Мастер-класс
учителя начальных классов
Дукаевой Л.С.
МБОУ «СОШ № 2 с. Катар-Юрт»
«Подход к решению текстовых задач в начальной школе»
План
1.Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач.
2.Диагностика затруднений у учащихся.
3.Инструментарий диагностики.
4.Справочные материалы.
5. «Конструктор» задач.
Возможные психологические причины
- слабое понимание грамматических конструкций;
- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
- низкий уровень развития образного и логического мышления;
- низкий уровень развития интеллекта.
Возможные педагогические причины
- фрагментарное восприятие задачи;
- слабая ориентировка в решении задачи;
- нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче;
- затруднение в выделении величин и числовых данных;
- затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче;
- затруднение в нахождение результата в задаче.
Инструментарий
Карточка ученика 1.
Цель:
выявить умения выделять части задач.
Задача:
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе.
На сколько лет Коля старше Оли?
Задание:
соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе
На сколько лет Коля старше Оли?
Вопрос
12 – (12 : 4) = 9 (л)
Решение
12 – (12 : 4)
На 9 лет
Условие
Ответ
Выражение
Карточка 2.
Цель:
выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.
Задание:
соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.
Сколько всего ________?
На сколько больше_________, чем?
Сколько ________ осталось?
Во сколько раз ________ ?
Сколько в ___ _________ ?
+
х
:
-
Карточка 3.
Цель:
выявить умения решения простых задач.
(Виды задач нарастают по мере их изучения)
Задание:
запиши решение к задаче.
№
Тексты задач
1
Решение
Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы?
2
Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы?
3
4
В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей?
Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына?
5
Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?
6
В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке?
7
Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов?
8
За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей . Сколько стоит одна катушка ниток?
9
10
Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.
У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени?
11
Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама?
Таблица результатов №1,№2
№
п/п
Список
класса
Выделение частей задач
1
1
2
2
3
4
5
Соотношение знака действия
с вопросом задачи.
1
2
3
4
5
Коли-чество бал.
Вывод
9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.
Таблица результатов №3
№
п/п
Список
Класса
Результат решения простых задач
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Количество
Итог
баллов
10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей
и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции;
требуется обучающая помощь.
Справочные материалы
Инструкция.
Работай по плану
- Составь и запиши условие к задаче.
- Выдели главный вопрос задачи.
Памятка по составлению краткой (текстовой)
записи задачи.
- Подумай, как выпишешь ключевые слова:
словом, заглавной буквой, числами I , II, III.
- Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во?
- Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?»,
? на ?
- Можно ли задачу изобразить в виде схемы?
Инструкция к решению задачи (например на стр … . №...)
План.
1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории.
2. Узнай, сколько привезли пачек учебников по географии.
3.Узнай, сколько всего привезли пачек учебников?
Вспомни, как найти неизвестный множитель.
Таблица по составлению условия задачи в таблице.
Множитель
Множитель
1
Произведение
2
Цена …
количество
В одной коробке …
3
Общая стоимость …
Масса одного предмета
Всего …
Расход на один предмет
Общая масса …
Норма (выработка за один час)
Всего израсходовано …
Всего израсходовано ..
Вопросы по разбору задачи:
- Какой главный вопрос задачи?
- Что достаточно знать, а что нет?
- Какой новый вопрос возник?
- Что достаточно знать, чтобы ответить
на него?
Памятка
Ответь на вопросы
- Какой главный вопрос задачи?
- Что нужно знать, чтобы на него
ответить?
- Что надо сделать с данными числами?
- Что известно? Что неизвестно?
Карточка - опора
№
п/п
Содержание работы
1
Условие задачи
Управление обучением
1.Подчеркни или выпиши
1.Выдели опорные слова в задаче.
2.Словарь(слова-помощники)
2.Обрати внимание на выражения:
по ( х или : )
3.Помни:
3.Тест, схема, рисунок, таблица.
4.Составь краткую запись к задаче.
Х
:
Привезли
Расселили
Выступило
Разложили
Наклеили
Раздали
Пришили
Расставил
Заготовили
Разбили
Прочитал
Разлили
Больше на … +
Меньше на … -
Больше в … х
Больше (меньше) на … -
Меньше в … :
Стало всего … +
Больше (меньше) в … :
Осталось … -
(Продолжение карточки)
2
Суждение и решение к задаче
1.Прочитай и обозначь главный вопрос к задаче.
?...
2.Выдели величины и числовые значения: «Я знаю …»
1)
3.Составь план решения задачи.
4.Запиши решение задачи выражением.
2)
5.Прочитай главный вопрос задачи и запиши ответ.
«Конструктор» задач (набор карточек)
Карточки из картона 30см на 10см .
- Ключевые слова задачи: где полоска это предполагаемое слово,
а квадратик –число.
? меньше на
? больше на
и
по
? меньше в
? больше в
- Ключевые вопросы к задаче.
во ?
?
на ?
?
Пример конструирования задачи
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
Задачу конструктором можно выложить так:
Выводы
1.В задаче считаны и выделены
ключевые слова и вопросы к ней.
2.Составнено условие задачи.
3.Смысл задачи понятен, решение
будет выполнено.
?
? больше на
Дополнительные задания
- наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
- измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
- разбить составную задачу на простые задачи;
- найдите на странице учебника задачу к данной модели;
- составьте задачу по заданной модели;
- найти ошибки в модели задачи и др…
? меньше на
? больше в
Наращивание данных к задаче
Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
- на третьей полке…
- на четвёртой полке..
? больше на
на ?
по
во ?
?
Рефлексия
- Знания, которые я получила на мастер–классе помогут мне…
- Предполагаю , что «конструктор задач» как инструмент…
- Я хочу отметить ..