СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер волшебной скрипки

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Судьба и жизнь участника Великой Отечественной войны. Любимое дело - мастер волшебной скрипки...

Просмотр содержимого документа
«Мастер волшебной скрипки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 г.ДУБОВКИ ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



Учебно- исследовательская работа

Номинация:

Земляки -герои

Название работы:

Мастер волшебной скрипки


Работу выполнила

ученица 8 класса

МКОУ СШ №2 г.Дубовки

Селезнева Екатерина

Руководитель: Москалева Дарья Владимировна


2017г.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………..3

2.Мастер волшебной скрипки…………………………………………………4

2.1.Начало творческого пути…………………………………………………..4

2.2.Боевой путь…………………………………………………………………..5

2.3.В гостях у Шостаковича……………………………………………………6

2.4.У каждой скрипки есть свой голос……………………………………….7

2.5.Продолжатели дела Гуренко……………………………………………...10

3.Заключение……………………………………………………………………12

Источник и литература………………………………………………………..14

Приложение №1………………………………………………………………..15

Приложение №2………………………………………………………………..16

Приложение №3………………………………………………………………..17

Приложение №4………………………………………………………………..18

Приложение №5………………………………………………………………..19

Приложение №6………………………………………………………………...20

Приложение №7………………………………………………………………...21

Приложение №8………………………………………………………………...22













Цель работы:

1.Познакомить дубовчан с замечательной личностью, почетным гражданином г.Дубовки –Гуренко Михаилом Ивановичем.

2.Углубленно изучить историю родного края.


1.Введение.

Я выбрала данную тему потому, что меня заинтересовала судьба замечательного человека , которого уже среди нас нет, но его талант жив.

Этот талантливый человек жил в нашем микрорайоне (За Дубовка). Он замечательно играл на скрипке, творил своими руками уникальные произведения. Его славный путь является примером нам, подрастающему поколению . Пройдя страшные годы войны , он не озлобился, не замкнулся, а его сердце и душа словно заново открылась для музыки и творчества. А это свидетельствует о том , что русский человек – велик, несгибаем, он способен сам творить свою судьбу.

Мне тоже очень нравиться музыка. И мне хотелось бы больше узнать о музыкантах нашего края, о мастерстве создания скрипки, о тайнах которые есть только у таких талантливых людей.

Скрипка – один из самых изысканных и утонченных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос. В то же время весьма выразительный и виртуозный. Требующий точной настройки и регулировки. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».

Великолепное разнообразие звучания скрипки удивляет слушателей уже более V веков подряд, проникая в душу и самые потаенные уголки сознания. Она одинаково быстро может поднять настроение, вселить оптимизм, заставить страдать и переживать. Недаром скрипку прозвали инструментом ангелов или дьявола.

Голос скрипки похож на человеческий, поэтому к ней часто применяют глаголы «поет, плачет» . Она способна вызвать слезы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

В своей работе я попыталась раскрыть секрет изготовления скрипки «дубовского Страдивари»…


2.Мастер волшебной скрипки.

2.1.Начало творческого пути.

Люди прошлых лет оставляют нам свои памятники – в бронзе, камне, словах… Мы тоже оставим свои символы. И это место по праву займет творчество и любимое дело Михаила Ивановича Гуренко. Если каждый человек – Вселенная, то такие люди, как Михаил Иванович – ее душа. (Приложение 1).

Жизнь творческого человека была тяжела и в тоже время удивительна интересна.

Скрипичных дел мастер… Из – под его рук рождалось чудо шесть десятков лет. А иначе и быть не могло. Переполняющие его чувства выливались в скрипку, Многим помог он разнообразить жизнь.

Михаил Иванович родился в 1918 году на берегу Волги в поселке Николаевка (сегодня город Николаевск), в многодетной семье столяра. Учился в так называемой «Семилетке» - семилетней школе колхозной молодежи. По вечерам на главной улице родного поселка собирались народные оркестры, в которых музыканты-самоучки играли на балалайках, гитарах и домрах модную танцевальную музыку – краковяк, польку, мазурку ,падекатр. А народ танцевал или просто слушал ее. Еще в детстве Михаил точно так же, по слуху, научился играть на двух музыкальных инструментах – балалайке и домре. Потому что его тяга к музыке была непреодолимой. Все семь лет, проведенных в школе. Он проиграл в самодеятельном школьном оркестре на домре и мандолине.

Королева же музыкальных инструментов – скрипка –всегда оставалась редкостью. Утонченная аристократка, она не могла быть «народной». Играли на ней исключительно люди высокой духовной культуры, которых в послереволюционный России остались единицы. И все же «в один великолепный миг» (Михаилу исполнилось тогда пятнадцать лет) он услышал звучание скрипки. Играл немец Александр Арнгольдт. Легкие и нежные звуки рождались словно из самого воздуха и умирали в нем. Они таяли, как прекрасное мимолетное видение, оставляя после себя неизгладимый след в душе. Юноша долго стоял, зачарованный от того, как поет скрипка. С тех пор однажды и на всегда влюбился в королеву и стал ее верным слугой.

Однако , сначала ему нужно было окончить «пажеский корпус». Другими словами – получить музыкальное образование. Разумеется, никаких музыкальных учебных заведений в глухой провинции не было. Тогда Михаил, случайно узнав по радио о существовании самоучителя игры на скрипке – «Школы» Шарля Берио, немедленно выписал его по почте. Но, кроме самоучителя, ему был необходим и инструмент . Совершенно случайно он приобрел в комиссионном магазине раритет – скрипку немецкого мастера Циммермана. И начал, наконец, заниматься самостоятельно. Фанатично. Неистово. Его занятия продолжались ровно четыре года.


2.2.Боевой путь .

Он уже лелеял мечту о том, что после училища обязательно продолжит обучение в консерватории, но судьба распорядилась иначе. В 1939 году Михаил был срочно призван в Красную армию. Честь и долг превыше всего. И сразу же после срочной службы был призван на фронт. И вот 1941 год, год страшный и жестокий, и музыка сороковых:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Михаил Гуренко стал солдатом. В составе 64-й дивизии ео направили в самую гущу сражений – под Брест. Там они попали в окружение. Погибла почти вся 64- я дивизия. Спаслись немногие. В их числе оказался и Михаил. Он вместе с двумя своими боевыми товарищами вышел из окружения через леса Белоруссии. Как он выжил? Чудом. Фронтовые дороги его были тяжелыми: Белоруссия, оборона Москвы, Северо – Западный фронт. И не было музыки, гремела какофония войны: взрывы, пулеметные очереди, предсмертные стоны, боль, страх, а потом – преодоление страха и мужество. Музыка осталась там, в мирной юности.

В мае 1945 – го , на Красной площади , на параде Победы, шагал по брусчатке, позвякивая медалям, Михаил Иванович Гуренко, войной обожженный, контуженный (Приложение №2). Молодость осталась позади. После контузии плохо действовала рука, болело плечо. Дорогу жизни Михаил Иванович вспоминал как страшный сон. Войну он ненавидел, потому что она несла хаос и смерть. А он всегда мечтал о гармонии и музыке, о мире.

2.3.В гостях у Шостаковича.

Кстати, в 1944 г. Юношеская мечта музыканта едва не сбылась: его вместе с пятью сослуживцами направили поступать в московскую государственную консерваторию по разнарядке. Однако , разрешили погулять по городу несколько дней. Тогда Михаил пошел в гости к…. Дмитрию Шостаковичу. Хозяин принял его очень радушно. Это был , в своем роде, ответный визит.

Дело в том, что с великим композитором Гуренко познакомились еще до войны. В то время, когда он учился музыке в Астрахани, Шостакович приехал набирать одаренных людей для дальнейшего обучения в столице. Дядя Михаила Гуренко считался непревзойденным рыболовом , и директор училища предложил Шостаковичу сходить к нему в гости на уху . Михаил же сопровождал композитора . Уха удалась на славу . Так они подружились .

Во время войны музыканты вели переписку . Гуренко писал о том , как он приближает победу , а Шостакович – о том , как работает над Седьмой симфонией , ставшей в последствии жемчужиной его репертуара . По воспоминаниям Михаила Ивановича , великий композитор был добрым , отзывчивым человеком . И тоже миротворцем .

2.4.У каждой скрипки – свой голос .

После войны Михаила Гуренко переехал из родного Николаевска в Дубовку и стал преподавать музыку в педагогическом училище . Здесь он обзавелся семьей . Михаил выбрал верную спутницу жизни – Фаину Виссарионовну (приложение №4). Она работала в Ларинском детском доме, вся работа ее была связана с любовью к детям, - при переводе мужа в Дубовское педагогическое училище на работу , пришлось работать заведующей Дубовским детским садом №2. В Дубовке Михаил Иванович стал скрипичным мастером . Дело в том, что, в результате несчастного случая , Михаил Иванович не мог больше играть на скрипке. Но и разлюбить ее тоже не мог. Даже на пенсию он ушел на пять лет раньше положенного срока, чтобы ничего ему не мешало заняться делом, которое вскоре стало для него самым любимым.

Почему же Михаил Гуренко так легко расстался со своей мечтой стать скрипачом? Да потому, что у него появилась новая мечта: раскрыть тайну скрипки другим способом. Ведь у нее действительно есть тайна. Более того, карьера профессионального музыканта Михаила Ивановича так и не сложилась: после войны мучительно напоминало о себе ранение руки. Но, чтобы не расстаться с войны мучительно напоминало о себе ранение руки. Но, чтобы не расстаться с музыкой, перебравшись в Дубовку, освоил Михаил занятие другое – изготовление скрипок. В чем – то помогли старые занятия, «впитанные» чуть ли ни с детства от проживающего тогда в Заволжье опытного мастера Георгия Дубового. Но, в основном, премудрости скрипичных дел довелось ему основать самостоятельно, но специальным книгам, которые он находил с большим трудом. Приходилось ездить и в Москву к мастерам за советом о том, как раскрыть тайну скрипки. Ее выразительные возможности поистине безграничны, На скрипке можно говорить, плакать, сменяться, танцевать, петь и даже молчать!

У каждой скрипке – свой голос. Как у человека. Он имеет тысячу голосовых характеристик. Мастер, который делает скрипку, обязательно должен вложить в нее всю свою душу. Михаил Гуренко в этом был абсолютно уверен. В противном случае, инструмент будет безгласным. По теории это кажется легко. На практике – давалось с мучительным трудом. На изготовление одного инструмента Михаил Иванович тратил, как минимум, два – три месяца. Работал по десять часов в день. Хотя далеко не всегда результат работы его радовал.

Ремесло скрипичного мастера многогранно. Сначала он должен быть искусным столяром – краснодеревщиком с талантливыми руками, чтобы из куска музыкальной ели, граба или клена «вылепить» хрупкие деки, гриф, смычок, которые будут петь. Но столярное мастерство – не главное. Недаром хитромудрые японцы, скопировав Амати, не смогли получить инструмента. Они сделали лишь красивую коробочку , но безголосую. А звук – это душа мастера, которую он вкладывает в инструмент.

А как рождается скрипка? Как рождаются высокие звуки музыки?.. Знаем ли?.. Лишь легенды о великих Амати, Соло, Маджини, Гварнери у всех на памяти. А мастера русские? Иван Батов, крепостной крестьянин. Их творения нельзя повторить. Рожденные , а вернее, созданные мастерством и вдохновением инструменты уникальны . Можно скопировать болт. И он без задоринки войдет в гайку. Можно скопировать стол или стул. Дом, наконец. Но когда в XX веке создавали абсолютно точные копии скрипок старых мастеров, то вместо божественного звука из них извлекали скрежет.

А мастер – Михаил Гуренко проживал в тесной комнате в обычной двухэтажке – это и была его мастерская. Верстак, стол с инструментами. Все обычное. А возле окна, на свету, висела, словно из мира иного, удивительный предмет – скрипка. Тронь ее и она запоет.

Так как же рождалась скрипка?

Были куски дерева. Вроде обычные. Постучав друг о дружку – слышен глухой звук. Но это –будущий инструмент. Для скрипки ли, для виолончели нужны особые, резонансные сорта дерева: высокогорные ель, явор, граб, пихта, кедровая сосна. Дереву должно было быть не менее 15-200 лет. Эти два или, три века дерево должно расти в стабильных условиях, чтобы абсолютно все 150-200 годовых колец были ровными. Тогда получается ровное звучание. Если в какой – то год случалось наводнение или другой катаклизм, то кольцо окажется больше или, меньше. Тогда плотности в различных частях дерева будут «враждовать». И хорошего звука не получится.

Музыкальное дерево, после того, как срежут его, должно не менее пяти лет сохнуть. И лишь потом оно готово. Ждет рук, от которых зависело все. Старая мудрость: «Из одного дерева иконы и крышка. Не годится молиться, сгодиться горшки покрывать.»

Михаил Иванович работал рубанком (от метровых до крошечных, чуть ни в коготь величиной), стамесками, то поймешь, что созидание души инструмента – труд потаенный.

Час за часом, день за днем мастер искал звук для своего детища, искал еще и музыку. И скрипка…начинает петь. В ней просыпается голос, сначала по – детски тонкий, беспомощный. Но мастер был терпелив и мудр. В ночной тишине он выходил из дома, слушал шелест ветра шепот высоких звезд, в дневном покое он искал и находил земные звуки: пение птиц, детский звенящий голос. Всему этому он учил скрипку. Учил смеяться и плакать, чтобы потом, в концертном зале, скрипка могла петь, радуя и одухотворяя людские сердца.

Потом, когда он вдохнет в инструмент душу и даст ему голос (будь то скрипка или виолончель) становится темно в малой комнате Михаила Ивановича.

И вот скрипка в большом мире, оставляет своего мастера. А он год за годом лишь провожал ее, понимал, что труды его – для людей. Такова была судьба мастера – созидая, дарить себя.

На инструментах его играли музыканты Италии, Испании, Германии, Франции, Америки, Аргентины. Но имена их мастеру, были неизвестны. Люди, зачастую не имеющие отношения к музыке. Просто покупали и перепродавали инструменты за огромные деньги.

Знали ли люди, слушая Чайковского, Бородина, Листа в концертных залах всего мира, что пела им и душа Михаила Гуренко - русского умельца дубовчанина, жителя нашей Волгоградской области?

Заказов у него всегда было множество. Однако, материальное положение мастера от этого нисколько не поправилось. Он жил очень скромно. Скрипки свои продавал едва ли не за бесценок – за 350 рублей. Позднее за 10000 рублей. Но всегда гораздо дешевле, чем они стояли. Михаил объяснял это их элитарностью. Невостребованностью в массах . «Хороший музыкант купит мою скрипку и за сто тысяч, - говорил он. –Правда, их очень мало….»

Многие ли помнят, что Дубовка, где долгие годы проживал Михаил Иванович с семейством, благодаря его усилиям, превратилась в русскую Кремону на волге.

2.5.Продолжатели дела Гуренко.

Михаил Иванович Гуренко свое искусство, знание и опыт передал сыновьям Игорю и Владимиру .(Приложение №3, №4).

Интересно сложилась жизнь сына Владимира. Сразу после армии. До поступления в институт, Владимир стал помогать отцу в изготовлении скрипок. Им было изготовлено более десяти инструментов самостоятельно. Когда он понял , что инструменты стали получаться хорошо, то решил заняться этим делом профессионально и поменял профессию В 1981 году он вместе с братом Игорем поступил в Московскую экспериментальную фабрику музыкальных инструментов, где он проработал 7 лет.

Участвовали во многих конкурсах мастеров музыкальных инструментов, занимали призовые места. На международном конкурсе Владимир получал диплом III тура – за виолончель. На общероссийском конкурсе фабрика , занял 2 место. (Приложение №5)

После перестройки производство закрылось, но они оставили дело скрипки. Как хобби. В 1990 году Владимир стал фермером. И долгие годы он и его жена занимались сельским хозяйством. Да и сегодня не бросили это дело.

В их деятельности большую роль играет капельное орошение. Есть теплицы, где вспоенные благодатными каплями, зреют ранние огурцы и помидоры.

Владимир Гуренко: «Нужны люди грамотные, которые могут научить работать на земле. Это самая большая проблема России. Многим кажется, что земля – это просто. А она очень сложный …инструмент. Многие – даже давно работающие на ней – не представляют себе, на сколько сложный.»

Со своей будущей женой Владимир Михайлович познакомился, когда учился в Волгоградской Сельскохозяйственной Академии. Анна Ивановна родилась 1 января 1956 года. (Приложение №6).

Училась в Академии на экономическом факультете. После учебы она вместе с Владимиром Михайловичем работала в Дубовском зооветеринарном техникуме, преподавателем экономики. Затем работала в Дубовском управлении сельского хозяйства, экономистом. С 1995 года стала, стала работать в сельском хозяйстве. Музыкальным делом никогда не занималась. Родила двоих детей Михаила Владимировича и Марию Владимировну.

Михаил Владимирович родился в 1977 г. Закончил Волгоградскую Сельскохозяйственную Академию. Стажировался в Германии как фермер – винодел. Начал делать скрипки с отцом, но продолжать дело не стал. Во время учебы в институте – женился.

Мария Владимировна родилась в 1986 году. Закончила Дубовскую среднюю школу с серебряной медалью. Победила на областном конкурсе экологов и заняла первое место. Затем ездила в Москву на конкурс экологов и заняла первое место, чуть позже второе место. После окончания школы поступила в Волгоградскую Сельскохозяйственную Академию. Скрипки никогда ни делала, но училась играть у своего деда – Михаила Ивановича. (Приложение №7)


3.Заключение.

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор. (Приложение №8).


С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество великих скрипачей.


Скрипку - профессиональные музыканты считают самым сложным инструментом. Ее звучание не спутаешь ни с каким другим. Потому что она не играет, а поет. Один известный волгоградский скрипач сказал, что скрипка – инструмент, по форме удивительно похож на женское тело, «овладеть» которым не хватит всей жизни. Скрипичный мастер из Дубовки Михаил Иванович Гуренко всю свою жизнь пытался «овладеть» скрипкой. Раскрыть ее тайну. До него это пытались сделать многие поколения мастеров, самым лучшим из которых, несомненно, являлся гений Антонио Страдивари. Но, говорят, даже ему сделать это не удавалось.

Летом 2006 года Михаил Иванович в преклонном возрасте ушел из жизни. Скрипки во многих городах и странах оплакивали своего создателя.

Михаил Иванович Гуренко – почетный гражданин города Дубовки. Он жил и будет жить в своих волшебных скрипках до тех пор, пока на них будут играть настоящие , талантливые музыканты. Ведь скрипка – «тонкий, изящный» инструмент, и если его беречь он будет жить веками.

Конечно, у людей судьбы разные. Но жизнь человека не прошла незамечено, о нем как о великом человеке, будут говорить и спустя десятки лет.

Настоящий мастер отдал все, что у него было, ничего не требуя взамен. Он отдал душу.


Он жил за Дубовкой над Волгой,

Как свеча на крутом берегу.

Его славу и путь его долгий

Дубовчане в душе берегут.

Роль скрипичного мастера трудно в многогранной жизни. Она – самая сложная, однако , и самая судьбоносная. Я бы очень хотела иметь похожую судьбу. Я была бы счастлива подарить что – то миру, ничего не требуя взамен, свет, добро и возможностью радовать людей.









Источники и литература:

1.Из личного архива Гуренко В.М.

2.Газета «Городские вести» , № 135 сентябрь 2005 г.

3.Архив музея «Боевой Славы».
























































Приложение №1





























Приложение №2






























Приложение №3































Приложение №4





























Приложение №5






























Приложение №6





























Приложение №7





Приложение №8





23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!