Мастер-класс на тему: «Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием “синквейн”.
- дать представление о составлении синквейна на разных уроках. Показать конкретные варианты проведения синквейна на предметах в старшей и основной школе.
На мольбертах: предметы на магнитах на белой стороне (лит-ра, история, география, ИЗО, музыка, физика) + на магнитах в форме ёлочки висят по 7 шт. ноты, глобусы, листья, кивера, листы с пером, яблоки + лежат алгоритмы + маркеры.
Магниты: 54
Слайд 1 (Фото)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале!
- Работая в школе, я не перестаю восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски.
-И, начиная с первого класса, я провожу для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр мои дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" И мне очень бы хотелось, чтобы вы сегодня тоже сделали для себя маленькое, но открытие.
-На своих уроках я учу детей эмоционально и грамотно говорить.
-А, это возможно лишь в том случае, если мои выпускники научатся словесно импровизировать и совершенствовать свою речь.
-Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных приёмов критического мышления и развития речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Поэтому, тема моего «Мастер-класса» звучит так:
СЛАЙД 2 (Тема)
«Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».
- Вы уже знаете, что такое СИНКВЕЙН.
Но я вкратце повторюсь ещё раз.
Слайд 3
- Итак, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Его форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Форма синквейна напоминает ёлочку.
Слайд 4 (Ёлка)
- Где:
Слайд 5 Таблица
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
- Для чего используется синквейн?
Он помогает мне не учить детей науке, а позволяет «Научить детей учиться».
-О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть разнообразной:
Слайд 6 (природа, картина, и т. д.)
- о природе;
- о картине;
- о маме или папе;
- о настроении;
-Что это даёт ученику?
Умение составлять синквейны по теме является показателем того, что учащийся:
-знает содержание учебного материала;
-умеет применять полученные знания для решения новой задачи.
- Что это даёт мне?
Работа по составлению синквейна эффективна как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми.
Я понимаю, насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Использовать приём синквейна можно на любом уроке. И сегодня я вам это докажу!
-Уважаемые коллеги! Давайте сначала попробуем составить синквейн на тему «Слово».
Первая строка – это тема синквейна, имя сущ-е.
Вторая строка – два прилагательных, какое оно? Назовите два подходящих. (Доброе, ласковое, утешительное, волшебное – помощник даёт листик дерева с надписью «Пейзаж»)
Третья строка– три действия предмета. Какое воздействие слово оказывает на окружающих? Назовите три глагола. (Ранит, поднимает, окрыляет, направляет - помощник даёт яблоко с надписью «Закон всемирного тяготения Исаака Ньютона»)
Четвертая строчка – отношение автора к теме - предложение. Составьте предложение о слове. («Слово в бою окрыляет» - помощник даёт нотку, с надписью «Великие композиторы», глобус - «Мировой Океан»)
И, наконец, последняя строка –синоним. Тут можно задать себе вопрос –какова цель его существование?
(Синоним - Учитель - помощник даёт лист с пером, с надписью «Образ Аксиньи», кивер гусара – «Отечественная Война 1812 года)
-Вот, что у нас получилось!
Слайд 7 Слово.
Доброе, умное.
Ранит, возвышает, направляет.
Слово в бою окрыляет.
Помощник.
- А теперь я приглашаю к мольбертам тех коллег, которые получили призы за верный ответ. (Лист дерева, нотка, кивер, глобус, яблоко, лист с пером). Или учителей лит-ры, истории, географии, музыки, ИЗО, физики.
Фонограмма № 1 (фанфары)
-Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн на уроках литературы, географии, истории, физики, музыки и ИЗО.
- А теперь внимание: темы ваших синквейнов!
Фонограмма № 2 (Чёрный ящик)
(Герои выходят к мольбертам с надписями предметов:
1.«Литература» - Аксинья;
2.«ИЗО» - художник;
3. «Музыка» - музыкант со скрипкой;
4. «Физика» - Ньютон с яблоком;
5. «История» - Гусар;
6. «География» - путешественник с глобусом.)
-Уважаемые участники! Я не просто так вручила вам эти предметы. Это темы ваших будущих синквейнов.
-Будьте добры, у кого лист с пером? Подойдите к мольберту с надписью «Литература». У кого осенний лист – к мольберту «ИЗО». Нота – к мольберту «Музыка». Глобус – к мольберту «География». Яблоко – «Физика». Кивер гусара (головной убор) – к мольберту «История».
- Сегодня вы будете сочинять синквейны по следующим темам: (Раздаю темы, алгоритмы написания синквейна лежат на мольбертах: Урок литературы, 10 – й класс, произведение М. Шолохова «Тихий Дон», тема «Образ Аксиньи». Урок Изо, 6-й класс, тема «Пейзаж». Урок физики, 9 класс, тема «Законы Ньютона». Урок географии, 5 класс, тема «Мировой Океан». Урок Музыки, 8 класс, тема «Великие композиторы». Урок истории, 9 класс, тема «Отечественная Война 1812 года»).
- Прошу вас встать за мольберты и используя алгоритмы написания синквейна приступить к работе. Темы у вас в руках – это верхняя часть вашего синквейна. Рекомендуемое время создания текста 5 минут. Приступайте к работе!
-Уважаемое жюри! Чтобы вы не скучали, предлагаю вам составить и записать синквейн на тему «Учитель года», какой он? (Раздаю листы с темой «Учитель года»).
-А пока коллеги работают, я хочу обратиться к нашей аудитории и всем вместе составить устный синквейн на тему «Мастер-класс».
- Будьте, добры! Назовите 2 прилагательных о «Мастер-классе». Какой он? (Интересный, познавательный)
- Назовите 3 глагола! Что он нам даёт? (Учит, восхищает, удивляет)
- Составьте предложение о мастер-классе. (Мастер-класс…)
-Придумайте синоним к слову Мастер-класс. (…)
- Вот, что у нас получилось!
СЛАЙД 8 «Мастер-класс»
Волнующий, интересный.
Учит, вдохновляет, показывает.
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
Польза.
- А, что получилось у вас, уважаемое жюри? (Зачитывают)
Учитель.
Умный, молодой.
Учит, находит, вдохновляет.
Предложение.
Новатор.
- Спасибо!
- Наши «ученики» тоже готовы зачитать свои синквейны. (Читают)
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
- Спасибо большое ребятам –помощникам! (Уходят)
ИТОГ:
-Уважаемые коллеги! За короткий промежуток времени вы создали высокохудожественные тексты, почувствовали себя успешными. Поверьте, то же самое испытывают и дети.
- Свой «Мастер-класс» я хотела бы закончить вот такими словами: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими».
СЛАЙД 9
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими!»
- Желаю всем творческих успехов!
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Синквейн - как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи младших школьников"»
Мастер – класс «Синквейн»
Тема: «Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием “синквейн”.
- дать представление о составлении синквейна на разных уроках. Показать конкретные варианты проведения синквейна на предметах в старшей и основной школе.
На мольбертах: предметы на магнитах на белой стороне (лит-ра, история, география, ИЗО, музыка, физика) + на магнитах в форме ёлочки висят по 7 шт. ноты, глобусы, листья, кивера, листы с пером, яблоки + лежат алгоритмы + маркеры.
Магниты: 54
Слайд 1 (Фото)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале!
- Работая в школе, я не перестаю восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски.
-И, начиная с первого класса, я провожу для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр мои дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" И мне очень бы хотелось, чтобы вы сегодня тоже сделали для себя маленькое, но открытие.
-На своих уроках я учу детей эмоционально и грамотно говорить.
-А, это возможно лишь в том случае, если мои выпускники научатся словесно импровизировать и совершенствовать свою речь.
-Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных приёмов критического мышления и развития речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Поэтому, тема моего «Мастер-класса» звучит так:
СЛАЙД 2 (Тема)
«Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».
- Вы уже знаете, что такое СИНКВЕЙН.
Но я вкратце повторюсь ещё раз.
Слайд 3
- Итак, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Его форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Форма синквейна напоминает ёлочку.
Слайд 4 (Ёлка)
- Где:
Слайд 5 Таблица
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
- Для чего используется синквейн?
Он помогает мне не учить детей науке, а позволяет «Научить детей учиться».
-О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть разнообразной:
Слайд 6 (природа, картина, и т. д.)
- о природе;
- о картине;
- о маме или папе;
- о настроении;
-Что это даёт ученику?
Умение составлять синквейны по теме является показателем того, что учащийся:
-знает содержание учебного материала;
-умеет применять полученные знания для решения новой задачи.
- Что это даёт мне?
Работа по составлению синквейна эффективна как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми.
Я понимаю, насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Использовать приём синквейна можно на любом уроке. И сегодня я вам это докажу!
-Уважаемые коллеги! Давайте сначала попробуем составить синквейн на тему «Слово».
Первая строка – это тема синквейна, имя сущ-е.
Вторая строка – два прилагательных, какое оно? Назовите два подходящих. (Доброе, ласковое, утешительное, волшебное – помощник даёт листик дерева с надписью «Пейзаж»)
Третья строка– три действия предмета. Какое воздействие слово оказывает на окружающих? Назовите три глагола. (Ранит, поднимает, окрыляет, направляет - помощник даёт яблоко с надписью «Закон всемирного тяготения Исаака Ньютона»)
Четвертая строчка – отношение автора к теме - предложение. Составьте предложение о слове. («Слово в бою окрыляет» - помощник даёт нотку, с надписью «Великие композиторы», глобус - «Мировой Океан»)
И, наконец, последняя строка –синоним. Тут можно задать себе вопрос –какова цель его существование?
(Синоним - Учитель - помощник даёт лист с пером, с надписью «Образ Аксиньи», кивер гусара – «Отечественная Война 1812 года)
-Вот, что у нас получилось!
Слайд 7 Слово.
Доброе, умное.
Ранит, возвышает, направляет.
Слово в бою окрыляет.
Помощник.
- А теперь я приглашаю к мольбертам тех коллег, которые получили призы за верный ответ. (Лист дерева, нотка, кивер, глобус, яблоко, лист с пером). Или учителей лит-ры, истории, географии, музыки, ИЗО, физики.
Фонограмма № 1 (фанфары)
-Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн на уроках литературы, географии, истории, физики, музыки и ИЗО.
- А теперь внимание: темы ваших синквейнов!
Фонограмма № 2 (Чёрный ящик)
(Герои выходят к мольбертам с надписями предметов:
1.«Литература» - Аксинья;
2.«ИЗО» - художник;
3. «Музыка» - музыкант со скрипкой;
4. «Физика» - Ньютон с яблоком;
5. «История» - Гусар;
6. «География» - путешественник с глобусом.)
-Уважаемые участники! Я не просто так вручила вам эти предметы. Это темы ваших будущих синквейнов.
-Будьте добры, у кого лист с пером? Подойдите к мольберту с надписью «Литература». У кого осенний лист – к мольберту «ИЗО». Нота – к мольберту «Музыка». Глобус – к мольберту «География». Яблоко – «Физика». Кивер гусара (головной убор) – к мольберту «История».
- Сегодня вы будете сочинять синквейны по следующим темам: (Раздаю темы, алгоритмы написания синквейна лежат на мольбертах: Урок литературы, 10 – й класс, произведение М. Шолохова «Тихий Дон», тема «Образ Аксиньи». Урок Изо, 6-й класс, тема «Пейзаж». Урок физики, 9 класс, тема «Законы Ньютона». Урок географии, 5 класс, тема «Мировой Океан». Урок Музыки, 8 класс, тема «Великие композиторы». Урок истории, 9 класс, тема «Отечественная Война 1812 года»).
- Прошу вас встать за мольберты и используя алгоритмы написания синквейна приступить к работе. Темы у вас в руках – это верхняя часть вашего синквейна. Рекомендуемое время создания текста 5 минут. Приступайте к работе!
-Уважаемое жюри! Чтобы вы не скучали, предлагаю вам составить и записать синквейн на тему «Учитель года», какой он? (Раздаю листы с темой «Учитель года»).
-А пока коллеги работают, я хочу обратиться к нашей аудитории и всем вместе составить устный синквейн на тему «Мастер-класс».
- Будьте, добры! Назовите 2 прилагательных о «Мастер-классе». Какой он? (Интересный, познавательный)
- Назовите 3 глагола! Что он нам даёт? (Учит, восхищает, удивляет)
- Составьте предложение о мастер-классе. (Мастер-класс…)
-Придумайте синоним к слову Мастер-класс. (…)
- Вот, что у нас получилось!
СЛАЙД 8 «Мастер-класс»
Волнующий, интересный.
Учит, вдохновляет, показывает.
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
Польза.
- А, что получилось у вас, уважаемое жюри? (Зачитывают)
Учитель.
Умный, молодой.
Учит, находит, вдохновляет.
Предложение.
Новатор.
- Спасибо!
- Наши «ученики» тоже готовы зачитать свои синквейны. (Читают)
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
- Спасибо большое ребятам –помощникам! (Уходят)
ИТОГ:
-Уважаемые коллеги! За короткий промежуток времени вы создали высокохудожественные тексты, почувствовали себя успешными. Поверьте, то же самое испытывают и дети.
- Свой «Мастер-класс» я хотела бы закончить вот такими словами: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими».
СЛАЙД 9
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими!»
- Желаю всем творческих успехов!