СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по теме самообразования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в рамках ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования "Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования"

Просмотр содержимого документа
«Материал по теме самообразования»

Открытый урок в 8а классе

Тема: «Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию»

Тип урока: урок - практикум

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку – выразительному и осмысленному чтению текста;

Задачи:

Воспитательная:

Воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.

Образовательная:

подготовить учащихся к итоговому собеседованию.

Развивающая:

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Планируемые  результаты  образования.

Предметные   умения: 

выразительно  читать и пересказывать текст,  соблюдая   грамматические,  орфоэпические, пунктуационные  нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания.

Метапредметные  (критерии  сформированности/оценки  компонентов  универсальных  учебных  действий – УУД)

Познавательные:  общеучебные–понимать информацию,   представленную  в  различной  форме,  соотносить  ее, выражать  в словесной  форме.

Логические:  уметь  анализировать,  моделировать,  сравнивать,  делать  умозаключения, выводы.

Регулятивные:  осознавать учебную  задачу,  принимать ее, планировать,  выполнять  необходимые  действия для ее решения;   оценивать   правильность  выполнения  учебных  действий,  адекватно  воспринимать  оценку учителя.

Коммуникативные:   рассказывать,  слушать  собеседника,  участвовать в диалоге,  проявлять  доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: осознавать себя  носителем  языка,  проявлять  желание  умело  пользоваться  устной речью.

Оборудование:  проектор,  раздаточный  материал.









1.Приветствие, проверка готовности к уроку.

Мотивационный этап.

-Доброе утро, ребята и уважаемые гости!

Звонок дается не только в школе, но и в театре перед началом спектакля, давайте и мы начнем сегодняшний урок.

-Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена по русскому языку.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.

2.Формулировка темы урока, постановка цели и задач. - 2 слайд

Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно не лениться, нужно повторять программу; нужно работать качественно; много читать пересказывать ,быть коммуникабельным, грамотно строить речь, избавляться от комплексов.(объяснение значения слов)

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно стремиться к самосовершенствованию, быть целеустремленным, быть оптимистичным( объяснение значения слов)

- Что объединяет данные слова: выразительное чтение текста, пересказ, цитата,?(3 слайд) (Наводящий вопрос: «Какое испытание включает все эти типы заданий?». Это типы заданий, которые предстоит выполнить на итоговом собеседовании

(4 слайд) Сегодня мы будем работать над 1 и 2 заданием экзамена

Что они из себя представляют?

4 Вспомним все этапы экзамена:

1. Выразительное чтение текста

2. Пересказ текста и вставка цитаты

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

Конечно,(слайд 5)

это и умение выразительно читать.

2 умение включать цитату,

3 умение выделять главное и передавать содержание

4 это умение находить микротемы

(заранее подготовить таблицу и раздать на парты после обсуждений)

Текст - предложения , связанные общей темой, мыслью.

Тема текста - тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий. Если тема текста - это ядро высказывания, его основа,то микротема.

Основная мысль текста- это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац

Ключевое слово – это особо важные слова для понимания текста.

(6 слайд) Начинаем работать с текстом.

Перед этим прочитайте: « Памятка к чтению текста на парте»

Запомните критерии оценки чтения текста

1 умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2 умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3 хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

4 Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах

Обратите внимание на

7 Интонационная функция знаков препинания

Точка

Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

Восклицательный знак

Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения. Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.

Вопросительный знак

Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Многоточие

Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания. Требует длительной паузы.

Запятая

Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

Тире

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.

Двоеточие

Означает, что определённый отрезок мысли завершён, ноДолжна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и

Скобки

Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

Кавычки Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Абзац расчленяет текст с целью выделения его компонентов. Выделяется удлинённой разделительной паузой.


Ребята,иногда в жизни с нами происходят смешные ситуации, заставляющие нас смеяться ,а может даже и плакать от схема.

Кто-то хоть раз но проходил через такое?



1 стратегия - предтекстовая

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

- Посмотрите на фотографии. Скорее всего, этот человек вам неизвестен. А вот каждый учитель знает имя этого человека – это Юрий Владимирович Никулин: ) – советский и российский актёр (клоун), киноактёр, режиссер, телеведущий.

В данном случае уже задание к тексту предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением. Здесь уместно применение приемов «прогнозирования» или «рассечение вопроса» с опорой на читательский опыт учащихся:

- О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

- Что вы знаете об этом человеке?

Ребята пытаются догадаться о возможном содержании текста на основе анализа его заголовка или задании к нему, представляют в своём воображении события, героев, вспоминают и сравнивают факты, эпизоды, а потому иллюстрации, хоть и небольшие, к тексту играют не менее важную роль в предугадывании предстоящего чтения: ребятам обязательно захочется узнать как можно больше о том или ином человеке на картинке.

Задание: прочитайте текст об этом актере про себя (на подготовку 2 минуты), а затем прочитайте текст выразительно, соблюдая интонацию, согласно пунктуационному оформлению текста. Тексты находятся у вас на столах (приложение 2). Давайте вместе вспомним признаки выразительного чтения (уч-ся читают).

Ю́рий Нику́лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́дове, бывшем Поре́чье, Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения.

18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию и определили в зенитный дивизион. Когда началась жестокая блокада, Юрию Никулину в полной мере пришлось хлебнуть лиха, выпавшего на долю солдат, защищавших северную столицу.

После войны по совету отца, считавшего, что цирковой артист имеет больше возможностей для самостоятельного творчества, Юрий Никулин решил стать клоуном. Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране. Так началась цирковая карьера Никулина.

На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина. В 1966 и 1968 годах Леони́д Гайда́й снял две свои знаменитые комедии — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» с участием Никулина. Именно в это время его популярность как комедийного актера и — увы, лишь во вторую очередь — как клоуна приобрела в СССР поистине космический размах.

Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет. С годами выполнять трюки и репризы становилось все труднее: врачи нашли у него целый букет разнообразных болезней, но лечиться артист не любил и обращался к докторам лишь в самых крайний случаях.


Составляем список слов, с которыми ассоциируется данный текст , используя прием «глоссария»: актер, артист цирка, выдающийся деятель культуры, знаменитый клоун, комик, участник ВОВ и т.п.


2этап – стратегии текстовой деятельности –

« Чтение про себя с пометками».

Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Пометы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.


Например, работа по тому же тексту о Ю.Никулине.


«Ю́рий Нику́лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́дове, бывшем Поре́чье, Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения»


Беседа:

-С какой датой ассоциируется этот отрывок? (дата рождения, 18 декабря 1921г)

-Какие здесь звучат слова собственные? (Демидов, Поречье, Смоленская губерния).

-О каком историческом событии говорится? (Гражданская война)

-Что произвело неизгладимое впечатление в детстве на Никулина? (поход в цирк)


Правильные приемы текстовой деятельности способствуют развитию навыков работы над пересказом текста.

Работа с текстом, подготовка к пересказу.

Далее работа с тексом ведется в микрогруппах (по 2 человека). Учащиеся заполняют «Лист наблюдений».

- Текст прочитан, давайте поработаем с его содержанием для того, чтобы успешно подготовиться к пересказу. Работаем в микрогруппах, по ходу обсуждения заполняем таблицу (СЛ.9) в Листе наблюдений, которая содержит такие компоненты как, абзац, микротему, ключевые слова. Идет работа в группах, можно первую часть заполнить вместе, если будут трудности.

Лист наблюдений

Абзац

О чем идет речь?

Ключевые слова

1



2



3



4



5





3этап. Работа с текстом после чтения.


В традиционной школе это звучит как беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.


Здесь уместно применение таких послетекстовых стратегии : «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.


Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста после чтения текста о Ю.Никулине. Ученикам выдаются листочки с заданиями.


1. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что Ю.Никулин:

1) актер;

2) артист цирка

3) блокадник.

2.   Как вы понимаете выражения.

1) в полной мере хлебнуть лиха;

2) выпавшего на долю;

3) попал в поле зрения;

4) целый букет разнообразных болезней.


3. Подберите синонимы к словам: занесла, определили (в зенитный полк), (творческий) расцвет.

4.Восстановите последовательность текста, расставив номера.


  • 18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию.

  • На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина.

  • Ю́рий Нику́лин родился в Деми́дове, бывшем Поре́чье.

  •  Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране.

  • Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет.


  1. Каким представляете вы Ю.Никулина?

  1. Добрый и порядочный

  2. Прекрасный артист

  3. Хороший человек

  4. Всенародный любимец


7. Итог урока.

- Ребята, в рамках сегодняшнего урока мы остановились на некоторых типах заданий устного испытания, пришло время подвести итог:

- Какой этап урока вам показался самым интересным?

-Какой этап урока был самым трудным?

- Полезным был ли для вас материал сегодняшнего урока?

- На что стоит обратить внимание при подготовке к итоговому собеседованию?


- Ребята, спасибо за ваши ответы. Ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Ю.В.Никулина : «Будьте самоучками, не ждите пока вас научит жизнь».


- Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя самоучками, сумели постичь то новое, что читается между строк.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!