СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс уроков»

Мастер класс по обществознанию в 10 – 11 классах на тему:

«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию»



Цель: рассмотреть особенности выполнения заданий по обществознанию обучающимися при подготовке к ЕГЭ 10 – 11 классов.


Задачи:

1. Образовательные:

- проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;

- приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

- обобщить знания, умения.


2. Развивающие:

- учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

- развивать у учащихся умения выделять главное;

- развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.


3. Воспитательные:

- дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи

и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.



Учитель:

Существование экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ на протяжении многих лет показывает, что данный предмет наиболее популярен у обучающихся образовательных учреждений, что подтверждают ежегодные статистические данные.  В первую очередь это объясняется тем, что в средних и в высших учебных заведениях, появился довольно большой спектр престижных и востребованных в обществе   профессий, где ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию выступает в роли профилирующего предмета. Соответственно и сама подготовка к итоговой аттестации стала не менее важна, чем по математике или русскому языку.

Но, за это время внутреннее содержание ЕГЭ по обществознанию очень сильно изменилось и усложнилось.  Выбирая данный предмет для итоговой аттестации, каждый ученик должен обладать целым комплексом знаний по различным сферам жизни общества. Для успешной сдачи экзамена от него требуются глубокие учебные и межпредметные знания. Кроме того, обучающимся необходимо иметь обширный кругозор, чёткие представления о социальных реалиях и умения применять теоретические, и социальные знания на практике.  Анализ ЕГЭ по обществознанию показывает, насколько каждый ученик владеет таким комплексом знаний и умений.  Безусловно, что для сегодняшнего ученика успешно сданный ЕГЭ – это его будущее завтра, а залогом успешности является хорошее знание предмета в системе.  Собственно в этом и заключается сложность подготовки к ЕГЭ по обществознанию, соединение в единое целое обществоведческих знаний и обществоведческой культуры, а не только конкретно знаний по предмету.  Обществознание -  это наука социальная постоянно подвергающаяся влиянию социальных, политических, экономических, правовых процессов, происходящих как в отдельных государствах, так и в мире.   Современному ученику необходимо владеть в той или иной степени этими знаниями.  


1.Организация учебного процесса по изучению обществознания

За период работы выстраивается определённая система организации учебного процесса, на протяжении изучения учебного предмета начиная с 5 по 11 класс. Данную систему можно представить в виде различных уровней.

Первое, с чего начинается работа с обучающимися – это знакомство со структурой варианта ЕГЭ по обществознанию, с порядком и правилами работы и подготовки к экзамену. Именно на это и было направлено главное внимание сегодняшнего мероприятия.

С 5-го   по 6 классы, когда предмет изучается в рамках школьной программы и обучающиеся получают первоначальные знания в сфере этики, морали, права, социологии. Приобретают навыки работы с тестами, творческими и проблемными заданиями.

         В 7-8 классах, происходит углубление знаний по предмету, и вводятся более сложные понятия. Преобладающее значение получает работа с тестовым материалом, и документами. На уроках отрабатываются проблемные и творческие задания.

Уровень 9 класса, прохождение программы опять же в рамках 1 учебного часа как основного, но добавляются ещё консультации, элективные курсы, если таковые есть.  В 9 классе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией и особенностью заданий, алгоритмом выполнения каждого задания.

Четвёртый уровень – это 10 -11 класс, обществознание изучается в рамках программы на базовом уровне – 2 часа, на профильном уровне – 3 часа. Кроме того добавляются по 1 часу элективные курсы, в рамках подготовки к ЕГЭ и дополнительные консультации.  К выстраиванию такой системы привело изучение потребностей родителей и учащихся, так как в   рамках основных часов подготовить учеников к итоговой аттестации очень сложно, имея в виду достойные  результаты.  

Исходя из этого, подготовка к итоговой аттестации должна осуществляться последовательно и системно, предположительно в три   этапа.


2. Подготовка обучающихся к итоговой аттестации

Экзамен по обществознанию в последнее время всё более массовый вид проверки знаний и умений учеников. Следовательно, перед учителем стоит особая задача правильно организовать и провести подготовку выпускников.


2.1. Первый этап. Ни для кого не секрет, что у обучающихся за годы изучения предмета образуются пробелы в знаниях и целесообразно начинать подготовку к итоговой аттестации именно с ликвидации пробелов в знаниях.  Для выявления данной проблемы в 10 классе ещё в начале учебного года необходимо провести диагностическое тестирование и разного рода   тематическое, которые позволят выявить эти самые пробелы. Проведение такой диагностики позволит выстроить дальнейшую работу с учащимися, направленной на ликвидацию выявленных пробелов, через    повторение теоретического материала и отработку сложных  вызывающих затруднения  вопросов.  На данном этапе желательно заранее выявить, кто из учащихся определился с выбором обществознания в качестве  ЕГЭ и с этими обучающимися можно начинать выстраивать траекторию подготовки к экзамену.  Необходимо подобрать учебные материалы, для повторения всего теоретического курса: учебники, словари, интернет-ресурсы, хорошо зарекомендовали себя  справочные учебные пособия, где собраны все темы,  по всем направлениям, в виде схем, таблиц, комментариев  и текстов в более сжатой форме. Как правило, такие пособия составлены с учётом кодификатора проверяемых  элементов экзамена по обществознанию.   Таким образом,  залогом хорошего результата  ЕГЭ является в первую очередь  теоретическая подкованность.  Не совсем  правильно  начинать подготовку  к ЕГЭ  с отработки демоверсий, ведь в них материал распределён в соответствии с целями экзамена,  то есть  вразброс, более правильно  проверять полученные  теоретические знания именно в тематических тестах. Всё же с демоверсией текущего года следует ознакомить сразу, что бы у учеников,   было полное представление о содержании,  структуре, особенностях и системе оценивания экзаменационной работы.   Немаловажно уделять внимание  работе с понятийным аппаратом,  обществоведческая терминология довольно сложная и необходимо вырабатывать умение объяснять её значение не только  банальным  заучиванием, а именно через понимание и осмысление  теоретического  материала.


2.2. Второй этап.  Начинается активная отработка     первой части экзаменационных заданий.   При подготовке  используются  всевозможные ресурсы:  программы - тренажёры типа «Решу ЕГЭ»,  или  «Сдаём Единый экзамен», готовые печатные сборники контрольно-измерительных материалов  типовые и тематические, содержащие задания соответствующие требованиям к обязательным результатам обучения,  преимущественно с грифом ФИПИ. Все решения непременно разбираются, комментируются, учитываются допущенные ошибки, приводятся типичные примеры и  рассматриваются различные варианты аналогичных заданий.  Анализ работ позволяет  выявить типы заданий, с  которыми учащиеся справляются хуже всего и своевременно начать дорабатывать их.  Не стоит, не учитывать следующее важное  обстоятельство, если ученики не работают дома с заданием на повторение материала, с тематическими и иными тестами, с текстами и документами, на хорошие результаты рассчитывать не приходится.


2.3. Третий этап.  После того когда уже сформирована достаточная теоретическая  база и имеются  практические  навыки,  можно начинать работу со второй частью тренировочных заданий.  Самая главная проблема для учащихся состоит в том, что  владея теорией,  они не умеют применить её на практике.  Работа с текстом  по  прежнему для учеников, трудная задача, поэтому  на уроке особенно в старших классах  это один  из основных видов деятельности.  Необходимо  как  можно больше разнообразить и чередовать тексты  различных жанров: научно-популярного, публицистического стиля, правового характера, художественного,  философского и др.. При работе с текстом  необходимо выделить проблему, определить свою позицию, привести аргументы, хорошо использовать  некоторые  приёмы:

        Внимательно и вдумчиво  читайте  условия задания, т.е. что у вас конкретно спрашивают, какое задание необходимо выполнить. В данном случае  хорошо отрабатывать текст в карандаше,  выделяя главные мысли,  факты, события, явления,  имена,  количественные значения,  что поможет  найти  ответ,  в соответствии с условием задания.

Буквально  каждый учитель сталкивается с проблемой как научить учеников запомнить текст Конституции РФ. Конституция - это  неотъемлемый проверяемый элемент  правового  блока, заучить её наизусть сложно, а для некоторых учащихся  вообще  невозможно,   а знать её надо. Все знают, что  на  некоторые экзамены ЕГЭ по выбору,   можно взять с собой  дополнительные материалы:  на химию  таблицу Менделеева, на  математике и физике разрешён  непрограммируемый калькулятор, на  географии атлас.  К сожалению,  Конституция это тоже своеобразная таблица Менделеева, но на экзамен взять её нельзя.

Исходя из практики подготовки  видно, что обучающиеся  лучше всего запоминают  главу  1. Основы Конституционного строя и главу 2. Права и свободы человека и гражданина.  Гораздо сложнее научить выполнять задания на соотношение органов власти и их функций, например,  что относится к ведению Государственной  Думы, а что к ведению Совета Федерации, какие полномочия имеет Правительство РФ и какими обладает Президент РФ. Всегда вызывает затруднение задание на вопросы совместного ведения субъектов РФ и Федерации, и  разграничения полномочий.  Выполнить такие  задания без знания  Конституции, практически невозможно. Единственно правильным будет, решение таких заданий в системе непосредственно с текстом Конституции РФ. Хорошим подспорьем являются таблицы,  в которых распределены Органы власти и их функции. Эти таблицы,  как и многие другие справочные  материалы, раздаю ученикам (у каждого есть папка для подготовки к ЕГЭ по обществознанию) к концу 11 класса у выпускников они довольно  объёмные.  Многие  положения и определения из Конституции  надо знать практически  наизусть,  например: республика,  федерация, федерализм, Конституция, референдум и многое др..  

Для лучшего запоминания  содержания  Конституции РФ, хорошо  зарекомендовал себя  приём, «сто раз увижу –  обязательно  запомню».  Практически Конституцию надо превратить в настольную книгу и ненавязчиво прочитывать по несколько страниц или одной главе, один-два  раза в неделю,  в данном случае  срабатывает визуальная память.

Работа с обществоведческой терминологией это основа основ, без знания обществоведческих  терминов  и их толкования, невозможно сдать экзамен.  Поэтому  важно каждому школьнику вести терминологический словарь.  Ещё в начале подготовки к  ЕГЭ  по обществознанию, обучающиеся получают перечень терминов, которыми они должны владеть и обществоведческий словарь  в электронном виде, печатным вариантом  ученики пользуются  на занятиях в классе.  Кроме того, в  ходе  подготовки к экзамену всплывает много новых малознакомых  терминов, они отрабатываются дополнительно и фиксируются в лекциях.  Хорошо практиковать  задания на составление понятий и определений к терминам, своеобразный словарный диктант.  

Понятно, что для того чтобы научиться составлять развёрнутый план от обучающегося требуются  обширные теоретические  знания, владение терминологией и умения эти знания отразить на практике.   Для того чтобы научить составлять план  не надо заставлять  учеников заучивать сложные планы наизусть,  здесь предстоит большая и кропотливая работа.  Необходимо  проводить  тренинг на  составление плана если не на каждом уроке,  то  как можно чаще и в качестве самостоятельной работы.  Например, предложить ученикам составить план по изученному материалу урока, отработанной теме, или конкретному  пункту в параграфе. Можно в плане отражать различные явления по следующей схеме: понятие, признаки, структура,  многообразие, роль, современное состояние, перспектива и стратегия развития. При составлении плана необходима конкретизация, а не абстрактность и размытость. Тем более надо учитывать, что всё больше  формулируются темы с двумя совмещёнными понятиями. В конкретном случае необходимо учитывать   взаимовлияние и взаимосвязь данных явлений, а также  сходства и различия между ними.


Заключение

Для системной и целенаправленной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, необходима вдумчивая и  последовательная  работа над каждым тематическим блоком. Постоянное повторение пройденного теоретического материала,  отработка  терминов, тренинг по написанию творческих работ и типовых  тестовых заданий. Без чётко спланированной работы,  добиться  хорошего  результата,   как учителю,  так и учащимся   невозможно, а для этого надо много и упорно  работать.  В заключение хотелось бы сказать, что если у учащегося не будет собственной мотивации в получении хорошего результата, например: - «Я сдаю обществознание, потому, что это надо моим родителям»,  то все усилия учителя будут малоэффективными, ведь научить можно только  того, кто хочет учиться.  Только совместная целенаправленная работа может дать в итоге хороший качественный результат.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!