Урок: 86 Дата:25.02
Математика
1-Б класс
Тема урока: «Задача. Условие и требование».
Цель:
1. Закрепление знания состава чисел первого десятка, открытие новых знаний – формирование понятия «задача», знакомство с компонентами задачи «условие» и «требование»;
2. Формирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся,
3. Формирование у школьников интереса к русским народным традициям;
4. Содействие формированию интереса к историческому прошлому.
Тип урока: освоение новых знаний
Планируемые УУД
Личностные: принятие целей урока;
Самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Развитие коммуникативных умений.
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные УУД:
-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Предметные УУД:
находить и выбирать способ решения текстовой задачи;
- объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Оборудование: презентация, карточки, кружки жёлтого цвета.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Встали все ровненько, красиво. Начинаем наш урок. Но урок у нас сегодня необычный. На уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся.
2. Сообщение цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним математическим понятием. Но сначала вам нужно отгадать мою загадку:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)
- А сколько зимних месяцев вы знаете?
- Какой сейчас зимний месяц по счёту?
- А знаете ли вы, что в конце именно этого последнего месяца зимы с давних времён на Руси, целую неделю отмечается старинный славянский праздник.
-А как он называется, вам придётся отгадать.
Поможет нам в этом математический диктант.
Пальчиковая гимнастика
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
3. Математическая разминка с минуткой чистописания.
- Для этого вам необходимо правильно найти значение выражений и записать в тетради только ответы, а затем в таблицу на доске:
4 + 2 = 6 (С ) 1дес2ед= 12(И)
3 + 5 = 8 (Е) 10+3=13 (Ц)
8-6 = 2 (А) 10-8 = 2(А)
9- 2 = 7 (Л) 15-5 =10(Н)
10-9 = 1(М)
1 | 2 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 13 | 14 |
М | А | С | Л | Е | Н | И | Ц | А |
Подведение итога математической разминки: Итак, старинный славянский праздник проводов зимы называется масленица, во время которого целую неделю люди пекут блины, ходят друг к другу в гости и устраивают весёлые праздники. Этот праздник разделяет в славянском календаре зиму и весну. Во время таких праздников люди меряются своей силой и ловкостью. Хотите прямо сейчас отправиться на такой праздник?
4. Создание проблемной ситуации.
Скоморох: Спешите к нам, не проходите мимо!
Мы сегодня с вами провожаем зиму!
Подходи, честной народ
Праздновать весны приход!
- А мы с вами, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Ведь для того, чтобы проводить зиму и чтобы к нам пришла весна, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на замок. А чтобы этот замок с цепями упал, нам необходимо многое узнать и затем всем показать свои вновь полученные знания.
Устный счёт
- Ребята. Я сказала, что всю масленичную неделю люди пекут блины. А кто знает, что нужно для того, чтобы блины испечь? (мука, яйца, молоко, сахар, соль – т.е. продукты, замесить тесто, взять сковородку, смазать растительным маслом, разжечь огонь и испечь блины).
Проблемный вопрос
- Мама послала в магазин и дала 100р купить продукты (мука 20р, сахар 20р, молоко30р, яйца20р). Хватит ли нам денег?
5. Открытие новых знаний.
Работа с учебником (+ слайд-шоу)
- Самые вкусные блины получаются, если их пекут в самой настоящей печке. (показ рисунка печки, слайд 1) Но чтобы растопить печку нужны дрова. Семье Ивановых повезло. Мы помним, что Маша и Миша живут в селе, поэтому дома у них есть печка. Их бабушка тоже собралась печь блины, поэтому …(чтение задания в учебнике, с.32) (+ показ задания слайдами)
- Чей способ получения ответа для бабушки вам больше понравился? Почему?
- А знаете ли вы, что Маша, сложив числа, решила задачу? (на доску прикрепляется слово «задача») А как узнали, что это задача?
- Оказывается, чтобы текст превратить в задачу, необходимо, чтобы в этом тексте было условие (на доску прикрепляется слово «условие»), из которого мы узнаём данные числа и что они выражают. Вернёмся к нашему тексту. Как вы думаете, что является в нём условием? (дети ищут и зачитывают условие задачи с помощью учителя) Чьи слова рассказали нам об условии?
- Но, чтобы текст превратить в задачу, одного условия мало. В задаче должно быть ещё требование (на доску прикрепляется слово «требование»), в котором указано, что требуется найти. В чём состоит требование этой задачи? Кто его высказал?
Подведение итога: Так чем простой текст отличается от задачи?
Физминутка. Как я сказала в начале урока, проводы зимы всегда сопровождаются играми. Одну из таких игр мы сейчас и проведём.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Применение полученных знаний на практике.
а) - Сравните два текста:
(слайд 2 с двумя похожими текстами)
В снежки играли 6 детей. Из них 4 мальчика и 2 девочки.
В снежки играли 4 мальчика и 2 девочки. Сколько детей играли в снежки?
- Как удалось распознать задачу?
- Что должно быть в тексте задачи?
- Прочитайте условие этой задачи.
- Требование. (слайд 2-выделение цветом)
б) – А теперь задание сложнее. Вы должны призвать на помощь своё воображение. Потому что я вам буду показывать условия, а вы должны будете придумать к ним такие требования, чтобы получились задачи. (Нам ведь нужно одолеть зиму.) (слайд 3)
1) 5 детей катались с горки на санках, а 3 – на лыжах. (работа в парах по рядам)
2) В январе снег выпадал 7 раз, а в феврале – 10 раз.
3) мальчики слепили 6 снеговиков, а девочки 5
Физминутка. Ни одна масленичная неделя не обходилась без медвежьего представления. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. (слайд 5)
7. Самостоятельная работа.
Работа в тетрадях на печатной основе (дифференцированная)
С. 43, № 1
- В конце масленичной недели по городам и сёлам, катали по улицам «масленичную» бабу в виде чучела из соломы, которую потом сжигали на костре. (слайд 6-7) В ваших тетрадях на печатной основе вместо закладок лежат такие чучела Масленицы, на которых написаны задания. Задания разные, у каждого своё (по уровню сложности). С заданием нужно постараться справиться как можно быстрее, чтобы победить Масленицу.
Подведение итогов самостоятельной работы.
8. Подведение итога урока.
- Вы победили Масленицу. Чему же вы учились для этого сегодня на уроке? Что нового расскажете дома?
9. Рефлексия.
- Возьмите желтые кружки (они похожи на блинчики), нарисуйте улыбку – если всё поняли на уроке
-если что-то было непонятным, нарисуйте печаль
- а если вы ничего не поняли сегодня на уроке, то нарисуйте слёзки на своих блинчиках.
- Спасибо за работу на уроке! Все молодцы!