Воспитатель Бурмистрова О.Н.
Старшая группа.
Тема: Математический калейдоскоп.
Программные задачи:
-учить различать количественные и порядковый счёт; составлять группу из отдельных предметов; закреплять счёт в пределах десяти; умение различать и называть геометрические фигуры;
-развивать внимание, память, аналитическое мышление и мелкую моторику пальцев;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: набор муляжей овощей (морковь, огурец, баклажан, картофель, перец), три обруча, десять кубиков, силуэты геометрических фигур на ватмане, наборы геометрических фигур разных цветов и размеров (квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, овал, круг).
Словарь: порядок, счёт, количество, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат.
Предварительная работа: д/и «Что за фигура?», игры на упражнение в счёте до десяти.
Герои: принцесса Геометрия.
Ход занятия:
Весёлый счёт «Что спрятали?».
Сюрпризный момент: визит принцессы Геометрии.
Физминутка «Найди кусочек сыра».
Творческая игра «Дополни фигуру».
Работа с геометрическими фигурами.
На столе разложены овощи: морковь, огурец, картофель, перец, баклажан. Воспитатель предлагает детям сказать, сколько и каких овощей лежит на столе. Дети отвечают: одна морковь, один огурец, одна картофелина, один перец, один баклажан. После чего воспитатель предлагает ответить: какой овощ по порядку. Дети:
-первая – морковь, второй- огурец, третий- картофель, четвёртый- перец, пятый- баклажан.
Затем воспитатель предложив детям закрыть глаза убирает один из овощей. Дети, открыв глаза, сначала называют, какого овоща нет, потом говорят, каким он был по счёту, и только после этого перечисляют овощи по порядку. Игра повторяется.
Усложнение: один ребенок меняет расположение овощей.
Играет негромкая музыка. Раздаётся стук в дверь. Входит принцесса Геометрия.
-Здравствуйте, ребята. Очень спешила я на ваше занятие. Мне сказали, что вы умны и сообразительны. Чтобы проверить это, я приготовила для вас несколько заданий. Вы уже знаете много геометрических фигур. Они мои подданные. Я хочу загадать про них загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его?
(Квадрат)
Ты на меня, на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:
Три стороны и три угла, и столько же вершин.
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
(Треугольник)
Без конца, без края – линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди –
Не найдешь конца пути.
(Круг)
На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга.
Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять, во втором – три, в третьем – два.
Воспитатель: Это норки мышек (показывает на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке живет столько мышек, сколько в ней кусочков сыра (показывает на кубики). Вы будете играть под музыку. Каждая мышка может съесть только один кусочек.
Игра начинается.
Как только мышки разбегутся по норкам, воспитатель спрашивает:
-сколько мышек в норке? Почему?
Игра повторяется, но количество кубиков меняется.
Геометрия: У меня есть такая картинка, на которой нарисованы только геометрические фигуры. Подумайте, что в мире может быть такой формы? А теперь это нарисуем.
Дети по очереди подходят к ватману и дорисовывают предметы.
Геометрия: Ну а теперь мне пора прощаться. С вами было очень интересно, но мне нужно домой. До свидания.
Воспитатель: Геометрия ушла, но оставила нам подарок – вот эти геометрические фигуры.
Перед детьми набор геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям:
- Отложить синие фигуры и назвать их.
- Отложить треугольники и назвать их цвет.
- Отложить в сторону четырёхугольники и назвать их.
Затем воспитатель предлагает сделать из геометрических фигур цветок. Дети работают самостоятельно. Потом педагог спрашивает:
- из каких фигур состоит цветок?
- назовите их.
Какого они цвета?
- кому бы вы хотели подарить этот цветок? Почему?
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что мы сегодня делали.