СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад по теме самообразования для школьного МО учителей

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся»

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Структура оценки математической грамотности, в том числе в международных исследованиях, представлена тремя компонентами:

  • контекст, в котором представлена проблема;

  • содержание математического образования, которое используется в заданиях;

  • мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Центральный компонент математической грамотности – связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.

Одно из ведущих мест отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником в процессе обучения для выполнения в познавательных целях. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

Виды учебных задач:

  • задания, в которых имеются лишние данные;

  • задания с противоречивыми данными;

  • задания, в которых данных недостаточно для решения;

  • многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Современные требования к результатам обучения ма­тематики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях по­вседневной жизни, при решении практических задач.

Классификация задач:

  • Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, которые изучались на разных этапах и в разных его разделах.

  • Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.   

  • Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.

  • Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной жизни. Для того, чтобы решить задачу, нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче берутся из реальной действительности.

Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся.

Особен­ности практико-ориентированных задач, отличающие их от других математических задач:

  • значимость (общекультурная, познавательная, про­фессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);

  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситу­ация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного пред­мета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;

  • информация и данные в задаче могут быть пред­ставлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;

  • указание (явное или неявное) области применения результата решения;

  • нестандартная структура (когда некоторые эле­менты не определены);

  • наличие избыточных, недостающих и противоре­чивых данных в условии, делающих его объемным;

  • наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся.

Решение практико-ориентированных задач является лучшим тренажером математической грамотности. В чем я убедилась на собственном опыте.

Практико-ориентированные задачи в учебный про­цесс я на­чала включать с момента введения модуля «Реальная математика» на государственной итоговой аттестации. Эти задачи применяю на различных этапах урока: актуализация знаний, из­учение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение.

Взаимодействуя с окружа­ющей действительностью, дети лучше усваивают материал и приобретают первичный опыт использования матема­тических знаний в быту, повышают свой уровень мате­матической грамотности.

Могу от­метить положительные моменты, свя­занные с решением практико-ориентированных задач:

  • повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;

  • более осмысленное освоение нового материала;

  • стремление к творческой и исследовательской дея­тельности;

  • приобретение навыков самостоятельной и коллек­тивной работы;

  • осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

Систематическое решение практико-ориенти­рованных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, повышая уровень матема­тической грамотности учащихся. Решение практико-ориентированных задач готовит их не только к успешной сдаче ОГЭ, где первые пять заданий яв­ляются практико-ориентированными, но и дает ценные навыки по применению математических знаний в ре­альной жизни.

Таким образом, в целях развития и повышения качества математического образования необходимо продолжить поиски новых методов и форм обучения, делая акцент на формирование математической грамотности учащихся.


































 Используемые ресурсы

1.Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы / Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. с. 173–176.

2.Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12 или 5. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать / Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.

3.Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность / Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

4.Пожарова Г.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся/ Г.А. Пожарова. /Молодой ученый. -2021.-№1(343).С.62-64.

5.Практико-ориентированные задачи по математике. 5-6 класс. Учебное пособие. /Авт. – сост. Ю.А. Скурихина/ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС№2019. 192с.

6.Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать / Педагогика. 2018. № 10. С. 48–55.



 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!