Тема самообразования
Воспитателя Истоминой И.С.
Уч.год | Тема самообразования | Срок работы над темой | Результат работы | Форма представления результата работы |
2022-2023г. 2023-2024г. 2024-2025г. | «Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса по экологическому воспитанию детей с нарушением интеллекта» | 3 года | Разработка конспектов мероприятий и пополнение картотеки дидактических игр. Проведение комплекса мероприятий по заявленной тематике 1. Конкурс детских рисунков: «Скворечник», «Мир глазами детей», «Лето на опушке», «Помоги птицам». 2. Конкурс: «Лучшая поделка – кормушка». 3. Беседы – презентации: «Природа нашего края», «Животный мир нашего края», «Деревья и кустарники». 4. Выставка коллективной работы: « Птицы глазами детей». 5. Экологическая игра – викторина: «Загадки природы». 6. Просмотр видеоролика: «Как люди охраняют природу». 7. Проект: «Птицы - наши друзья». 8. Оформление альбома: «Осень – волшебница». 9. Экологическая акция «Поможем зимующим птицам». 10. Беседы: «Мусор – болезнь планеты», «Насекомые - часть природы», «Птицы и звери зимой». 11. Общешкольное мероприятие: «День Земли». 12 Конкурс поделок «Птицы России» | Творческий отчет по теме самообразования на МО воспитателей. Проведение коррекционных мероприятий. Проведение открытого занятия по данной теме. |
План работы педагога над темой самообразования
Тема: ««Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса по экологическому воспитанию детей с нарушением интеллекта»
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I.Диагностический | 1. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме в СМИ. | I год Сентябрь-декабрь |
II.Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Подбор материала по теме самообразования. 3. Прогнозирование результатов. | I год Январь-май |
III. Практический | 1. Внедрение опыта работы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Корректировка работы. | II год Сентябрь-май |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Представление материалов, наработанных по теме самообразования. 3. Оформление результатов работы. | III год Сентябрь-май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта работы. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Год работы над темой по самообразованию: первый
Деятельность по реализации темы самообразования:
Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по теме:
1. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с. 2. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 248 с.
3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.
Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
4. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения
О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с. – (В помощь учителю).
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288 с.
6. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с.
7. Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002. – 92 с.
8. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебнометодическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.
9. Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
10. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
11. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
12. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 13. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологические беседы в школе: Учебнометод. пособие. – Мичуринск, 2003. – 53 с.
14. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. – 2014. – №5. – с. 83-88.
Перспективное планирование работы по теме самообразования:
Цель: формирование положительного отношения к природе, познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Задачи:
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих воспитанников к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы;
- научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
- развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление, умение сравнивать и восстанавливать причинно-следственные связи между разными видами птиц.
План работы над темой:
- анализ педагогической и методической литературы;
- подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, презентаций по экологическому воспитанию;
- осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в воспитательном процессе;
- разработка перспективного плана работы.
Год работы над темой самообразования: второй
Деятельность по реализации темы самообразования:
1. Совершенствовать свои знания в области экологического воспитания.
2. Применять наработанный материал в практической деятельности.
3. Провести цикл коррекционных занятий по теме самообразования.
4. Выступать с докладами по теме самообразования.
5. Обмен опытом с коллегами.
Перспективное планирование работы по теме самообразования:
• сформировать осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформировать начальную экологическую культуру детей;
• дать практические знания по охране природы;
• развивать речевые навыки детей;
• учить экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Год работы над темой самообразования: третий
Деятельность по реализации темы самообразования:
1. Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.
2. Обмен наработками и новыми технологиями.
3. Распространение педагогического опыта: написание докладов,
создание индивидуальных творческих проектов.
4. Дальнейшее изучение педагогической литературы по заявленной тематике.
5. На основе проделанной работы, подготовить выступление с презентацией.
Рекомендации: использовать в своей работе ИКТ. Размещать наработанный материал в СМИ. Повышать свою профессиональную компетенцию. Обмениваться опытом с коллегами. Повышать качество проводимых мероприятий.