СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ВПР по русскому языку (8 класс)»



ГОТОВИМСЯ

К













Русский язык 8 класс







Теоретический материал к ВПР по русскому языку в 8 классе

Задание 1. Работа с текстом.

Необходимо знать правила орфографии с 5 по 7 класс и правила пунктуации.

Правила орфографии и пунктуации собраны в приложении к нашему рабочему учебнику.

Задание 2. Разборы.

Морфемный и словообразовательный2.









Морфологический разбор3

Имя существительное

Имя прилагательное

Числительное

Слово - ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: собств/нариц; одуш/неодуш; конкр/отвлеч/собират/веществ; род, скл.;

Непост.морф.призн: падеж, число.

3.Синтаксич.функция.










Слово – ч.р.

1.Н.ф. (И.п., ед.ч., м.р.);

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению (качеств./относит./притяж.), у качественных прил.: степень сравнения, полная или краткая форма;

Непост.морф.призн.: род (в ед.ч.), число, падеж.

3.Синтаксич.функция

 

 

Слово – ч.р.

1.Н.ф. (И.п.);

2.Пост.морф.призн.: лексико-грамматич.разряд (колич/порядк/собират), по структуре (простое/сложное/составное);

Непост.морф.призн.: падеж, род (если есть), число (если есть);

3.Синтаксич.функция.

Причастие

Деепричастие

Наречие

Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: вид, залог (действит/страдат), время;

Непост.морф.призн.: полное/краткое (у страдат.прич.), род, число, падеж (у причастий в полной форме);

3.Синтаксич.функция.



Слово – ч.р.

1.Н.ф. (инфинитив глагола);

2.Пост.морф.призн.: вид;

3.Синтаксич.функция.


Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению, степень сравнения (если есть);

3.Синтакисч.функция.

Местоимение

Глагол


Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению; лицо (у личных местоимений);

Непост.морф.призн.: падеж, число (если есть), род (если есть).

3.Синтаксич.функция.

Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2. Пост.морф.призн.: вид, возвратность, переходность, спряжение;

Непост.морф.призн.: наклонение (изъявит/условное/повелительное), время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

3.Синтаксич.функция.


Предлог

Союз


Слово – ч.р.

1.Пост.морф.призн.: непроизв/производн, прост/сложн.

2.Не является членом предложения.

Слово – ч.р.

1.Пост.морф.призн.: произв/непроизв., простой/составн., сочин/подчин, что соединяет, какое значение выражает.

2.Не является членом предложения.






















Синтаксический разбор4

Характеристика предложения

1.По количеству грамматических основ

 Простое

Сложное  


2. По цели высказывания

 Повествоват.

Вопросит.

Побудит. 

3. По эмоциональной окраске

Восклицательн.

Невосклицательное 


4. По характеру грамматической основы

 Односоставное

Двусоставное  


5. По наличию второстепенных членов предложения

 

 

Распростран.

Нераспространенное


6. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения

Полное

Неполное


7. По наличию осложняющих элементов

 Осложненное

Неосложненное  












Задание 3. Правописание частицы НЕ с различными частями речи

Чтобы правильно выполнить это задание, сначала нужно определить часть речи.



  • Не с глаголами – раздельно.



  • Не с деепричастиями – раздельно.



  • Не с числительными – раздельно.



  • Не с краткими причастиями – раздельно.



  • Не с сущ., прилагательными полными, полными прич., наречиями на о-е – по схеме.

1.употребляется ли слово без не?

Если нет, слитно.

Если да, задаем след. вопрос.

2.есть ли противопоставление с А?

Если да – раздельно.

Если нет – след. вопрос.

3.есть ли частицы отнюдь не, вовсе не, ничуть не, далеко не, нисколько не?

Если да – раздельно.

Если нет – след. вопрос.

4.есть ли зависимое слово? (этот вопрос задаем только для причастия)

Если да – раздельно.

Если нет или оно выражено наречиями степени – очень, совершенно, крайне, почти, абсолютно, совсем (=очень), то слитно.



  • Не с краткими прилагательными. Нужно смотреть, есть ли полная форма.

Если нет, раздельно.

Если да, то по схеме выше.



  • Не с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями.

Раздельно, если между частицей и словом есть предлог. Не у кого.

Слитно, если предлога нет. Некого.



  • Со сравнительной степенью прилагательного – раздельно.

Со словами «больший, меньший, худший, лучший» - раздельно.



  • С глаголами, которые имеют сочетание НЕДО.

1.употребляется ли без не?

Если нет, слитно.

Если да, след. вопрос.

2.можно ли заменить НЕДО на ПЕРЕ, при этом изменив значение на противоположное.

Если да, слитно.

Если нет, раздельно.







































Задание 4. Правописание Н и НН в различных частях речи

Н и НН в прилагательных и причастия

В прилагательных (от сущ.) В причастиях и прилагательных (от

глаг.)

нн

н

нн

н

1. –онн

- енн

ИСКЛ.:

Ветреный

(день,человек)

НО:

безветренный

ОТЛИЧАТЬ

ОТ:

ВЕТРЯНОЙ (оспа, двигатель)

МАСЛЕНЫЙ

(пропитанный

маслом,

льстивый)

МАСЛЯНЫЙ

(на масле)


2.н + н

осенний

3.В КРАТКОЙ

ФОРМЕ

СТОЛЬКО Н,

СКОЛЬКО В

ПОЛНОЙ

1.–ан

-ян

песчаный

ИСКЛ.:

оловянный

стеклянный

деревянный

2. –ин

голубиный

3.В первообразных прилагательных:

Юный, румяный, пряный, багряный, зеленый, свиной, рьяный, пьяный, синий.



1.Приставки, кроме НЕ.

скошенная

ИСКЛ.: названый, приданое, посажёный, смышлёный.

2.Зависимое слово

Кошенная (когда?) утром трава.

3. –ованный

-ёванный

маринованный

ИСКЛ.: кованый, жёваный

4.Образованных от бесприставочных глаголов сов.в.

Решить- решённая

1.Образованные от бесприставочных глаголов несов.в.

ИСКЛ.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, недреманный, пеклеванный, деланный, читанный

2.В КР.ФОРМЕ -Н









Задание 5. Орфоэпические нормы.

Русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность означает, что ударение может размещаться на любом слоге слова, например, кОмната, дорОга, молотьбА.

Подвижность означает, что при образовании форм слова ударение может переходить с одного слога на другой, например, нАчал, началА, нАчали.

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах, вызывает ряд трудностей.

Ниже прилагается материал для изучения нормы постановки ударения и для запоминания некоторых форм.

В именах прилагательных ударение переходит на:

1) на окончание в краткой форме женского рода в единственном числе: грОмкий - громкА, дОлгий – долгА;

- во множественном числе: бЕдный –беднЫ, вАжный - важнЫ

2) на суффикс в сравнительной степени:

сЫтный – сытнЕе, пОстный – постнЕе, вЕрный - вернЕе

3) подвижное ударение сопровождается чередованием е/ё:

далЁкий, далЁк, далекА;

дешЁвый, дЁшев, дешевА, дешЕвле.

В глаголах:

1) неопределённой формы, оканчивающихся на - ировать ударение падает последний слог:

гофрировАть, гравировАть, премировАть, группировАть, пломбировАть.

2) глаголы с корнем звать: звалА, звАло, назвАл, назвалА, призвАли.

3) глаголы с корнем тереть: натЁрла, натерЕв.

4) глаголы запереть, отпереть: зАпер, заперлА, зАперли, заперЕв, запертА.

5) в глаголе вЫдать ударение во всех формах падает на приставку.

Ниже указаны слова, ошибочное ударение в которых наиболее вероятно.



Список слов с правильным ударением

А

агЕнт

агронОмия

алфавИт

анАлог

арАхис асиметрИя

аэропОрты Б

баловАть

балОванный

баловАться

балУясь

бАрмен

бАнты

бесОвщина блАговест

бОчковое бОроду

бравУрный

бралА бралАсь

бряцАние

бухгАлтеров

В валовЫе

валОм валИт

вЕрба вернА вероисповЕдание верховЕнство

вЕчеря

взялА взялАсь включЁн включЕнны й включИм

включИт включИшь влилАсь

вОвремя ворвалАсь воспринялА

воссоздалА вручИт

назвалАсь накренИт налилА

налИвший налитА намЕрение нанЯвшийся

нарвалА нарОст насорИт нАчал / началА

нАчали /начАв

начАвший

начАвшись

нАчатый /начАть нЕдруг

недУг

некролОг

недвИжимость

нЕнависть

ненадОлго

непроторЁнный

несказАнно

нефтепровОд низведЁн нОвости

новостЕй

нОгтя

О

обеспЕчение

обесцЕнить обзвонИт

облегчИт

облегчИть

обнялАсь

обогналА ободралА

ободрИть

ободрЁнный ободрЕн ободренА ободрИшься обострЁнный обострИть одолжИт озлОбить

Г

гЕнезис

гналА / гналАсь

гравЁр

гладИльная

граждАнство гротЕсковый

грунтовЫе

Д

давнИшний

дЕспот

дефИс

диалОг диАспора

диспансЕр

добелА

добралА /добралАсь

добЫча

довезЁнный

дОверху

дОгма догналА договОр

договорЁнность

дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

дОсыта

дрЕвко

дремОта

духовнИк

Е еретИк Ж

жалюзИ

ждалА

жерлО

жилОсь

оклЕить

окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться освЕдомишься

осуждЁнный отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорить отозвалА

Отрочество

отчАсти

П

партЕр

перезвонИт перелилА

переведенЫ

перенесенЫ

(с) пЕтель

пИхта

платО

повторЁнный

повторИм

поделЁнный

поднЯв

подметенЫ

позвалА

позвонИт позвонИшь полилА

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял

понялА

помИнки

пОручни

портфЕль

послАла

предвосхИтить

З

завИдно

заворожИть

завсегдАтай зАгнутый

зАговор

зАгодя

задОлго

закУпорив закУпорить

зАнял / занялА

зАняло

занятА / зАнятый

зАсветло

заселЁн запертА

зАтемно

звалА

звонИм / звонИт звонИшь зимОвщик

знАмение

знАчимость

знАчимый

И

избалОванный

изЫск

Иконопись

иконопИсец

Иксы

импЕрский

инАче

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать

М

мАркетинг

медикамЕнты

мессИя

мЕстностей

мозаИчный молЯщий мусоропровОд

мышлЕние

предложИть

предпрИнял

прибЫв

прИбыл

прибылА

прИбыло

привезЁнный

приговОр

придАное призЫв прИнял прИняли

принялА принУдить

прИнятый приобретЕние

пробретенЫ

приподнялА

приручЁнный

прожИвший

прозорлИвый

пулОвер

Р

рвалА

разобралАсь

раскУпорить

С

свЁкла

сверлИт

сверлИшь

сирОты

слИвовый снялА снятА

соболЕзнование сОгнутый

создалА созданА

созЫв

сорИт

сосредотОчение

срЕдства срЕдствами стАтуя

столЯр

созЫв

К

каталОг

кАтарсис

каучУк

квартАл кедрОвый

кидАться

киломЕтр

клАла

кладовАя

клЕить

коклЮш

коллАпс

колОсс

кОмпас

кОнусы /кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

крАшение

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий кровоточИть

кУхонный

Л лгалА лЕкторы / лЕкторов

лилА лилАсь

ловкА

лыжнЯ

Н нАбело

навЕрх навралА наделИт

надОлго

надорвалАсь нажИвший нажитА

Т

табУ

тамОжня

тамОженный

танцОвщик

танцОвщица

торгИ

тОрты тОртов тотЕм

тОтчас

трубопровОд

У

убралА

убралАсь

убыстрИть

увЕдомить

углубИть

украИнский

укрепИт

умЕньшить

упрОчение

Ф

факсИмиле

феЕрия

фенОмен

Х

хвОя

хлОпковое

ходАтайство

христианИн Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

Ч чЕрпать Ш

шАрфы

шофЁр

Щ

щавЕль

щЁлкать

щемИт

Э

экспЕрт





































Задание 6. Грамматические нормы.

В 7 классе в этом задании проверяем построение предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом. Кроме этого, проверяем употребление падежной формы существительного с предлогами.

Название

На что обращаем внимание

Примеры

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б

Р.п.

лагодаря

Н

Д.п.

аперекор

Подобно

Согласно


В виде

В заключение

В меру

В продолжение

В силу

В течение

Наподобие

По причине

Посредством


По (=после) П.п


Благодаря находчивости






В заключение речи









По возвращении из отпуска

По приезде в город

2.Неправильное построение предложения с деепричастными оборотами.

1)деепричастные обороты должны относиться к «лицу».



2)тот, кто совершает действие в предложении должен совершать действие и в деепричастном обороте.

3)не употребляется в страдательных конструкциях.

4)не может использоваться в конструкциях в будущем времени.

5)соотношение вида и времени.

Узнав о приезде брата, я испекла пирог.

Узнав о пятерке, радуешься искренне.

Получив домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в университет.

Выходя из окружения, боец был ранен в голову.

Приехав в город своего детства, я встречусь с друзьями.

Подъезжая к реке, всадники остановили лошадь.

3.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

1)несогласованность причастия и определяемого слова.


2) разрыв причастного оборота определяемым словом.


3)***отделение определяемого слова от причастного оборота другими членами предложения.

4)при причастном обороте не может быть частицы БЫ.

5)недопустимо включение союзов и союзных слов.

6)причастие не имеет формы будущего времени.

Мне подарили книгу Толстого, опубликованного еще при жизни писателя.

Меня попросили перевести написанную книгу на башкирском языке.

Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на башкирском языке.



Так как кот, удивленный случившимся, перестал красть.

















Задание 7. Определить основную мысль текста.

Основная мысль текста – это то, для чего этот текст написан, что хотел сказать автор, когда писал этот текст.





Задание 8. Определить микротему абзаца.

Задание выполняется по принципу №7, только мы определяем микротему какого-либо абзаца, то есть определяем то, о чем говорится в абзаце.



Задание 9. Средства выразительности.

Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной вырази­тельностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выра­женные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горя­чая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат не­ожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветас­тая радость (В. Шукшин).

Одними из самых выразительных эпитетов являются ок­сюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюмо­рон — художественный прием соединения слов, обозначаю­щих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безоб­разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив­ший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

Сравнение — уподобление изображаемого явления друго­му по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как коло­кол, месяц язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них — сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе чер­ную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же со­юзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде при­даточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С за­мираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может пе­редаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «тво­рительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагатель­ным в сравнительной степени с зависимым существитель­ным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора — слово или выражение, употребленное в пере­носном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым сереб­ром огней... (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто блед­ное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэ тому метафору называют иногда скрытым сравнением. Ино­гда весь текст или значительный текстовый фрагмент пред­ставляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».

Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее си­делка тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок).



































Задание 10. Лексическое значение слова.

Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. 

Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.





















Задание 11. Словосочетание.

Словосочетание – это два слова, которые связаны между собой по смыслу и грамматически.

В словосочетании всегда выделяем главное слово и зависимое.

От главного слова к зависимому всегда задаем вопрос.

В зависимости от того, какой вопрос задаем от главного слова к зависимому и чем это зависимое слово выражено, различают типы связи в словосочетании. Их 3.

Согласование

Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьи?

Красивый стол

Управление

Вопросы косв.падежей

Зависимое слово выражено сущ. или местоим.

Читать книгу

Примыкание

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи

Читать хорошо



Задание 12. Грамматическая основа.



Это задание подразумевает нахождение грамматической основы.

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.

Подлежащее может быть выражено абсолютно разными частями речи.

Сказуемое может быть простым и составным.

Простое

Составное

Выражается глаголом в каком-либо наклонении или фразеологизмом

Составное именное

Составное глагольное

Глагол + имя прилаг., сущ., прич., наречие и тд.

Глагол + глагол













Задание 13. Тип односоставного предложения.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, оно называется двусоставным. Если же в предложении один главный член, то оно односоставное. В зависимости от того, подлежащее это или сказуемое, различают типы односоставных предложений.

Типы односоставных предложений

Примеры

Назывное (одно подлежащее)

Весна.



Определенное – личное (я, ты, мы, вы)

Смотри в окно.

Неопределенно-личное (они)


Вышли на улицу.


Безличное (нельзя подставить лицо)

На улице хорошо.


Обобщенно – личное (пословицы и поговорки)

Цыплят по осени считают.





















Задание 14. Вводные слова.

Вводные слова и словосочетания – это слова, грамматически не связанные с предложением. Это значит, что:

1.К ним задать вопрос нельзя;

2.От них задать вопрос тоже нельзя;

3.Соответственно, никакими членами предложения они не являются.

4.Их легко можно «выбросить» из предложения.

!!! «Выбрасывать» слово из предложения можно пытаться только тогда, когда проверили первые два пункта.



Вводные слова употребляются в предложении с целью передать эмоции, выразить оценку, высказать предположение и т.д.

Их очень много, поэтому, чтобы их найти в предложении, нужно смотреть, чтобы они не были связаны с членами предложения.

Конечно, я принесу книгу завтра.

Я, так сказать, очень сожалею о содеянном.

К сожалению, я не смогу сегодня прийти.



Вводные слова могут находиться в любой позиции в предложении. Всегда выделяются запятыми.









Задание 15. Обособленные определения.

Нужно найти предложение, в котором есть обособленное определение.



Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Является определением. Всегда относится к какому-то слову (существительному или местоимению), которое может стоять либо впереди него, либо после. Именно от этого зависят случаи обособления.



Обособленное определение, выраженно причастным оборотом, выделяется запятыми, когда:

1.Стоит после определяемого слова:

По дороге, ведущей к садам, ехал обоз.



2.Относится к личному местоимению (в этом случае оборот обособляется в любой позиции):



А он, возмущенный увиденным, потерял дар речи.

Возмущенный увиденным, он потерял дар речи.



Не обособляется такой оборот, когда:

1.Определяемое слово стоит после оборота:

Рассказанный мной случай заинтересовал многих.



2.НО: если при этом оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (можно заменить на СПП с обстоятельственным значением), то все равно обособляется:

Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Теркин никнет головой, когда был оглушен тяжким гулом).

















Задание 16. Обособленные обстоятельства.

Нужно найти предложение, в котором есть обособленное обстоятельство.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Отвечает на вопрос Что делая? Что сделав? Как? Является обстоятельством в предложении. Относится к глаголу. Обособляется во всех случаях.

Напевая, мы дошли до пристани.

Последним сияньем за рощей горя, вечерняя тихо потухла заря.



Задание 17. Соответствие схеме.

В этом задании нужно найти предложение, которое соответствует указанной схеме.

Здесь важно о том, что простое предложение соответствует такому обозначению [ ].

В этих квадратных скобках могут быть указаны все осложняющие компоненты, подлежащее и сказуемое.

[подлежащее и подлежащее сказуемое].


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!