СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Технология проблемного диалога "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного диалога   позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Технология проблемного диалога "»

Технология проблемного диалога   позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Применение  данной технологии на уроках английского языка позволяет  мне   из «транслятора» знаний стать «навигатором» по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации.

Опираясь на проблемно-диалогические методы обучения, постановку учебной  проблемы и поиск ее решения осуществляют  сами ученики в ходе специально организованного  учителем диалога. При этом различаются два вида диалога: побуждающий и подводящийПобуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?», «Так, кто точнее сформулирует?».

 На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. При этом существует несколько приемов создания проблемной ситуации. Рассмотрим некоторые из них с примерами.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория - система научных взглядов, мнение - позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Этап

  Деятельность учителя

Деятельность ученика

предьявление противоричивых мнений

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

тема

- Сегодня мы будем изучать одну из англоязычных стран. О ней есть противоречивые мнения. Одни говорят, что это страна талантливых музыкантов, живописцев, поэтов. Другие – что это несчастная страна бесконечных войн и оружия.

- Что вас удивляет? Какое противоречие налицо?

- Кто догадался, что это за страна? Какая сегодня будет тема урока?

Фиксирует тему на доске.

(Проблемная ситуация)

- Об этой стране есть разные мнения.

(Осознание противоречия)

-Думаем, Ирландия.(Тема)

Прием 2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Урок в 5 классе  к УМК О.В Афанасьевой «Особенности употребления глаголов have и has в английском языке»

     Этап

Деятельность учителя

 Деятельность ученика


постановка        проблемы

практическое задание на новый материал

Проверка знаний

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

тема

-Работаем парами. На каждой парте лист со словами has и  have и все местоимения. Вы  уже знаете значения  этих слов. Попробуйте  

распределить местоимения  в соответствии с их употреблением с глаголами has и  have.

- Проверяем.

- Задание было одно, а как вы его выполнили?

Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

Работают со словами

- Задание было одно, а выполнили его по-разному

(осознание противоречия)

- Не знаем когда употребляется has и  have.

Аналогично можно представлять учащимся материал на различие  употребления  в предложениях  конструкции to be  going to   и глагола  will  для обозначения будущего времени.

Прием 3   Проблемная  ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к  осознанию проблемы осуществляется репликами: « Вы смогли выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?» Побуждение к формированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору. Пример введения сравнительной и превосходной степней прилагательного.

        Подводящий  диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.  

     Анализ

          Учитель

           Ученики

    подводящий к теме    

          диалог

     тема

- Посмотрите на два столбика слов на доске

 

- Что заметили  общего?

-  В чем различие?

- Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

На доске:

a cat          an  egg

a pig          an egg-cup

a pen         an  apple    и т.п

Это существительные.

В первом столбике слово  а ,а  во втором an.  

Сообщение темы с мотивирующим приемом предваряет сообщение либо интригующим материалом  (прием «яркое пятно»),  либо  характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).. На уроках английского языка это, конечно же, использование  рифмовок, веселых песен, наглядных пособий, а в последнее время и пректора , интернета  которые дети принимают «на ура»

 Урок в 3 классе к УМК М.З.Биболетовой по теме «Времена года»  

     Этап

 Деятельность  учителя

Деятельность           ученика


постановка  проблемы

«яркое пятно» в форме стихотворения

   тема

- Look at the blackboard

Spring is green.

Summer is bright.

Autumn is yellow.

Winter is white.

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать?

- Значит, тема нашего урока?

Фиксирует тему на доске.

На доске написано стихотворение иллюстрации к каждому сезону

- О временах года.

- Времена года.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках  ученики вместе с учителем   посредством диалога     выдвигают учебную проблему, т.е.  формулируют тему урока или вопрос для исследования. Учащиеся смело высказывают свои мнения, не боясь  ошибиться. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. В этом и заключается ценность проблемно-диалогической технологии. Проблемно- диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например,  в 4 классе  можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1.Посмотреть на комнату.

2. Послушать рассказ о комнате.

3. Прочитать текст.

4.  Расспросить.

Так формулируются  конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

« Как образуются порядковые числительные?»

Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

Какие слова в формулировке вопроса не понятны?

Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?

Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »

Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать  из предложенных  слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.

Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.

Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и

домашних животных».

Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,

Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.

Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

 

Домысливание Формирование цели  при помощи опорных глаголов

Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных  и психологических особенностей школьников).

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

 

Прием «знаю- не знаю»

Предъявляю тему урока  в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»

На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать …  Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах   возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)

 

На уроках можно употребить множество приемов целеполагания,  которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка.

Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить  Поиск правильного решения  и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с  творчеством Джона Толкина  и Редьярда Киплинга.

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Один  из возможных приемов целеполагания, который я использую в 3 классе: «Ребята, мы уже с вами говорили о временах года. Но сегодня к нам пришел мышонок Джерри и просит помочь ему научиться рассказывать о временах года. Вы согласны ему помочь?».Урок сопровождается презентацией  и анимационными картинками.

 

Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

 

Teacher: Morning, dear friends and our respected and honored guests! How are things? Do you have the jitters? So do I. First of all, let me introduce myself – my name is Maxim Olegovich, I have come from the Center of Education No. 1862 to give you a lesson on the topic… Well, well, well… Frankly speaking, I am not going to let you know what the topic of the lesson will be since it is you who will tell me what we are about to focus upon. But before that I’d like to draw your attention to the screen, please. While you are watching, think to yourselves and then come up with the ideas (guesses).

The fragment from the cartoon “Captain Vrungel” is in progress.

Teacher: So, here we are! Any ideas? If you have got any, you are welcome. Also remember to use the structure patterns you see on the screen in your sentences. Five to seven seconds are given to you to concentrate and think.

The following structure patterns are displayed on the screen:

As far as I have become aware…

I can judge/suppose/admit/assume that the topic will be…

If you ask me, I personally reckon that…

Pupil 1: As far as I have become aware, according to the fragment we have just seen I can suppose that we shall be talking about bandits, hooligans, and people who do something illegal. It might also be about the police, who keep an eye on people like those and try to prevent them from committing a crime!

Pupil 2: If you ask me, I personally reckon that the topic will be about crimes committed by criminals and the advantages of leading the life of an outlaw!

Teacher: I can’t but agree with you, my friends. All your guesses are right to the point. You are reading my mind like an open book. At our lesson today we shall dwell upon the topic “Crime and Punishment”.

But it’s not by chance since you are perfectly aware that this topic is very current to speak about and not only in our country.

Why do you think that is?

Come up with your ideas using the structure patterns like these:

It won’t be an exaggeration to point out/underline ...

Another significant point I am about to highlight is...

План-конспект урока английского языка в 10 классе по теме

«Ecology: look what we’ve done! »

1. Организационный момент. Тема урока.

Hallo, boys and girls. Glad to see that you are well today. I hope you will be active

during the lesson.

I'd like you to look at the screen. We are going to see a fragment of a musical clip of

Michael Jackson. Its title is Earth Song.

What is the song about? You are absolutely right! So, today our lesson is devoted to

ecological problems.

Look at the board please. You can see the quotation of Mahatma Gandhi “We must

become the change we want to see in the word”. At the end of our lesson I hope you

will be able to explain it.

Unhappily the story of man includes the careless killing of wildlife and careless

exploitation of natural resources, the pollution of rivers and the destruction of forest

lands.

Do you know about any places on the Earth that have been destroyed or damaged as

a result of man's activity? (The Aral Sea, the Caspian Sea, Chernobyl, the Dead Sea

in Israel)

At the previous lesson we spoke about the waste, the ways of eliminating it and

about the rule of 3Ds. Do you remember what does R stand for? (Reduce, reuse, and

recycle) Today we are going to speak about different types of pollution.Постановка цели урока — начальный этап проектирования урока. От умения формулировать цель зависит как успех отдельного урока, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. «Зацепить» надо с самого начала — удивить, привлечь внимание и удерживать его до конца урока. Учитель — это и режиссер, и актер, и сценарист, и дизайнер, и креативный директор. Повторять из урока в урок рапорт дежурного нудно и скучно. Сделайте так, чтобы учащиеся сами догадывались и озвучивали тему и цель урока. Помочь могут тематические картинки, мини-кроссворд, пазл, шифровка, строчка из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма — все то, что интересует учеников и подходит к изучаемой теме.

Например:

Setting the topic: What is the main theme of our lesson?

What are we going to speak about?

Look around. Can you guess what we’re going to do at our lesson?

Putting aims: So, the main aims of our lesson will be

  • to develop your listening and speaking skills;

  • to enrich your active vocabulary on the topic;

  • to practice your using the proper grammar structures.



Today I will appreciate your quick thinking, fluent speaking and using proper grammar forms.

Language work: What nouns (adjectives, verbs) do you associate with the topic of our lesson?

What grammar tense will you use to speak about past actions?

to speak about past actions with some result in the present?

……………………………………………………………………………

Warming up: Representing a quotation written on the blackboard: “In the eyes of nature we are just another species in trouble…”

How do you understand these words?

Do you agree with this statement? What endangers people’s lives?

Who do you think should think about these troubles? (scientists, government, journalists, people of art)

Обучение, собственно диалогу предшествует большая предварительная работа со словами, тренировочными упражнениями, заучиванием готовых речевых структур, языковых штампов, фрагментов и целых диалогов.

Самым эффективным методом научить составлять диалог и постепенно развивать и закреплять знания на начальном этапе оказался пошаговый метод.

Шаг 1. Раздаются равное количество карточек с запросами и ответами. Задание: подобрать к каждому запросу свой ответ.

Шаг 2. После научения четко реагировать на запросы, раздаются карточки с вопросами и предполагаемыми ответами. Задание: ответить на вопросы, используя карточки-подсказки.

Шаг 3. Когда учащиеся научаться отвечать на поставленные вопросы, можно перейти к мини-диалогам, состоящим из двух-трех фраз для каждого говорящего. Диалоги следует разбирать один за другим и очень тщательно, чтобы каждая фраза в диалоге была понятной. Необходимо объяснить, что фразовые обороты могут переводиться на русский язык не так как в словаре.

Шаг 4. Предлагается традиционное начало диалога, хорошо отработанное, переходящее от простого в более сложный и развернутый диалог по определенной теме. Усвоенное таким образом начало диалога повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь, используя лексику пройденного материала. Начало диалога положено. Диалог может касаться семьи, школы, интересов и увлечений и т.д.

Самое важное – это правильно подобрать содержание диалога. Если тема захватывает, то и работа будет проходить намного живее и интереснее. Поэтому необходимо подобрать такие диалоги, которые отражали бы проблемы сегодняшнего дня, проблемы подростков в России и за рубежом

Для придания интонационной и эмоциональной окраски диалогу и разнообразия реплик необходимо включать в работу «реплики-клише. Владение достаточным набором клише служит для выполнения функции заполнять пробелы в речи, придать плавность и непрерывность.

Для более плотного освоения и отработки диалогов можно предложить различные задания:

  1. прочитайте отдельные реплики для отработки правильного произношения;

  2. восстановите диалог с пропусками, опираясь на слова на родном языке;

  3. переведите диалог на русский (иностранный) язык;

  4. дополните начало и концовку диалога по смыслу;

  5. закончите диалог на свое усмотрение.

Хотелось бы обратить внимание на то, что важно не только стилистически правильно оформленное предложение, но и красивое произношение (четкость в произнесении звуков, выдержанная интонация, правильно расставленное ударение в словах). Для этого необходимо проводить фонетические зарядки-разминки на отчитывание смысловых групп, рифмовок, скороговорок. Для легкости запоминания диалогов можно использовать тренировку на запоминание слов, выражений, пословиц, скороговорок, стихов.

Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, коммуникативной деятельности. Все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах, переходя плавно в полилоги. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения, понимая, о чем идет речь. Лексический материал, осваиваемый в процессе работы над диалогами, прочно входит в активный запас речи учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!