СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Синквейн - как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему: «Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

- познакомить коллег с понятием “синквейн”.

- дать представление о составлении синквейна на разных уроках. Показать конкретные варианты проведения синквейна на предметах в старшей и основной школе.

На мольбертах: предметы на магнитах на белой стороне (лит-ра, история, география, ИЗО, музыка, физика) + на магнитах в форме ёлочки висят по 7 шт. ноты, глобусы, листья, кивера, листы с пером, яблоки + лежат алгоритмы + маркеры.

Магниты: 54

Слайд 1 (Фото)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале!

- Работая в школе, я не перестаю восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски.

-И, начиная с первого класса, я провожу для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр мои дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" И мне очень бы хотелось, чтобы вы сегодня тоже сделали для себя маленькое, но открытие.

-На своих уроках я учу детей эмоционально и грамотно говорить.

-А, это возможно лишь в том случае, если мои выпускники научатся словесно импровизировать и совершенствовать свою речь.

-Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных приёмов критического мышления и развития речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. 

Поэтому, тема моего «Мастер-класса» звучит так:

СЛАЙД 2 (Тема)

«Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».

- Вы уже знаете, что такое СИНКВЕЙН.

Но я вкратце повторюсь ещё раз.

Слайд 3

- Итак, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Его форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Форма синквейна напоминает ёлочку.

Слайд 4 (Ёлка)

- Где:

Слайд 5 Таблица

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 

 

 

- Для чего используется синквейн?  

Он помогает мне не учить детей науке, а позволяет «Научить детей учиться».

-О чём можно написать синквейн?

Тема его может быть разнообразной:

Слайд 6 (природа, картина, и т. д.) - о природе;

- о картине;

- о маме или папе;

- о настроении;

-Что это даёт ученику?

Умение составлять синквейны по теме является показателем того, что учащийся:

-знает содержание учебного материала;

-умеет применять полученные знания для решения новой задачи.

 

 

 

 

 

- Что это даёт мне?

Работа по составлению синквейна эффективна как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми.

Я понимаю, насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. 

Использовать приём синквейна можно на любом уроке. И сегодня я вам это докажу!

-Уважаемые коллеги! Давайте сначала попробуем составить синквейн на тему «Слово».

Первая строка – это тема синквейна, имя сущ-е. Вторая строка – два прилагательных, какое оно? Назовите два подходящих. (Доброе, ласковое, утешительное, волшебное – помощник даёт листик дерева с надписью «Пейзаж»)

Третья строка– три действия предмета. Какое воздействие слово оказывает на окружающих? Назовите три глагола. (Ранит, поднимает, окрыляет, направляет -  помощник даёт яблоко с надписью «Закон всемирного тяготения Исаака Ньютона»)

Четвертая строчка – отношение автора к теме - предложение. Составьте предложение о слове. («Слово в бою окрыляет» -  помощник даёт нотку, с надписью «Великие композиторы», глобус - «Мировой Океан»)

И, наконец, последняя строка –синоним. Тут можно задать себе вопрос –какова цель его существование?

(Синоним - Учитель - помощник даёт лист с пером, с надписью «Образ Аксиньи», кивер гусара – «Отечественная Война 1812 года)

-Вот, что у нас получилось!

Слайд 7 Слово.

Доброе, умное.

Ранит, возвышает, направляет.

Слово в бою окрыляет.

Помощник.

- А теперь я приглашаю к мольбертам тех коллег, которые получили призы за верный ответ. (Лист дерева, нотка, кивер, глобус, яблоко, лист с пером). Или учителей лит-ры, истории, географии, музыки, ИЗО, физики.

Фонограмма № 1 (фанфары)

-Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн на уроках литературы, географии, истории, физики, музыки и ИЗО.

- А теперь внимание: темы ваших синквейнов!

Фонограмма № 2 (Чёрный ящик)

(Герои выходят к мольбертам с надписями предметов:

1.«Литература» - Аксинья;

2.«ИЗО» - художник;

3. «Музыка» - музыкант со скрипкой;

4. «Физика» - Ньютон с яблоком;

5. «История» - Гусар;

6. «География» - путешественник с глобусом.)

-Уважаемые участники! Я не просто так вручила вам эти предметы. Это темы ваших будущих синквейнов. 

-Будьте добры, у кого лист с пером? Подойдите к мольберту с надписью «Литература». У кого осенний лист – к мольберту «ИЗО». Нота – к мольберту «Музыка». Глобус – к мольберту «География». Яблоко – «Физика». Кивер гусара (головной убор) – к мольберту «История».

- Сегодня вы будете сочинять синквейны по следующим темам: (Раздаю темы, алгоритмы написания синквейна лежат на мольбертах: Урок литературы, 10 – й класс, произведение М. Шолохова «Тихий Дон», тема «Образ Аксиньи». Урок Изо, 6-й класс, тема «Пейзаж». Урок физики, 9 класс, тема  «Законы Ньютона». Урок географии, 5 класс, тема «Мировой Океан». Урок Музыки, 8 класс, тема «Великие композиторы». Урок истории, 9 класс, тема «Отечественная Война 1812 года»).

- Прошу вас встать за мольберты и используя алгоритмы написания синквейна приступить к работе. Темы у вас в руках – это верхняя часть вашего синквейна. Рекомендуемое время создания текста 5 минут. Приступайте к работе!

 

-Уважаемое жюри! Чтобы вы не скучали,   предлагаю вам составить и записать синквейн на тему «Учитель года», какой он? (Раздаю листы с темой «Учитель года»).

-А пока коллеги работают, я хочу обратиться к нашей аудитории и всем вместе составить устный синквейн на тему «Мастер-класс».

- Будьте, добры! Назовите 2 прилагательных о «Мастер-классе». Какой он? (Интересный, познавательный)

- Назовите 3 глагола! Что он нам даёт? (Учит, восхищает, удивляет)

- Составьте предложение о мастер-классе. (Мастер-класс…)

-Придумайте синоним к слову Мастер-класс. (…)

- Вот, что у нас получилось!

СЛАЙД  8 «Мастер-класс»

Волнующий, интересный.

Учит, вдохновляет, показывает.

Мысли будоражит, уверенность пробуждает.

Польза.

- А, что получилось у вас, уважаемое жюри? (Зачитывают)

Учитель.

Умный, молодой.

Учит, находит, вдохновляет.

Предложение.

Новатор.

- Спасибо!

- Наши «ученики» тоже готовы зачитать свои синквейны. (Читают)

- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

- Спасибо большое ребятам –помощникам! (Уходят)

 

 

 

 

ИТОГ:

-Уважаемые коллеги! За короткий промежуток времени вы создали высокохудожественные тексты, почувствовали себя успешными. Поверьте, то же самое испытывают и дети.

- Свой «Мастер-класс» я хотела бы закончить вот такими словами: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими».

СЛАЙД 9   

 «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими!»

- Желаю всем творческих успехов!

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Синквейн - как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи младших школьников"»

Мастер – класс «Синквейн»

Тема: «Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

- познакомить коллег с понятием “синквейн”.

- дать представление о составлении синквейна на разных уроках. Показать конкретные варианты проведения синквейна на предметах в старшей и основной школе.

На мольбертах: предметы на магнитах на белой стороне (лит-ра, история, география, ИЗО, музыка, физика) + на магнитах в форме ёлочки висят по 7 шт. ноты, глобусы, листья, кивера, листы с пером, яблоки + лежат алгоритмы + маркеры.

Магниты: 54

Слайд 1 (Фото)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале!

- Работая в школе, я не перестаю восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски.

-И, начиная с первого класса, я провожу для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр мои дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" И мне очень бы хотелось, чтобы вы сегодня тоже сделали для себя маленькое, но открытие.

-На своих уроках я учу детей эмоционально и грамотно говорить.

-А, это возможно лишь в том случае, если мои выпускники научатся словесно импровизировать и совершенствовать свою речь.

-Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных приёмов критического мышления и развития речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Поэтому, тема моего «Мастер-класса» звучит так:

СЛАЙД 2 (Тема)

«Синквейн – как один из приёмов активизации мыслительной деятельности и развития речи».

- Вы уже знаете, что такое СИНКВЕЙН.

Но я вкратце повторюсь ещё раз.

Слайд 3

- Итак, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Его форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Форма синквейна напоминает ёлочку.

Слайд 4 (Ёлка)

- Где:

Слайд 5 Таблица

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.







- Для чего используется синквейн?

Он помогает мне не учить детей науке, а позволяет «Научить детей учиться».

-О чём можно написать синквейн?

Тема его может быть разнообразной:

Слайд 6 (природа, картина, и т. д.)
- о природе;

- о картине;

- о маме или папе;

- о настроении;

-Что это даёт ученику?

Умение составлять синквейны по теме является показателем того, что учащийся:

-знает содержание учебного материала;

-умеет применять полученные знания для решения новой задачи.






- Что это даёт мне?

Работа по составлению синквейна эффективна как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми.

Я понимаю, насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. 

Использовать приём синквейна можно на любом уроке. И сегодня я вам это докажу!

-Уважаемые коллеги! Давайте сначала попробуем составить синквейн на тему «Слово».

Первая строка – это тема синквейна, имя сущ-е.
Вторая строка – два прилагательных, какое оно? Назовите два подходящих. (Доброе, ласковое, утешительное, волшебное – помощник даёт листик дерева с надписью «Пейзаж»)

Третья строка– три действия предмета. Какое воздействие слово оказывает на окружающих? Назовите три глагола. (Ранит, поднимает, окрыляет, направляет - помощник даёт яблоко с надписью «Закон всемирного тяготения Исаака Ньютона»)

Четвертая строчка – отношение автора к теме - предложение. Составьте предложение о слове. («Слово в бою окрыляет» - помощник даёт нотку, с надписью «Великие композиторы», глобус - «Мировой Океан»)

И, наконец, последняя строка –синоним. Тут можно задать себе вопрос –какова цель его существование?

(Синоним - Учитель - помощник даёт лист с пером, с надписью «Образ Аксиньи», кивер гусара – «Отечественная Война 1812 года)

-Вот, что у нас получилось!

Слайд 7 Слово.

Доброе, умное.

Ранит, возвышает, направляет.

Слово в бою окрыляет.

Помощник.

- А теперь я приглашаю к мольбертам тех коллег, которые получили призы за верный ответ. (Лист дерева, нотка, кивер, глобус, яблоко, лист с пером). Или учителей лит-ры, истории, географии, музыки, ИЗО, физики.

Фонограмма № 1 (фанфары)

-Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн на уроках литературы, географии, истории, физики, музыки и ИЗО.

- А теперь внимание: темы ваших синквейнов!

Фонограмма № 2 (Чёрный ящик)

(Герои выходят к мольбертам с надписями предметов:

1.«Литература» - Аксинья;

2.«ИЗО» - художник;

3. «Музыка» - музыкант со скрипкой;

4. «Физика» - Ньютон с яблоком;

5. «История» - Гусар;

6. «География» - путешественник с глобусом.)

-Уважаемые участники! Я не просто так вручила вам эти предметы. Это темы ваших будущих синквейнов.

-Будьте добры, у кого лист с пером? Подойдите к мольберту с надписью «Литература». У кого осенний лист – к мольберту «ИЗО». Нота – к мольберту «Музыка». Глобус – к мольберту «География». Яблоко – «Физика». Кивер гусара (головной убор) – к мольберту «История».

- Сегодня вы будете сочинять синквейны по следующим темам: (Раздаю темы, алгоритмы написания синквейна лежат на мольбертах: Урок литературы, 10 – й класс, произведение М. Шолохова «Тихий Дон», тема «Образ Аксиньи». Урок Изо, 6-й класс, тема «Пейзаж». Урок физики, 9 класс, тема «Законы Ньютона». Урок географии, 5 класс, тема «Мировой Океан». Урок Музыки, 8 класс, тема «Великие композиторы». Урок истории, 9 класс, тема «Отечественная Война 1812 года»).

- Прошу вас встать за мольберты и используя алгоритмы написания синквейна приступить к работе. Темы у вас в руках – это верхняя часть вашего синквейна. Рекомендуемое время создания текста 5 минут. Приступайте к работе!


-Уважаемое жюри! Чтобы вы не скучали, предлагаю вам составить и записать синквейн на тему «Учитель года», какой он? (Раздаю листы с темой «Учитель года»).

-А пока коллеги работают, я хочу обратиться к нашей аудитории и всем вместе составить устный синквейн на тему «Мастер-класс».

- Будьте, добры! Назовите 2 прилагательных о «Мастер-классе». Какой он? (Интересный, познавательный)

- Назовите 3 глагола! Что он нам даёт? (Учит, восхищает, удивляет)

- Составьте предложение о мастер-классе. (Мастер-класс…)

-Придумайте синоним к слову Мастер-класс. (…)

- Вот, что у нас получилось!

СЛАЙД 8 «Мастер-класс»

Волнующий, интересный.

Учит, вдохновляет, показывает.

Мысли будоражит, уверенность пробуждает.

Польза.

- А, что получилось у вас, уважаемое жюри? (Зачитывают)

Учитель.

Умный, молодой.

Учит, находит, вдохновляет.

Предложение.

Новатор.

- Спасибо!

- Наши «ученики» тоже готовы зачитать свои синквейны. (Читают)

- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

- Спасибо большое ребятам –помощникам! (Уходят)









ИТОГ:

-Уважаемые коллеги! За короткий промежуток времени вы создали высокохудожественные тексты, почувствовали себя успешными. Поверьте, то же самое испытывают и дети.

- Свой «Мастер-класс» я хотела бы закончить вот такими словами: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими».

СЛАЙД 9

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи, лёгкими!»

- Желаю всем творческих успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!