СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для учащихся 2 курса заочного отделения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал ро разделу "Музыка как вид искусства"

Просмотр содержимого документа
«Материал для учащихся 2 курса заочного отделения»




РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Тема 1.1 Музыка как вид искусства



Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания, особенности музыкального искусства

2. Средства выразительности в музыке


   Музыка – это многогранное и поистине неисчерпаемое понятие. Музыку можно рассматривать с нескольких сторон: как физическое явление, как голоса природы, как часть жизни человека (здесь идёт речь о ритме, который свойственен человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемым элементом музыки). Но чаще всего музыку исследуют как вид искусства

Музыка — это искусство. Искусство — это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах. Художественный образ — то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности. Художественный образ — «ядро», «сердце» произведения искусства. Это то чувство, то состояние, те переживания, которыми хочет с нами поделиться художник. Художественный образ всегда субъективен: он существует в пространстве человеческого воображения, материализуясь в произведении искусства и заново рождаясь при его восприятии зрителем, слушателем, читателем.

Музыка — пространственное искусство. Это определение чаще всего применяется при анализе музыки в психологическом аспекте. Действительно, при создании музыкального произведения или при его восприятии человек часто зримо представляет себе ту или иную картину мира. Пространство музыкального мира нельзя ощутить зрительно, оно развертывается лишь в сознании слушателя.

Музыка — многожанровое искусство. Вы с легкостью можете назвать разные виды (жанры) музыки: песня, симфония, опера, романс, мазурка, балет, шлягер...



Музыка — искусство интонации. Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках.. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола, происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка — это самовыражение. Природа дала человеку голос и естественное всякому живому существу моторно-ритмическое чувство. Человек — своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.

Музыка — временное искусство. Музыка это особо слышимое, осмысляемое, ощутимое, переживаемое человеком время. Весьма образно заметил русский композитор И. Стравинский, что музыка есть способ организации отношений между человеком и временем.

Музыка — это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки человек не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, своих чувствах и переживаниях, но и может быть понят другим человеком.

Музыка — это принадлежность всех времен и народов. Музыка существовала, существует и будет существовать всегда. В разные времена она выполняла разные функции, но никогда человечество не представляло себе жизни без музыки. Разнообразие музыки предопределяет ее органичное включение в любое событие в жизни человека.

Музыка — весь человек. Многообразие музыки равно многообразию самого человека. Музыка вмещает мир человека, став «языком» его «души».

Музыка — искусство особых выразительных средств. [1] с54-56







Средства выразительности в музыке

В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности.

Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков.

Лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. Ступени лада образуют гамму. В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и минорный.

Ритм — одно из главных средств выразительности и формообразования в музыке.

Метр — порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные и неопорные. Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений.

Мелодия — художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада. Музыкальное произведение может состоять из одной только мелодии.

Гармония — область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада.

Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения.

Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музык

Динамические оттенки Характер и содержание произведения требуют исполнения с разной силой звучания – от очень тихого – pianissimo- pp (пианиссимо), тихого – piano- p (пиано) до громкого – forte – f (форте) и очень громкого – ff (fortissimo). Возможно еще и не очень громкое исполнение – меццо-форте – mf (mezzo-forte) и не очень тихое исполнение – меццо-пиано – mp (mezzo-) piano.

Форма — определенный композиционный план музыкального произведения. Последовательность частей создает определенное построение. Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика.

Штрихи – указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения. Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение. Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков.[1]с.58-60



Задания

1. Сравните музыкальное искусство с другими видами искусств по следующим позициям: выразительность и изобразительность; пространственные, понятийные, временные виды искусств; каналы восприятия образов; необходимость посредника между создателем и воспринимающим.

2. Проанализируйте и сравните роль отдельных средств музыкальной выразительности в предложенных педагогом для прослушивания музыкальных произведениях.

3.Проверьте свои знания, ответив на вопросы заданий в тестовой форме по данной теме.

4. Прокомментируйте приводимые ниже высказывания о музыке. «Музыка — это тайна и неосознанная математическая задача для души» (Г.Лейбниц).

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

5. Подготовить эссе: «Чем является музыка для вас, и чем она должна стать для ваших вос­питанников?», «Зачем педагогу дошкольного образования быть музыкально эрудированным?»

6.Раскройте свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).


Литература:

1.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот. Стр.6-11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!