивают у себя исследовательские умения;

  • Развивают системное мышление.

В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (надпредметных) умений и социализации обучающихся.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании обществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы обучающихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении обществознания.

В нашей школе, на протяжении нескольких лет, обучающиеся 5-7 классов, в следующих 5-8 классов, перешедших на ФГОС, выполняют годовые проекты по выбранным предметам. Не исключение и обществознание. Теория теорией, а вот на практике возникает множество вопросов, проблем, в том числе и пользование ПК, составлением презентации. Вся работа складывается из презентации и вордовского документа. Работа трудоемкая и кропотливая не только для ученика, но и для учителя, так как работа индивидуальная, а не групповая. Необходимость просмотра большого количества литературы, выдвижение гипотезы, цели и задачи, затем перенесение информации на слайды и на бумагу, неоднократные репетиции. Работа занимает несколько месяцев. Но когда работу представляют ребята целой аудитории и их сопровождает успех, это успех и учителя.

4. Многоуровневое обучение

На повышение эффективности обучения обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Многоуровневое обучение предполагает:

  • Учёт индивидуальных типологических особенностей обучающихся (черт характера, способностей, темперамента);

  • Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти);

  • Анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;

  • Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки обучающихся, можно использовать следующий вид работы. В течение 5 – 8 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы.

С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной деятельности стоят соответствующие учебные приёмы (составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ). Задача состоит в том, чтобы научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать соответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие школьников.

Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:

  1. объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;

  2. применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);

  3. использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;

  4. выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.

Формирование мыслительных умений обучающихся осуществляется последовательно по возрастным ступеням с 5 по 9 класс, в первом концентре. Во втором концентре, опираясь на созданную базу, можно работать с новыми источниками знаний с элементами исследования.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Что­бы школьник стал активным и заинтересованным на уроке, требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлека­тельной работу учащихся не только на творческо-поисковом уров­не, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современ­ного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информа­ции. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится раз­витие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помо­жет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время

Чем привлекательна эта педагогическая технология?

Она интересна в первую очередь в работе со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психоло­гами как «переломный» период в развитии личности, отличаю­щийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, не­устойчивостью психики. Основой успешного усвоения предме­та, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Oнa позволяет расширить грани­цы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение. Ребенок осуществляет самостоя­тельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению истори­ческой информации, а эмоциональность игрового действия ак­тивизирует все психологические процессы и функции ребенка. Здесь как видим, игровая технология тесно связана со здоровьесберегающей технологией, которая рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Итак, игра на уроке, хочется остано­виться на играх, которые можно привлекать при изучении ново­го материала.

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторы­ми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выде­лению главного. Условный компонент, делающий игру занима­тельной, достигается посредством правила - изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Предложения можно записать в тетради. В этом случае удобнее выявить победителя.

Эта игра позволяет развивать очень важное умение - выде­лять главное, на котором основываются и навыки работы с текстом, прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.

В этом же методическом направлении применима игра «Де­рево мудрости». «Чистая доска». На уроках истории используется большое количество тер­минов. Для работы с ними можно использовать игру с опреде­ленными правилами - «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую-либо истори­ческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можно записать.

Часто использую дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала, в них школьников при­влекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, сме­калки, быстроты реакции. Вот некоторые из игр «Аукцион», «Реставрация», «Исторические пятнашки» и другие.

Главная задача курса истории и обществознания – научить учащихся мыслить

Помочь в решении этой задачи и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Первая стадия – вызов. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). Можно применить различные приемы, такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен…), покопаемся в памяти, верные и неверные утверждения, ассоциации, кластеры.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Третья стадия  рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

Технология коллективного способа обучения.

Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется при работе с учащимися с 5 по 9 класс при работе:

• анализ документов;

• составление синхронистических таблиц;

• составление сравнительных таблиц;

• составление исторических портретов;

• работа с памятками-алгоритмами;

• работа с учебником;

• работа в группах, парах.

Современные информационные технологии.

Современное школьное образование уже невозможно представить без использования современных компьютерных технологий. Однако злоупотреблять новшествами не стоит. Все хорошо в меру. На уроках истории и обществознания использую:

1. Интерактивные карты и интерактивные плакаты. В интернете есть множество сайтов, содержащие электронные образовательные ресурсы. При наличии в школе локальной сети провести урок с помощью этих ресурсов не проблема.

2. Электронные учебники имеют одно очень важное преимущество: комплексное воздействие – фото, видео, карты, схемы, документы, музыка, речь диктора, автоматизированный контроль знаний ученика.

3. Обучающие программы. На CD сейчас выпускаются уроки-практикумы, тренажеры, онлайн-тесты. С их помощью можно проводить практические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ

4. Интерактивная доска. Интерактивная доска позволяет работать с презентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами, тестами и т. д.

6. Презентации. Презентации можно использовать в разных вариантах:

1) При объяснении нового материала. Заранее созданная презентация фиксирует внимание на важных моментах темы.

2) Презентация для сопровождения доклада. Такая презентация готовится учениками и сопровождает ученический проект, исследовательскую работу.

3) Тестирование по теме, коллективный разбор заданий. Такие презентации могут быть использованы на обобщающих уроках, как для самостоятельной индивидуальной работы учащихся, так и для коллективной.

7. Большое значение при использовании технологий имеет звуковое сопровождение. Так, например, большое значение имеет прослушивание произведений композиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей, просмотр фильмов, картин.

Заключение

Таким образом, новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для обучающихся, так и для нас самих.

В соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.

Литература:

  1. Алексашина Л.Н. Учебные проекты по истории в основной школе // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2012.-№10.-С.23-29.

  2. Алексеева С.А.   Интеграция педагогических технологий на уроках истории и обществознания    // Справочник заместителя директора школы - 2014. - №1. - С.30-39.

  3. Гусева Н.В. Структура познавательно-исследовательской деятельности в изучении краеведения    // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - №9. -С.28-36.

  4. Коростелева А.А. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в курсе "Обществознание" // Преподавание истории  и обществознания в школе  - 2014. - №.7. - С.40-43.

  5. Лобанов И.А. Организация проектной работы с интернет-ресурсами по изучению конституции РФ в 5-6 кл.    // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2014. - №3. - С.36-39.

  6. Сергеев И. Освоили метод учебных проектов... Что дальше?    // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2005г.-№9.-с.20.

  7. Тысько Л. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию    // Преподавание истории  и обществознания в школе - 06г.-№4.-с.14.

  8. Хлистунова Н.В.Реализация учебного проекта по отечественной истории в старших классах    // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2014. - №3. - С.40-46.

  9. Чиж Г.Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2012.-№6.-С.53-55.

  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.,- М: АРКТИ, 2006

  11. Алексашкина Л.Н.   Учебные проекты по истории в основной школе // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2012.-№10.-С.23-29.

  12. Байбородова Л.В.   Изучение истории в средней школе: учебное пособие    // Ярославль. - ЯГПУ им.К.Д.Ушинского. - 2009.-403с.

  13. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. -  Самара, 2006.

  14. Иванова Л.Ф. Проектная работа по обществознанию // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2007г.-№,32.-с.36 Подготовка проекта

  15. Иванова Л.Ф.   Проектная деятельность школьников при изучении обществознания    // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2014. - №2. - С.25-34.

  16. Калуцкая Е.К.   Проектно-исследовательская деятельность учащихся с применением ик-технологий при изучении темы "Курская битва": 9 кл.    // Преподавание истории  и обществознания в школе  - 2014. - №.7. - С.54-59.

  17. Козленко С.И. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе: темы работ  // История. Первое сентября -2007.-№23.-С.38-45

  18. Крючкова Е.А.   Дидактические возможности реализации воспитательного потенциала   учебных курсов по всеобщей истории в 5-6 классах // Преподавание истории  и обществознания в школе - 2014. - №4. - С.25-35.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!