Урок математики УМК Г.В.Дорофеева и др. («Перспектива») 3 класс
Урок №109
Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания вида 324+143, 468-143
Цель: познакомить с алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд; совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и синтеза; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; владеть диалогической формой коммуникации; использовать речь для регуляции своего действия.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика, 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение.; Рабочая тетрадь. Математика. 3 класс. Пособие для учащихся; электронный диск – приложение к учебнику.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.
Сценарий урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке нас ждёт захватывающее морское путешествие, а также приключения на таинственном Математическом острове. Нам предстоит встретиться с пиратами, познакомиться с жителями острова, построить переправу. Побывать на территории обезьян и у Загадочной горы, а также узнать тайну Волшебного водопада.
_- Вы готовы? Тогда отдать швартовы!
II.Целеполагание.
- На уроке мы будем совершенствовать наши навыки в области вычислений в пределах 1000.
III. Актуализация знаний. Устный счёт.
На экране появляются сначала пират, а потом попугай.
Задание от пирата. Я позволю вам продолжать путь, если вы подсчитаете все запасы моих золотых монет.
-Найдите сумму чисел 740 и 70. 810
-Найдите разность чисел 710 и 80 630
-Во сколько раз 96 больше 6? 16
-Увеличьте 1 на самое большое трёхзначное число. (1000)
-Самое маленькое трёхзначное число уменьшите на 29. (71)
Пират. Не так-то просто уйти от короля пиратов! Пушки – к бою!
Задание от попугая. Ребята, надо срочно залатать наши паруса.
Ученики решают примеры с окошками.
Задание от попугая. Добро пожаловать на остров! Давайте познакомимся с его жителями. Вам предстоит решить задачи.
Задача 1. В мире существует 40 видов лазающих полозов, что в 4 раза больше. Чем унас в стране. Сколько видов лазающих полозов у нас в стране? (10)
Задача 2. Бабочки - монархи зимуют на Кубе на одних и тех же деревьях. На ветке длиной 30 см помещаются 90 бабочек. Сколько бабочек висит на 1 см веточки?
Задача 3. Тропическая лиана разбрасывает свои семена на 14м, что в 7 раз дольше, чем делает это герань. На какое расстояние разбрасывает свои семена герань? (2см)
Задача 4. У длиннохвостых обезьян за одним детёнышем присматривает 8 взрослых обезьян. Для скольких детёнышей потребуется 24 обезьяны? (3)
IV.Самоопределение к деятельности.
Задание от попугая. Ой, какой быстрый поток! Чтобы перебраться через него, надо связать из брёвен мост. Брёвна непростые – примеры:
36+63
97-13
336+163
297-113
- Чем похожи выражения в первом и во втором столбиках? Чем отличаются?
- Решите письменно примеры на сложение и вычитание двузначных чисел?
- Какой алгоритм использовали?
-Решите примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел, используя этот же алгоритм.
- Сравните результаты, сделайте вывод. (Складывать и вычитать трёхзначные числа можно так же, как и двузначные.)
-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
V. Изучение нового материала.
Задание от пирата.
-Чтобы попасть на Загадочную гору, надо научиться объяснять решение новых примеров.
1.Работа с электронным приложением. Объяснение письменных приёмов сложения.
2.Работа по учебнику. №1с.86 Составление алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разряд.
№2 с.87 (Три примера коллективно, последний пример самостоятельно. Самопроверка по образцу. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор»)
№3с.87 Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка с помощью знаков !, +, -.
-Молодцы! Вы без труда достигли вершины загадочной горы. Какой отсюда прекрасный вид!
Физкультминутка
Вот это остров! Чудеса!
Какая же здесь красота!
Вот добрый, умный, старый слон.
Он посылает всем поклон. (Кивки головой.)
А кенгуру как быстро скачет,
Словно мой любимый мячик. (Прыжки на одной ноге и двух.)
Вот змея, она пугает
И к себе не подпускает.
По песку ползёт она.
Извивается слегка. (Изгибы тела, вращение бёдрами.)
А вот павлин. Он чудо-птица
И всегда собой гордится.
Выступает ровно, прямо.
Смотрит гордо, величаво! (Расправление рук, посадка с ровной осанкой.)
VI. Закрепление изученного материала.
1.-Мы попали на территорию обезьян! Интересно, чем они здесь занимаются?
Задача. Обезьяны решили сплести из лиан гамаки. Длина первой лианы 24м, второй – 18м. Сколько гамаков смогут сплести обезьяны, если известно, что на изготовление одного гамака идёт 3м лиан? Решите двумя способами. (Самостоятельное решение. Затем объяснение двух способов решения.)
2.Задание от попугая.
-Какой красивый водопад! Хотите узнать, какую тайну он скрывает?
(Работа в тетради на печатной основе №5 с.71 (Работа в парах. Проверка.)
№3 с.70 (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
-Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной ленты «Светофор».
VII. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Вам понравилось на Математическом острове?
-Какие животные вам повстречались?
-Что нового вы узнали?
-Какие задания были самые интересные?
-Попутного вам ветра!
Домашнее задание.
Учебник № 5,8 с.87