Мастер – класс «Сингапурские технологии»
Здравствуйте, коллеги. Я Светлана Николаевна Важенина, место работы Чубаровская начальная школа - детский сад. Представляю вам свой мастер-класс «Сингапурская методика обучения как один из интерактивных методов обучения в начальной школе»
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Выдвигаются новые приоритеты: стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, применение полученных знаний на практике. Строки английского философа Герберта Спенсера отражают нашу действительность «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Но с увеличением потока информации у обучающихся пропадает интерес к обучению, возникают трудности в применении полученных знаний во взрослой жизни.
Я столкнулась с такими проблемами:
- низкая мотивация к учебной деятельности
- многие мои ученики не испытывают потребность в общении со взрослыми и друг другом, не умеют сотрудничать, не умеют слушать собеседника, не умеют излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации.
- дефицит внимания и общения с родителями, замены книг телевизором и компьютером.
Поэтому я выбираю такие методы и технологии обучения и воспитания, которые помогают решить эти проблемы.
Коллеги, предлагаю вам проанализировать известные системы классификации методов обучения, исправьте неточности в цепочках.
Несомненно, предпочтение должно отдаваться таким методам, которые помогают освоить универсальные учебные действия – это интерактивный метод.
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Одним из путей применения интерактивных методов обучения является Сингапурская методика образования,
Об этой методике я узнала от своей дочери, она работает тоже учителем
начальных классов в гимназии №47 города Екатеринбурга, которая одна из первых в Свердловской области перешла на обучение по Сингапурской системе. (Москва, Тюмень, Казань) Общаясь с дочерью, посетив её уроки, я решила поделиться с вами, коллеги.
Краткая справка: Сингапур – город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии, находится к югу от Таиланда. Страна известна мировому сообществу, как одна из лучших стран в мире, имеющая государственную систему образования. Выпускники школ Сингапура занимают высокие места в мировых рейтингах, показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. В основе сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, а так же идеи известных русских педагогов прошлого века и современных российских основателей драмогерменевтики (это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики, педагогики и театра (В.М.Букатов, герменевтика - искусство толкования).
В отличие от традиционного обучения по сингапурской методике учитель
выступает в роли координатора, направляющего организатора деятельности учащихся, выступает в роли помощника, наставника. Отличие и в расстановке мебели в классе: нет привычных парт в 3 ряда, дети работают в группах по 4. Все сидят боком к учителю и доске, работают как одна сплоченная команда. Урок превращается в командное соревнование. Для организации эффективной работы используется специальная карточка МЭНЭДЖ МЭТ - инструмент для управления классом. Которая позволяет распределить учеников в команде («партнер» по плечу (тот, кто сидит рядом), «партнер» по лицу (тот, кто сидит напротив). Школьники не сидят долго на месте, не списывают с доски, а перемещаются по классу, делятся своим мнением, доказывают свою точку зрения. Особенность урока - на каждое задание даётся определённое время, результат обсуждают все вместе, приходят к единому мнению. Учатся слышать, слушать, поддерживать друг друга, на таком уроке нет отстающих, все равны и чувствуют поддержку партнёров.
Сингапурская технология обучения представляет собой набор обучающих приёмов, называемых структурами, из которых, как из пазлов, можно строить урок. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, основных 35, из них приемлемые в начальной школе такие обучающие структуры, как
Вывод:
Применение обучающих структур на уроке позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.
Ускоряется процесс обучения
Улучшается качество усвоения материала
Индивидуализация и дифференциация в обучении
Взаимное сотрудничество
Конфуций
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю»
«Микс-пэа-шэа». Эта обучающая структура отлично подходит для проведения динамических пауз.
На уроках используется такой мощный инструмент как хлопок, означающий, что учитель требует внимания. Учитель делает хлопок, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, и команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.
РЕЛЛИ РОБИН - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка
ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.
Например:
На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру.
Начинает участник под № 2.
Слова | Схемы состава слова |
травка | 1 |
песня | 2 |
подруга | 3 |
подсказка | 4 |
СТЁ ЗЕ КЛАСС - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Например
-Вспомните и запишите сельскохозяйственные профессии. (время)
- Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии.
- В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.
Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.
- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.
- Поделитесь вариантами профессий, которые вам удалось записать
ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
«Цветные поля».
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Алгоритм:
1. Ученик, выполняя письменную работу
2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
«Кубик»
Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.
I. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
- Настроение каково? -Во! (поднимают большой палец наверх)
- Все такого мнения? –Да!
- Поприветствуйте друг друга - партнёры по лицу (кулачками).
- Партнёры по плечу (показывают свою силу).
- Поприветствуйте всю команду! (соединяют ладошки все вместе)
Проведём Тим Чир (кричалка – веселое упражнение для поднятие духа класса). Попрошу произнести девизы о своей команде и настроиться на хорошую работу.
Стол № 1. Один за всех и все за одного.
Стол № 3. Мы дружны и едины, в этом мы непобедимы.
Раунд Тэйбл – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
(Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно)
- Чтобы узнать, над какой темой мы будем сегодня работать, напишем небольшой буквенный диктант. Будьте внимательны! (Начинает партнёр №1).
1-я буква – вторая мягкая согласная в слове лисица (С)
2-я – соединяет части сложного слова ПАРОВОЗ (о)
3-я – согласная на конце слова АДРЕС (с)
4-я – согласная на конце слова БИЛЕТ (т)
5-я – безударная гласная в корне слова МАШИНА (а)
6-я буква – непроизносимая согласная в слове (в)
ЗДРАВСТВУЙ
1-я буква – согласная в конце слова класс (с)
2-я – непроизносимая согласная в слове СОЛНЦЕ (л)
3-я –безударная гласная в названии столицы нашего государства (о)
4-я – парная согласная в конце слова морковь (в)
5-я – безударная гласная в слове НАРОД (а)
(Структура - Релли Коуч). Вам нужно на этих листочках написать о каких понятиях части слова идет речь. Работаете с партнером по плечу, по очереди. Начинают партнер под буквой Б.
РЕЛЛИ КОУЧ Работаете с партнером по плечу. |
А 1)Какие части слова вы знаете? Запиши их схематически. 3) Часть слова без окончания это - …………. 5) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ………. | Б 2) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов предложения это - ………. 4) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ………. 6) Главная часть слова это - ……. |
А вы знаете, кто такой КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? Вот и мы с вами сейчас будем конструировать слова.
Каждый возьмите карточку жёлтого цвета.
Берете ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получится 4 новое слово. (покраска, походка пословица подсказки)
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
полёт | краски | доска | лапа | |
побег | ходить | травка | река | |
пошёл | слово | лисица | берёза | |
подсыпать | сказочка | речка | руки | |
2.Структура - Конэрс -углы.
- Подумайте, куда бы вы хотели отправиться? Каждый из вас должен выбрать одно слово.
1. Море
2. Город
3. Лес
4. Сад
Кто выбрал для себя слово лес – пройдите в тот угол, где нарисован рисунок леса, город – в другой угол, море в свой угол, сад в свой угол. Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.
Обсудите в парах, какие положительные эмоции вызывают данные слова и картинки? (по 15 секунд два раза). Структура Тайм пэа шэа
Цель – выбрать соответствующий своей точке зрения ответ, а затем объяснить свою позицию.
Инструкция
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Обозначает проблему (задает вопрос). | Слушают учителя. | 10-15 секунд |
2 | Предлагает варианты решения обозначенной проблемы (ответы на заданный вопрос). | Слушают учителя. | 20-30 секунд |
3 | Определяет углы в соответствии с вариантами решения проблемы (ответами на заданный вопрос) и дает время для выбора решения проблемы (ответа на вопрос). | Записывают свой ответ на листочке бумаги, не обсуждая свой выбор решения. | 1 минута |
4 | Просит ребят занять угол в соответствии с принятым решением. | Расходятся по углам. | 5-7 секунд |
5 | Просит ребят создать пару с ближайшим соседом. | Образуют пары. | 2-3 секунды |
6 | Далее используются другие обучающие структуры (например: РЕЛЛИ РОБИН, ТАЙМД ПЭА ШЕА) | Объясняют партнеру свой выбор | 1 – 5 минут |
Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА /
«Timed – Pair – Share» / «Время – пара – делиться»
Оценивание на уроках
с использованием обучающих структур Сингапурской технологии
Для рефлексии можно использовать так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.
«Цветные поля».
Алгоритм:
1. Ученик, выполняя письменную работу
2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
«Кубик»
Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного? Что не удалось на уроке? Почему я ошибся?
Что было непонятного? Что было интересного?
Что было полезного и нужного? Что получилось лучше всего? и т.п.
Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.
Интерактивные приемы «Кластер»
«Свеча»
«Займи позицию»
«Пазлы»
«Карусель»
«С мира по нитке»
«Аквариум»
«Один – вдвоём – все вместе»
«Мозговой штурм»
«Дерево решений»
Ролевая (деловая) игра
Работа в парах
Ролевые игры
Творческие задания
Разминки
Смысловые ассоциации
Сменные тройки
Незаконченное предложение
Анализ казусов
Интервью