СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Проблемная ситуация на уроке литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Проблемная ситуация на уроке литературного чтения"»

Мастер класс.

«Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах»



МБОУ «Школа №11»

Учитель высшей категории

Матвеева Марина Геннадьевна

Савченко Ирина Павловна


Добрый день, уважаемые коллеги. Я Савченко Ирина Павловна.

Я рада видеть вас на моем мастер классе.


Литература

. Каковы ваши ассоциации, когда слышите это слово …..

Является ли урок литературного чтения любимым у детей?

Любимый 1 группа, не любимый 2 группа

Докажите почему?

Слово - уникальный ведущий инструмент в речи, таит в себе загадки, смысл, внутренний смысл, слово несёт информацию

Знакомое слово УРОК

Урок это из толкового словаря Ожегова…., а если заглянуть глубже. У—РОК, рок это судьба, у судьбы, каждый урок несёт смысл жизни, судьбоносное значение. Зная это, будем к уроку относиться иначе.

ВДОХНОВЕНИЕ. Давайте вместе поговорим о слове ВДОХНОВЕНИЕ, ВДОХ—НОВЕНИЕ, новый вдох и новые ощущения, переживания, эмоции.

Работа в группе

А теперь каждая группа поработает со словом

  • НАСТРОЕНИЕ, нас трое, на строить (душа, мысли, лицо, характер)

  • ЯБЕДА я- беда хочу поделиться бедой

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ литературный термин (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым). Лицо - творить, характер.


ВЫВОД.

Каждое слово несёт информацию, нужно помнить то, что мы говорим.






Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

.




«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»


(Шалва Амонашвили).


   Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.

Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

      В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Таким образом, на учителе литературы лежит большая ответственность – открыть школьнику настоящую литературу, т.е.

научить его понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов.

Как же этого добиться?

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого.

!!! Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.




!!!Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения

. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.


!!!Нет проблем? Учись их создавать!

!!!Сейчас будем учиться создавать проблемы!



Проблема:

Как сделать, чтобы дети захотели прочитать книгу?

Рассказать об этой книге.

                          Почитать им.

                          Создать мультфильм.

                         Придумать игру.

. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:


По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.


Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.




Вопрос 2. Что служит толчком к мыслительной деятельности?

 Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т.д.


Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?”

побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.

























Текст «Одуванчик»

1. Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

  • Текст сам задаёт вопрос. Учитель только делает паузу. Не спешите, остановитесь.

  • Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

  • Чем больше ответов, тем лучше. А теперь сравниваем свои ответы с текстом.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру?

(Т.Белозёров)





«Кошка»

2. Что ты, кошка, сторожишь?

Текст задаёт вопрос.

  • Попробуйте поразмышлять. Что может сторожить кошка?

Сравните свой ответ с текстом.

Узнаем, чей ответ совпал с ответом автора.
       - Сторожу у норки мышь!

  • КАКОЙ ВОПРОС ещё ВЫ ЗАДАДИТЕ?

  • Как вы думаете, для чего кошка сторожит у норки мышку? Посмотрите, какой оригинальный ответ даёт автор.
           Выйдет мышка невзначай.

Приглашу её на чай!



Вопрос 3. Зачем учитель на уроках литературного чтения ставит проблемные вопросы?

Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления, творческого развития

В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.















«Ива»

  1. 1.Плачет ива у обрыва.

В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?

  • Придумайте свой вопрос

ВОПРОС - Почему ива плачет? Кто её обидел?



Кем обижена ты ива?

Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.



Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

                               (В.Бирюков)







                                                            «Ящерица»    

  1. 2.Ящерицу я ловил.

Страх меня остановил.

Что захотелось спросить у текста? (Предположения детей).

- А чего же тут бояться?

Придумайте свои ответы на этот вопрос.

Хвостик может оторваться!

                               (Г.Виеру)

«Задумчивая киска»

  1. Киска задумчиво в небо глядит

Какой вопрос можно задать тексту? (Предположения )

Как вы думаете, о чём же задумалась киска?


Может быть там колбаса пролетит?

Сбудется ли мечта киски?


Мысль, что бывают еще чудеса,
Даже приятнее, чем колбаса.





Сказка “Петушок –   золотой гребешок”,

Какую вы поставите проблемную ситуацию.

Работая в первом классе, анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию:

  • “Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?”

Назовите варианты решения этой проблемы. (Любопытный, хотел увидеть мир, любил, чтобы его хвалили, было скучно, не знал чем заняться, бездельник, не послушный,



Так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.

Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой “Трусиха”:

Какие бы вы вопросы задали?

1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?

2. Почему Валя выбежала навстречу псу?

  • Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта.

  • Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации.



В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.

Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”

Работу над стихотворением Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” я начинаю следующим образом: на этапе работы над языком произведения знакомлю учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой “болотистый, низменный” край, во все живое вокруг.

С этой целью выясняем, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.

Дети высказывают различные мнения и суждения на этот проблемный вопрос:

–  Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

В своих ответах дети выражают свое мнение об этом главном герое. Дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.



Какова задача литературного образования – это значительность работы по формированию творческого читателя, умеющего не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

И проблемные ситуации на уроках литературы служат одним из источников формирования творческого читателя.

Работа в группах

-Вспомните произведения. Разберитесь в данных ситуациях

-Что произошло между героями и найдите выход в сложившейся ситуации.

  • 1 группа (иллюстрация Сказки В. Сутеевой « Яблоко» )

  • 2 группа (иллюстрация к произведению В. Осеевой «Синие листья»)

Какие вопросы вы бы задали?

Резервные вопросы

-Что произошло между персонажами сказки? (Конфликт)

-Почему произошел конфликт? (не договорились, не поделились, жадные)

-Можно ли назвать конфликтом то, что произошло между девочками?

-Что послужило разногласию?

-Как можно было решить эту проблему?

-Что можно посоветовать героям, чтобы избежать конфликтной ситуации?

. Слайды с изображением злых поступков и людей.

- Вам знакомы такие душевные состояния?

-Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми, любимыми. Давайте составим для самих себя советы, чтобы как можно меньше испытывать таких душевных переживаний.

(Участники работают в группах)

СОВЕТЫ:

- Будь внимательным к окружающим.

- Прощай другим ошибки.

- Не оставляй тех в беде, кто нуждается в поддержке.

- Совершай добрые поступки просто так.

- Доверяй и люби ближнего как самого себя.



  Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения.

На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?.»

Ваши предположения….

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

 Хороший писатель - это в первую очередь волшебник... ”

Язык этих книг понятен каждому малышу, и в то же время, это - настоящий и хороший русский язык.

Сюжеты старых книг, тоже близкие и понятные детям, пробуждают в их сердцах доброту,

а герои, которым хочется подражать, глубоко и надолго западают в умы и души ребят. Эти книги учат противостоять злу, глупости, эгоизму.

 Умеет видеть авторскую позицию

Умеет понять авторскую оценку

Умеет слышать голос писателя

Умеет фантазировать, представлять, читать между строк,

Любит читать

Много читает  

 

 

 

 

 

 








К какому выводу нужно подвести детей, заполняя таблицу?

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».


Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны.





Улетели сегодня стрижи…

       А куда улетели, скажи?

       Текст задаёт вопрос. Попробуй ответить на него. А теперь сравни свой ответ

       с текстом.

       А туда улетели они,

       Где на солнышке греются дни,

       Где совсем не бывает зимы.



4.  Откуда идёшь ты, 
     Лягушка-квакушка?

     Текст задаёт вопрос. Придумайте разные варианты ответа. Все ваши ответы интересные. А теперь посмотрим, как об этом говорится в тексте.
     -С базара домой, 
     Дорогая подружка!
 
   - А что ты купила?

     Снова текст задаёт вопрос. Давайте представим, что могла купить лягушка на базаре? (Предположения детей). Но вы забыли, что она – ЛЯГУШКА – КВАКУШКА. Поэтому вот что она купила…
- Всего понемножку:
 
     Купила КВАпусту.
 
     КВАсоль
 
     И КВАртошку.

                            (В.Орлов)

5.      Шкаф тяжелый кто подвинет?

     Постарайтесь ответить на вопрос.

       Кто розетки нам починит,

     А на этот вопрос как вы ответите?

       Кто все полочки прибьет,

       Продолжаем угадывать правильный ответ?

       В ванной утром кто поет?

       Кто-то уже догадался, кто главный герой этого стихотворения?

       Кто в машине за рулем?

       На футбол мы с кем пойдем?

       День рожденья у кого?

      Постарайтесь ответить строчкой в рифму.

     У папули моего!

  1. 6.Почему ты плачешь, киска?

Дайте ответ на вопрос текста. (Предположения детей)
- У меня пустая миска! 
Съела я кусочек сала,
 
И теперь мне грустно стало.
 
- Почему же стало грустно?

           Подумайте, почему сытая киска грустит?
         - Потому, что было вкусно!

  1. 7.Интересные человечки Приставалки всё время задают взрослым разные вопросы:

Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

Постарайтесь ответить на этот интересный вопрос.

Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

Поразмышляйте над вопросом.

Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

Кто попробует дать ответ на такой вопрос?

А знаете, как на все эти вопросы отвечают взрослые? Специальными «ОТСТАВАЛКАМИ»:

Оттого, что у моего сыночка

(Или у моей дочки)

Рот без замочка.

Задания к 3 шагу

  1. 1.– Отчего у птичек

           Нет рукавичек?

         Текст нам снова задаёт вопрос. Давайте пофантазируем и ответим на него.

       - Отчего у няни

           Волосы в сметане?

         Предположения детей?

       - Отчего лягушки

         Спят без подушки?

        Ответы детей. Текст не даёт нам ответов на эти вопросы, а предлагает продолжить игру и придумать как можно больше интересных вопросов. Постарайтесь, чтобы ваш вопрос был рифмованным.

         - Почему в кармашке

           У Маши бумажки?

       - Отчего змея

         Выпучила глаза?

       - Почему у рыбака

         На ноге нет башмак? и др.

  1. 2.- Почему краснеет нос?

Дайте ответ на вопрос. Сравните с текстом.
- Знать, на улице мороз! 
- Почему устали ноги?

И снова думаем над ответом.
- Много бегал по дороге! 
- Почему так много пыли?

Продолжаем отвечать.
- Значит, вытереть забыли! 
- Почему короткий день?

Много дали правильных ответов. А теперь угадаете? 
- Встать пораньше было лень!

Продолжим задавать вопросы и давать на них ответы в рифму.

- Что я вижу за окном?

     - Вижу двор и Петькин дом.

     - Что в коробочке лежит

       И жужжит, жужжит, жужжит?

   - Это жук, и он живой,

       Он беседует со мной.

Задание к 4 шагу

 

                                                        «Ива»

  1. 1.Плачет ива у обрыва.

В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?

- Почему ива плачет? Кто её обидел?

Кем обижена ты ива?

Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.

Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

                               (В.Бирюков)

                                                            «Ящерица»    

  1. 2.Ящерицу я ловил.

Страх меня остановил.

Что захотелось спросить у текста? (Предположения детей).

- А чего же тут бояться?

Придумайте свои ответы на этот вопрос.

Хвостик может оторваться!

                               (Г.Виеру)

«Задумчивая киска»

  1. 3.Киска задумчиво в небо глядит –

Какой вопрос можно задать тексту? (Предположения детей)

Как вы думаете, о чём же задумалась киска?
Может быть там колбаса пролетит?

Сбудется ли мечта киски?
Мысль, что бывают еще чудеса,
Даже приятнее, чем колбаса.

«Киска»

  1. 4.Плачет киска в коридоре.
    У нее большое горе –

Подумайте, какой вопрос хочется задать тексту? (Предположения детей) Сравни свой ответ с текстом.

Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

 

Задания к 5 шагу

«На охоте»

  1. 1.Шёл охотник на охоту,

Увидал в кустах кого-то.

Задайте вопрос тексту. (Кого увидел охотник в кустах?) Выскажите свои предположения.

Он затвором щёлк да щёлк,

И…

Что же случилось на охоте?

Придумайте для этой истории грустный и весёлый конец. Проверьте. А как закончил эту историю автор.

И на снимке вышел волк.

                               (В.Викторов)

Объясните, грустный или весёлый конец придумал автор? Охотник не убил волка, а сфотографировал его. Прочитайте стихотворение полностью.

«На озере»

  1. 2.Вечером над озером

Ходит белый пар.

Что нужно сделать? Правильно? Задать вопрос тексту. Какой вопрос можно задать? (Что это за белый пар появился над озером вечером?) Придумайте ответ на этот вопрос. Проверьте себя.

Это рыбы в озере

Ставят самовар.

                               (И.Пивоварова)

Вот так интересно закончил свою историю автор. А вы поняли, какое явление наблюдала автор на озере вечером? (Туман)

 

Задания к 6 шагу

«Ива»

  1. 1.Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Какой вопрос к тексту возник у вас? (Что случилось с ивой?)

Давайте расспросим иву о том, что случилось.

Задавайте вопросы – предположения: «Может быть, у тебя, ива, случилось…?»

Проверьте себя, читая текст дальше.

Может, ей кого – то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

                               (И.Токмакова)

Какие чувства по отношению к иве у вас возникли?

(Жалость, сочувствие, желание помочь).

«Яблоня»

  1. 2.Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Задайте тексту вопросы – предположения: «Может быть, яблоки …» Проверьте себя по тексту.

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

Ответьте на каждый вопрос так, как это бы сделала яблоня. (Ответы детей). Прочитайте дальше, сравните свои ответы с ответами в тексте.

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

Сделайте предположения, что же случилось с яблоками? Проверьте себя.

Дети оборвали!

«Три маленькие хрюшки»

  1. 3.Три маленькие хрюшки

Отчаянно кричат.

Задайте вопрос тексту. (Почему кричат хрюшки?)

А теперь придумайте свои ответы. Проверьте себя, читая текст дальше.

Пора помыть им ушки,

А хрюшки не хотят.

Напрасно мы купали

В корыте поросят.

Задайте снова вопрос тексту. (Почему напрасно купали поросят?) Придумайте свои ответы и проверьте себя по тексту.

Они от нас сбежали

И в лужице лежат.

                                 (Е.Авдеенко)







На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.

В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Работая в первом классе над сказкой “Петушок –   золотой гребешок”, анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию: “Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?” И ребята по ходу беседы выражали различные варианты решения этой проблемы.

Во втором классе, работая в эпическом жанре, где особенностью жанра является: тема, проблема, конфликт. Так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.

Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.

Работу над стихотворением Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” я начинаю следующим образом: на этапе работы над языком произведения знакомлю учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой “болотистый, низменный” край, во все живое вокруг.

С этой целью выясняем, за что дед Мазай осуждал своих односельчан. Дети высказывают различные мнения и суждения на этот проблемный вопрос:

–  Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

В своих ответах дети выражают свое мнение об этом главном герое. Дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.

Задача литературного образования – это значительность работы по формированию творческого читателя, умеющего не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать художественное произведение адекватно авторскому замыслу. И проблемные ситуации на уроках литературы служат одним из источников формирования творческого читателя.

В процессе изучения пейзажной лирики в произведениях: А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А Фета, С. Есенина и т.д. При постановке проблемной ситуации, задачи, нужно учитывать, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека, для постижения которого необходимо достаточно развитое воображение и способность сопереживать.

Так, при работе над стихотворением Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной”…, проблемная ситуация была следующей: “ Представьте себе картину, которую автор показывает нам в своем произведении”. Для того чтобы решить эту проблему, чтецу необходимо при чтении представить себе то, о чем он читает.

Решение ситуации очень увлекло второклассников. Они старались представить себе картины природы, описанные автором. Работа была живой, увлекательной, творческой, ибо дети находились под обаянием поэта, в мире его образов, а не просто механически перечитывали уже знакомое произведение.

Следующая проблемная задача –  определение душевного состояния, настроения поэта. Как правило, ответы младших школьников на эту проблемную задачу основываются на догадке. Причина этого – в сложности задания. Действительно, трудно, не имея достаточного эмоционального и эстетического опыта, определить настроение автора, которое к тому же выражается подчас опосредованно.

Между тем, решение этой задачи очень важно, так как необходимо учить детей видеть авторское отношение к изображаемому и на этой основе формировать способность сопереживать прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, нацеливаем детей на анализ слов, выражающих настроение.

Так, перечитывая стихотворение Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной…”, дети выделили слова, передающие настроение: “ дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера; простор везде; льется чистая и теплая лазурь”.

Помогаю детям выбрать точные слова, определяющие настроение поэта: ясное, радостное, спокойное, светлое.

И итогом этой работы было выразительное чтение стихотворения детьми.

Еще хотелось бы отметить работу над пейзажной лирикой С. Есенина. Пейзажная лирика является важной и наиболее интересной частью всего его творчества, где центральной всегда была тема Родины. Родина для поэта – прежде всего деревня, и пейзаж в его стихах – сельский. Через всю лирику проходят образы березы, клена, дороги – это мир большой природы, мир большой природы, мир разнообразных человеческих чувств.

Стихотворение “ Нивы сжаты, рощи голы” детей знакомим с этим произведением в одно время с отрывком из пушкинской “Осени”, сравниваем пушкинские и есенинские картины осени.

Во вступительной беседе используем фрагменты музыкальных осенних пейзажей (П. И. Чайковского, А. Вивальди). Настроив детей таким образом, даю проблемный вопрос: "Какое же настроение передается поэтами?" И ответить, т.е. решить проблемную ситуацию, дети смогут в процессе анализа и перечитывания стихотворений. Здесь же подчеркивается мелодичность есенинского стиха, сравнивая его с музыкальными пейзажами. Цель сравнения – выявить наиболее близкий по настроению и звуковому оформлению пейзаж.

И здесь дается еще один проблемный вопрос: "Можно ли есенинские строки сравнить с музыкой П. И. Чайковского, А. Вивальди?"

И в результате размышлений и рассуждений дети приходят к выводу, что можно.

В третьем классе работа над проблемными ситуациями на уроках литературы идет более глубокая. Работе над проблемной ситуацией может быть отведен целый урок, и по своему типу - это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором одна проблема: предательство, трусость.

Хочется еще отметить, как решались проблемные ситуации по произведению Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” –  единственному из произведений русской классической литературы, входящему в программу по литературному образованию в четвертом классе, созданному специально для детей.

Л. Н. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные предрассудки, национальные преграды, собственность и жажда богатства, неравенство, охраняемое государством и порождающее стремление к ложным ценностям, чинам, карьере, и многое другое, что взрослым людям кажется привычным и нормальным.

Л. Н. Толстой, обращаясь к детям, хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.

И на основе этого я ставлю перед детьми на уроках такие проблемные ситуации, решив которые дети могли бы понять весь замысел автора, четко разграничить прекрасное и безобразное, отличить добро от зла, восхищаться идеалом прекрасного человека.

Уже во вступительном слове проблемной ситуации нужно направить внимание учеников на основные нравственные вопросы, которые ставит в своем рассказе писатель и которые важны для сегодняшних детей.

Центральная тема второго урока - Жилин и Костылин.

Проблемный вопрос на этом уроке: "Почему Жилин попал в плен?"

Это вопрос дает возможность, во-первых, проникнуть в смысл рассказа и понять мысли Л. Н. Толстого о человеке, во-вторых, развить воображение учащихся, в-третьих, понять человеческий характер, мотив поступка, мысли и чувства героев произведения.

Во второй главе, где тоже противопоставлены герои, достаточно создать следующую проблемную ситуацию: “ Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?”

В следующей главе актуальным будет следующий проблемный вопрос: “ Почему побег не удался?”

Ребята видят, что храбрость не в том, чтобы безумно презирать опасность, а в активном поиске выхода, в умении предвидеть и использовать все, что может помочь осуществлению замысла, в выборе нужного момента и решительности действий.

И в заключениие работы над этим произведением на обобщающем уроке, ставлю проблемную ситуацию перед детьми, так почему произведение Л. Толстого называется “Кавказский пленник”, а не “Кавказские пленники”?

В результате обсуждений и рассуждений эта проблема детьми решается.



«Осьминог»

  1. 4.Есть у осьминога удивительная черта.

Задайте вопрос. (Какая удивительная черта есть у осьминога? Почему она удивительная?) Ответьте на поставленный вопрос.

Он может мгновенно менять окраску.

Задайте вопрос. (Как он это делает?) Дайте ответ на вопрос.

Из серого становится пятнистым, оранжевым, красным.

(Зачем ему это нужно?) Ответьте сами.

Это он сердится, пугает нарушителей спокойствия.

                                                                                (М.Жилин)

 

  1. : поработав с произведениями, поставить проблему, доказать, что данная проблемная ситуация  раскрывается на этом произведении.













   Наиболее часто на уроке ситуация интеллектуального затруднения создаётся с помощью проблемного вопроса и познавательной (проблемной) задачи. Рассмотрим фрагмент первого урока.

Так, при работе над стихотворением Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной”…, проблемная ситуация была следующей: “ Представьте себе картину, которую автор показывает нам в своем произведении”. Для того чтобы решить эту проблему, чтецу необходимо при чтении представить себе то, о чем он читает.

Решение ситуации очень увлекло второклассников. Они старались представить себе картины природы, описанные автором. Работа была живой, увлекательной, творческой, ибо дети находились под обаянием поэта, в мире его образов, а не просто механически перечитывали уже знакомое произведение.

Следующая проблемная задача –  определение душевного состояния, настроения поэта. Как правило, ответы младших школьников на эту проблемную задачу основываются на догадке. Причина этого – в сложности задания. Действительно, трудно, не имея достаточного эмоционального и эстетического опыта, определить настроение автора, которое к тому же выражается подчас опосредованно.

Между тем, решение этой задачи очень важно, так как необходимо учить детей видеть авторское отношение к изображаемому и на этой основе формировать способность сопереживать прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, нацеливаем детей на анализ слов, выражающих настроение.

Так, перечитывая стихотворение Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной…”, дети выделили слова, передающие настроение: “ дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера; простор везде; льется чистая и теплая лазурь”.

Помогаю детям выбрать точные слова, определяющие настроение поэта: ясное, радостное, спокойное, светлое.

И итогом этой работы было выразительное чтение стихотворения детьми.

Еще хотелось бы отметить работу над пейзажной лирикой С. Есенина. Пейзажная лирика является важной и наиболее интересной частью всего его творчества, где центральной всегда была тема Родины. Родина для поэта – прежде всего деревня, и пейзаж в его стихах – сельский. Через всю лирику проходят образы березы, клена, дороги – это мир большой природы, мир большой природы, мир разнообразных человеческих чувств.

Стихотворение “ Нивы сжаты, рощи голы” детей знакомим с этим произведением в одно время с отрывком из пушкинской “Осени”, сравниваем пушкинские и есенинские картины осени.

Во вступительной беседе используем фрагменты музыкальных осенних пейзажей (П. И. Чайковского, А. Вивальди). Настроив детей таким образом, даю проблемный вопрос: "Какое же настроение передается поэтами?" И ответить, т.е. решить проблемную ситуацию, дети смогут в процессе анализа и перечитывания стихотворений. Здесь же подчеркивается мелодичность есенинского стиха, сравнивая его с музыкальными



 Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)

- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят?

- О чём может быть содержание этого произведения?

- Выскажите своё мнение. (Дети высказывают всевозможные варианты предположений)

Высказывания детей.

Никита: “Может в этом рассказе речь пойдёт о какой- нибудь ссоре? И нам вовсе не нужно его читать. ведь мы и так часто наблюдаем ссоры”.

- Обратите внимание, имеются ли в учебнике иллюстрации к этому произведению? Может они помогут нам..

Вика: “А может, этот рассказ о зиме? На иллюстрации к произведению я вижу снег, реку, рыбок. Может Эдуард Шим решил показать, как мороз сковывает реки льдом, как крышкой?”

Кирилл: “А если на картинке зима, река, рыбки. Интересно, живут ли подо льдом рыбки ?”

- Мы услышали несколько интересных версий о содержании произведения.

Пришло время узнать, кто же из вас прав? Может, действительно, ответ спрятан в произведении?

И не зря эпиграфом нашего урока стали эти замечательные слова (на доске : “Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…”).

И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными .

Итак, ищем ответ на проблемный вопрос Кирилла:

“Есть ли зимой жизнь под водой?”

- Я предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос через игру “Догонялки”

Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.

Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня, важные для ответа места подчёркивайте.

V. Проверка восприятия

- Понравилось вам это произведение? Чем?

- Когда вы волновались, переживали?

- К какому жанру оно относится?

- Кто главный герой этой сказки?

- Морозко молод или стар? Почему так решили?

- Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: “Есть ли зимой жизнь под водой?”

Подтвердите ответ чтением эпизода из текста.

Теперь вы разобрались, почему Эдуард Шим дал такой заголовок своему произведению “Всем вам крышка” ? Почему?

- К какому жанру относится это произведение?

- А как бы вы озаглавили эту сказку?

- Что автор хотел вам рассказать ? (Что и подо льдом зимой жизнь продолжается.)

- Хотя и злился Морозко, закрывая водоёмы крышкой, пугая обитателей, но испугались ли они его ?

Итог: все водоёмы, начиная от неглубоких лужиц, и до глубоких рек, озёр покрываются зимой корочкой льда разной толщины. Это только помогает подводному миру сохранить себя.

- А можно ли эту сказку назвать познавательной? Почему?

Примечание: видите , какой интересный приём выбрал автор Эдуард Шим, чтобы рассказать вам о том, что и зимой жизнь подо льдом не прекращается.

Словарная работа:

- Какие необычные слова вы услышали? Назовите.

- Где можно узнать значение этих слов? (На стр.126)

Физминутка.

- Отдохнём вместе с Морозко.

А сегодня у Зимы новоселье,

С вами мы приглашены на веселье (дети вытягивают руки вверх, в стороны).

Дом построен изо льда (дети стучат кулачком сверху кулачка).

А какой нижины? (Хором) Вот такой нижины (приседают).

А какой ширины? (Хором) Вот такой ширины (разводят руки в стороны).

VI. Работа с иллюстрацией к тексту. Поисковое чтение

- Найдите строчки, которыми бы вы подписали иллюстрацию.

- Кого пугал Морозко? Подтвердите словами из текста.

- Смог ли он справиться с подводным миром? Докажите словами из текста.

- Изменилось ли ваше мнение о Морозко?

Вывод: Да. Сначала - злой. А потом мы поняли, почему он так поступал: молоденький был Морозко, неопытный, потому и запугивал всех. А на самом деле, делая крышку, таким образом согревал от замерзания подводный мир.

А старый Мороз это знает: он дозором обходит владенья свои.

Ранжирование

(под приятную музыку идут слайды с изображением добрых поступков и людей).

Вопрос: выберите слова, которые подходят к данным ситуациям?

Понимание Злость Отзывчивость Гнев Сочувствие Ссора

Жестокость Открытость Помощь Война

Участники выбирают слова.

Какие слова Вы выбрали и почему? Что является основой для хорошегошего, прочного дома – фундамент. Человек-творец добра. Добро и доверие-фундамент человеческих отношений. Мы сегодня открываем двери в МИР добра и доверия.

-Зачитайте слова, которые не использовали?

Какое понятие объединяет их?

Спор Война Гнев Ссора Жестокость

КОНФЛИКТ

 2. Проблемный вопрос.

 - Почему между вами – детьми возникают конфликты?

Ответы: неумение договариваться, нетерпимость, грубость, разногласия.

-Давайте разберемся.

3. Работа в группах

-Вспомните произведения. Разберитесь в данных ситуациях

-Что произошло между героями и найдите выход в сложившейся ситуации.

1 группа (иллюстрация Сказки В. Сутеевой « Яблоко» )

2 группа (иллюстрация к произведению В. Осеевой Синие листья)

Резервные вопросы

-Что произошло между персонажами сказки? (Конфликт)

-Почему произошел конфликт? (не договорились, не поделились, жадные)

-Можно ли назвать конфликтом то, что произошло между девочками?

-Что послужило разногласию?

-Как можно было решить эту проблему?

-Что можно посоветовать героям, чтобы избежать конфликтной ситуации?

. Слайды с изображением злых поступков и людей.

- Вам знакомы такие душевные состояния?

-Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми, любимыми. Давайте составим для самих себя советы, чтобы как можно меньше испытывать таких душевных переживаний.

(Участники работают в группах)

СОВЕТЫ:

- Будь внимательным к окружающим.

- Прощай другим ошибки.

- Не оставляй тех в беде, кто нуждается в поддержке.

- Совершай добрые поступки просто так.

- Доверяй и люби ближнего как самого себя.

Мы строим с вами МИР добра и доверия. Кто будет жить в этом мире? А как быть с теми людьми, в сердцах которых живет злоба, ненависть к другим? Мы закроем перед ними дверь ??????

- Пусть живут на других планетах

- Забыть, что они существуют

- Стараться с ними не встречаться.

-Не обращать на них внимание.

-Как Вы думаете?

Варианты ответов участников.

-Послушайте притчу.

Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли жестокий, жадный и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и обратился к Богу: «О, Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделать ничего, чтобы помочь страдальцам?» В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя...»

Рефлексия.

_Помогут нам наши сердце.

Возьмите сердца и напишите, какое должно быть сердце в МИРЕ добра и доверия. И подарите его тому, кто сейчас сидит рядом.

Улыбнемся друг другу и споем песню.

«От улыбки станет мир добрей».

 





помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — ученик забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора.


Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.

Строя гипотезу, ученик  привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

                                                            «Ящерица»    

  1. 2.Ящерицу я ловил.

Страх меня остановил.

Что захотелось спросить у текста? (Предположения детей).

- А чего же тут бояться?

Придумайте свои ответы на этот вопрос.

Хвостик может оторваться!

                               (Г.Виеру)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!