СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический турнир "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический турнир "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся вопросы из истории математики, старинные задачи или задачи на смекалку.

Просмотр содержимого документа
«Математический турнир "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"»

Математический турнир "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"



Цели и задачи мероприятия:

- пробуждение, формирование и развитие интереса учащихся к математике;

- расширение и углубление знаний учащихся по математике;

- воспитание культуры математического мышления;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную

работу с коллективной

- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической

ценности математики

- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;



Пояснительная записка


Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась на весенних каникулах для учащихся 7 –в, 7-г классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся вопросы из истории математики, старинные задачи или задачи на смекалку. Идея, конечно, не новая и не самая оригинальная, но как показывает практика, очень продуктивная. Во-первых, потому что позволяет учителю, по-новому, посмотреть на своих учеников. Во-вторых, улучшает взаимоотношения между учащимися. В ходе игры появляется возможность раскрыться каждому ребенку, и особенно, детям, которые не проявляли большого интереса и способностей к математике. Ну и, безусловно, повышается интерес к изучаемому предмету.


Описание игры


Учащиеся делятся на команды по 5-6 человек, каждый класс формирует команду. Проведение игры сопровождается компьютерной презентацией. Участники команд поочередно занимают места за игровым столом. Стол разбит по секторам с указанными номерами вопросов, в центре стола вращающийся «волчок» со стрелкой . Секторы : «вопрос №», «блиц», «суперблиц», «черный ящик». Капитан команды вращает «волчок», выбранный по стрелке вопрос высвечивается на экране , ведущий запускает отсчет «минуты на размышление», по истечении времени команда дает ответ, затем оглашается правильный вариант ответа. Команда , находящаяся за игровым столом, может получить 5 баллов за правильный ответ, и 0 баллов за неправильный ответ. Команда, не участвующая в данный момент в игре, может получить дополнительное очко за правильный ответ. В разработке представлено 16 вопросов. При желании можно увеличить или уменьшить количество вопросов, привлечь к их составлению учителей, работающих в этих классах или старшеклассников. В промежутках между раундами, когда подсчитываются промежуточные результаты, можно организовать для детей музыкальные динамические паузы.

Вопросы к игре размещены в Приложении.






Приложение

Вопрос №1

Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

Ответ: цифра


Вопрос №2

В мнемоническом стихотворении в детской книжке упоминается "обезьяна, которая прыгает на сторону". Также там есть стишок про "кота, который выгнул спину под прямым углом". Назовите третье, наиболее известное животное, упомянутое на этой же странице.

Ответ: КРЫСА


Вопрос №3

Посмотрите на рисунок и через минуту ответьте, название какого комедийного фильма, в котором одну из главных ролей играл Джим Керри, здесь зашифровано?

Ответ: Тупой и ещё тупее


Вопрос №4

В 1490 году вышел учебник «Правила алгебры» чешского математика Яна Видмана. В нем впервые появились те, что, кроме как в математике, есть ещё и в характере каждого человека. Что же именно?

Ответ: Плюсы и минусы


Вопрос №5

Как известно, сумма всех чисел на рулетке равна 666. А чему равно произведение?

Ответ: НОЛЬ

(Комментарий: Находя произведение чисел на рулетке, мы умножаем и на ZERO - ноль, тем самым обращая в ноль значение всего произведения)


Вопрос №6.

Замените слова на обратные по смыслу, так чтобы получились известные математические выражения или термины:

1) Кососторонник

2) Косая

3) Крайнее геометрическое

4) Низина односторонника

5) Круг буквы

Ответ:

1)  прямоугольник

2)  прямая

3)  среднее арифметическое

4)  вершина многоугольника

5)  квадрат числа



Вопрос №7

Передвиньте одну цифру так, чтобы равенство

101-102=1 было верно.

Ответ: 101-102=1


Чёрный ящик 1

Назовите предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Наполеон Бонапарт был удостоен звания академика наук за решение довольно сложных задач с его помощью. Этот предмет изображен на гербе одного тайного общества, а в Миассе ему установлен памятник. Ведь этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. Нужно заметить, за многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.

Ответ: Циркуль


Вопрос №8

Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит простить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву. Полученный ими способ понимания распространен, например, в математике. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях.

Ответ:

Буква «У».

(Комментарий: Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение - один из распространенных приемов в алгебре).


Вопрос № 9.

Китайская детская задачка. Какой номер у парковочного места, где стоит автомобиль?

Ответ: 87


Вопрос №10

Закончите одним словом открытие, сделанное учеником физико-математического лицея: "Люди! Не верьте рекламе! Вас обманывают! Кубики "Магги" на самом деле..."

Ответ: ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДЫ


Вопрос №11

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

Ответ: ДРОБЬ





Вопрос № 12.

В древности такого математического термина не было. Его ввел в  XVII веке французский математик Франсуа Виет, что в переводе с латинского означает "спица колеса". Что означает этот термин?

Ответ: РАДИУС


Вопрос № 13.

В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то достижения потребуются миллионы лет. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23секунды. Эта игра – полезный спутник в дальней дороге. Что это за игра?

Ответ: КУБИК РУБИКА


Вопрос № 14.

Пифагор, любивший возиться с числами, обозначил четыре элемента, из которых, по воззрениям древнегреческих мудрецов, состоял мир, то есть огонь, землю, воздух и воду, числами 1, 2, 3 и 4 соответственно. Ответьте, каким числом он обозначал весь мир?

Ответ: ЧИСЛОМ 10 (1+2+3+4=10)



Вопрос № 15.

Эту загадку ребёнок решает за 1 минуту, подросток за 5, старшеклассник за 30, выпускник за час, аспирант за сутки, а профессор не решит никогда.

О Д Т Ч П Ш С В Д Д

Попробуйте решить ее вы и напишите, что эти все буквы значат?

  • Ответ:

  • О - один, Д- два, Т- три и т.д.


Вопрос № 16.

Эта цифра, как ни странно, появилась последней. Пока этой цифры не было, то числа не записывались, а откладывались на особой разграфленной доске - абаке. Цифра эта появилась в Индии, назвали её сунья, арабы перевели на свой язык и получилась сифр. В 1975 году этой цифре был установлен памятник в Будапеште. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.  Назовите эту цифру?

Ответ: ноль


Черный ящик №2

В Древнем Риме — учитель, обучающий детей азам языкознания — грамматик, учитель чтения — литератор, раб, сопровождающий детей в школу и из школы — педагог. Догадавшись, как в Древнем Риме называли учителя арифметики, ответьте, что в черном ящике?

Ответ:
КАЛЬКУЛЯТОР


Блиц

1 вопрос

Вкусное мучное изделие, полученное при помощи сочетания буквы греческого алфавита, обозначающей постоянную величину в математике, и того, что есть на  голове у коровы.

2 вопрос

Знаете ли вы, что если на участке площадью в сто квадратных метров устроить танцевальное представление, получится старинное оружие? Назовите его.

3 вопрос

В названии какого животного есть половина овцы, третья часть синицы и четвертая часть кузнечика?

Ответы: 1.Пирог, 2. Арбалет, 3. Куница.


Суперблиц

1 вопрос

Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?

Ответ:

  • Если вы ответили, что вы теперь первый - то вы абсолютно не правы.
    Вы обогнали второго бегуна и заняли его место, так что вы теперь на второй позиции.

2 вопрос

Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?


Ответ:

Если вы ответили на предпоследнем - вы опять абсолютно не правы.
Подумайте. Как можно обогнать бегуна, идущего последним? Если вы бежите за ним, значит он не последний. Ответ - это невозможно


3 вопрос

Лена произнесла предложение, которое являлось верным. Коля его в точности повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение произнесла Лена?

Ответ:

  • Он сказал: «Меня зовут Лена»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!