СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс Тема мастер – класса: «Использование формативного оценивания»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                 Северо-Казахстанская область

 район им.Г.Мусрепова 

КГУ «Новоишимская СШ №2»

Айтжанова Роза  Кабдуалиевна

 учитель русского языка   и литературы,

 стаж - 18 лет, категория – первая, 

 сертификат – третий(базовый) уровень   

                                                                                                      

Мастер- класс 

        Тема мастер – класса:  «Использование техник формативного оценивания»

Цель мастер - класса: Наглядная демонстрация приемов, эффективного  использования различных техник  формативного оценивания; систематическое и целенаправленное использование данных техник учителем для получения качественного результата обучения.

Структура мастер – класса:

1. Презентация «Использование техник формативного оценивания»            

2. Представление  практических упражнений и конкретных приемов использования  различных техник  формативного оценивания на уроках.

3. Рефлексия.

 Оборудование:

компьютер и проектор, мультимедийная презентация мастер – класса, постеры, фломастеры, стикеры, значки в форме бабочки.

Форма организации: фронтальная, групповая

Ход мастер-класса:

- С добрым утром, дорогие коллеги. От всей души хочется вас поздравить с Днем Знаний! Успехов, здоровья, удачи в нашей нелегкой , но интересной профессии!

 

                     «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует                         их способность точно оценивать прогресс учеников.»                                                                                                                    М.Барбер           - Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него.          Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

          Формативное оценивание используется  - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); 

           При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

         Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

        Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Давайте посмотрим,  что же необходимо для формативного оценивания:

1) знание и понимание учащимися целей обучения

2) эффективная обратная связь с учениками

3) активное участие учащихся в процессе собственного познания

4) знание и понимание учащимися критериев оценивания

5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Рассмотрим каждый из этих пунктов.

  1. Знание и понимание учащимися целей обучения.

Цели должны быть широкие, формулироваться  в виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?

2) Обратная связь.

Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том,  как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения.

Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:

• Чему я научился за эту неделю?

• Какие вопросы остались для меня неясными?

• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Подведем итог:  Обратная связь является положительной. Учитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников.

3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.

Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:

-  применять его

-  искать условия и границы применимости

-  преобразовывать, расширять и дополнять

-  находить новые связи и соотношения

-  рассматривать в разных моделях и контекстах.

4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.

Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что

- Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала

Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).

Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.

Для самооценивания можно использовать:

-  различные формы выходных карт,

-  таблицы самооценки и взаимооценки,

-  вопросы для размышления и т.д.

6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

 Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения . Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

-  внедряется культура совместного обсуждения в классе

- развиваются навыки критического и творческого  мышления

-  формируется среда, поощряющая вопросы учащихся

-  поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты

-  предоставляются  учащимся примеры того, что от них ожидают.

    Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Формативное оценивание и преподавание неразделимы.

При этом на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, при проверке усвоения материала.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

  • Встроено в процесс преподавания и учения
  • Предполагает обсуждение  учебных целей с учениками
  • Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать  учебные стандарты
  • Вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание
  • Обеспечивает обратную связь: помогает ученикам  наметить следующие шаги в учении
  • Укрепляет уверенность в том, что  каждый ученик может добиться улучшений
  • Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания

              -   Используя технику «Шесть шляп мышления», ответим на главный вопрос сегодняшнего разговора «Как сделать внутреннее оценивание формирующим?».

Белая шляпа (только факты): формирующее оценивание, безусловно, это индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося.

Жёлтая шляпа (позитив): вовлекаются учащиеся в процесс понимания, что будет оцениваться и по каким критериям; имеет возможность пересдать, досдать; каждый ученик работает со своими пробелами (а не общими), отсутствует ситуация, что ученик не знает, за что снижена оценка, отсутствует ситуация получения разных оценок за одинаковую работу.

Красная шляпа (эмоции): учителю – трудно, ученику – понятны требования, нет страха перед оценкой;  учителю – уверенность, что эффект будет.

Зелёная шляпа (творчество): можно было бы повысить эффективность обучения, если бы работать не классом, а малыми группами (по образу Финляндии).

Чёрная шляпа (риски, проблемы): большие трудозатраты для учителя, сложности в выработке прозрачных критериев, дети не умеют брать на себя ответственность за учёбу (их придётся приучать).

Синяя шляпа (итог): если мы хотим (а мы хотим) сегодня сделать учеников нашими союзниками в обучении, если мы хотим (а мы хотим) научить детей учиться, если мы хотим (а мы хотим) сделать обучение осмысленным для учащихся – мы должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания.

     Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения. Пусть ученик оценивает достижение результата. Пусть ученик совместно с учителем вырабатывает критерии оценки достижений.

       Оценка учителя не должна нести карательную функцию. Учитель должен оценивать, для того чтоб улучшать результаты, но не для того, чтоб «поймать» на незнании.

         Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение.                             Учителю непросто перестроиться. Ученикам непросто научиться быть ответственными за себя. Но мир меняется – и мы должны успевать.

  Уважаемые коллеги заполните таблицу:

 

Знаю (вызов)

Хочу узнать (вызов)

Как достичь цели? (вызов)

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Что я знаю по теме занятия?

Формулирование целей

Определение стратегий

Соотношение старой и новой информации

 

 

 

 

           - Сегодня я предоставлю Вашему вниманию несколько техник  формативного оценивания,  которые можно использовать для ежедневных проверок знаний и навыков учащихся.  Техники эффективной обратной связи.

(Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами)         В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными.    Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением  

                                          

Притча

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».                       

             Так всё и случилось.  Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями  и отправился к мудрецу.

              И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о  мудрейший, - живая или мертвая? И  тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…».

        -  Уважаемые коллеги я дарю Вам каждому  бабочку и хочу еще раз повторить: «Всё в твоих руках…», как Вы будете применять в работе полученные знания, как  вы будете менять не только процесс обучения, но и систему оценивания.

Условия для формативного оценивания 

  • знание и понимание учащимися целей обучения
  • эффективная обратная связь с учениками
  •  активное участие учащихся в процессе собственного познания
  • знание и понимание учащимися критериев оценивания

                                        

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!