СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Подход к решению текстовых задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Подход к решению текстовых задач"»

Мастер-класс учителя начальных классов  Дукаевой Л.С.  МБОУ «СОШ № 2 с. Катар-Юрт» «Подход к решению текстовых задач в начальной школе»

Мастер-класс

учителя начальных классов

Дукаевой Л.С.

МБОУ «СОШ № 2 с. Катар-Юрт»

«Подход к решению текстовых задач в начальной школе»

 План    1.Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач. 2.Диагностика затруднений у учащихся. 3.Инструментарий диагностики. 4.Справочные материалы. 5. «Конструктор» задач.

План

1.Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач.

2.Диагностика затруднений у учащихся.

3.Инструментарий диагностики.

4.Справочные материалы.

5. «Конструктор» задач.

Возможные  психологические причины слабое понимание грамматических конструкций; несформированность умения ориентироваться на систему признаков;  низкий уровень развития образного и логического мышления;  низкий уровень развития интеллекта.

Возможные психологические причины

  • слабое понимание грамматических конструкций;
  • несформированность умения ориентироваться на систему признаков; 
  • низкий уровень развития образного и логического мышления; 
  • низкий уровень развития интеллекта.
Возможные  педагогические причины фрагментарное восприятие задачи; слабая ориентировка в решении задачи; нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче; затруднение в выделении величин и числовых данных; затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче; затруднение в нахождение результата в задаче.

Возможные педагогические причины

  • фрагментарное восприятие задачи;
  • слабая ориентировка в решении задачи;
  • нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче;
  • затруднение в выделении величин и числовых данных;
  • затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче;
  • затруднение в нахождение результата в задаче.
Инструментарий Карточка ученика 1. Цель:  выявить умения выделять части задач. Задача:  Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе. На сколько лет Коля старше Оли? Задание: соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.  Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе На сколько лет Коля старше Оли?   Вопрос 12 – (12 : 4) = 9 (л) Решение 12 – (12 : 4) На 9 лет Условие Ответ Выражение

Инструментарий

Карточка ученика 1.

Цель:

выявить умения выделять части задач.

Задача:

Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе.

На сколько лет Коля старше Оли?

Задание:

соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.

Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе

На сколько лет Коля старше Оли?

 

Вопрос

12 – (12 : 4) = 9 (л)

Решение

12 – (12 : 4)

На 9 лет

Условие

Ответ

Выражение

Карточка 2. Цель:  выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.  Задание: соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием. Сколько всего ________? На сколько больше_________, чем? Сколько ________ осталось? Во сколько раз ________ ? Сколько в ___ _________ ? + х :  -

Карточка 2.

Цель:

выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.

Задание:

соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.

Сколько всего ________?

На сколько больше_________, чем?

Сколько ________ осталось?

Во сколько раз ________ ?

Сколько в ___ _________ ?

+

х

:

-

Карточка 3. Цель: выявить умения решения простых задач. (Виды задач нарастают по мере их изучения) Задание: запиши решение к задаче. № Тексты задач 1 Решение Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы? 2 Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы?   3 4 В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей?   Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына? 5   Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?    

Карточка 3.

Цель:

выявить умения решения простых задач.

(Виды задач нарастают по мере их изучения)

Задание:

запиши решение к задаче.

Тексты задач

1

Решение

Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы?

2

Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы?

 

3

4

В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей?

 

Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына?

5

 

Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?

 

 

6 В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке? 7   Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов? 8   За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей . Сколько стоит одна катушка ниток? 9 10 Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.     У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени? 11   Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама?  

6

В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке?

7

 

Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов?

8

 

За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей . Сколько стоит одна катушка ниток?

9

10

Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.

 

 

У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени?

11

 

Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама?

 

Таблица результатов №1,№2 № п/п Список класса Выделение частей задач 1 1   2 2     3     4       5   Соотношение знака действия   с вопросом задачи.   1     2     3     4   5 Коли-чество бал.     Вывод             9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);  7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;  6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов №1,№2

п/п

Список

класса

Выделение частей задач

1

1

 

2

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

5

 

Соотношение знака действия

 

с вопросом задачи.

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

5

Коли-чество бал.

 

 

Вывод

 

 

 

 

 

 

9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);

7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;

6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов №3 № п/п Список Класса Результат решения простых задач 1 2     1     2 3     4       5     6     7     8       9   10     11 Количество       Итог баллов           10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);  7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;  6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов №3

п/п

Список

Класса

Результат решения простых задач

1

2

 

 

1

 

 

2

3

 

 

4

 

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

9

 

10

 

 

11

Количество

 

 

 

Итог

баллов

 

 

 

 

 

10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);

7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей

и стимулирующей помощи учителя;

6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции;

требуется обучающая помощь.

Справочные материалы Инструкция. Работай по плану Прочитай задачу.  Составь и запиши условие к задаче.  Выдели главный вопрос задачи.  Запиши решение задачи.  Запиши ответ задачи.

Справочные материалы

Инструкция.

Работай по плану

  • Прочитай задачу.

  • Составь и запиши условие к задаче.

  • Выдели главный вопрос задачи.

  • Запиши решение задачи.

  • Запиши ответ задачи.

Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи.   Выдели ключевые слова.  Подумай, как выпишешь ключевые слова: словом, заглавной буквой, числами I , II, III.  Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во?  Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?»,   ? на  ? Можно ли задачу изобразить в виде схемы?  Запиши условие задачи.

Памятка по составлению краткой (текстовой)

записи задачи.

 

  • Выдели ключевые слова.

  • Подумай, как выпишешь ключевые слова:

словом, заглавной буквой, числами I , II, III.

  • Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во?

  • Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?»,

? на ?

  • Можно ли задачу изобразить в виде схемы?

  • Запиши условие задачи.
Инструкция к решению задачи (например на стр … . №...) План. 1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории.   2. Узнай, сколько привезли пачек учебников по географии. 3.Узнай, сколько всего привезли пачек учебников? Вспомни, как найти неизвестный множитель.  

Инструкция к решению задачи (например на стр . №...)

План.

1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории.

2. Узнай, сколько привезли пачек учебников по географии.

3.Узнай, сколько всего привезли пачек учебников?

Вспомни, как найти неизвестный множитель.

 

Таблица по составлению условия задачи в таблице. Множитель Множитель 1 Произведение 2 Цена … количество В одной коробке … 3 Общая стоимость … Масса одного предмета Всего … Расход на один предмет Общая масса … Норма (выработка за один час) Всего израсходовано … Всего израсходовано ..

Таблица по составлению условия задачи в таблице.

Множитель

Множитель

1

Произведение

2

Цена …

количество

В одной коробке …

3

Общая стоимость …

Масса одного предмета

Всего …

Расход на один предмет

Общая масса …

Норма (выработка за один час)

Всего израсходовано …

Всего израсходовано ..

  Вопросы по разбору задачи: Какой главный вопрос задачи?  Что достаточно знать, а что нет?  Какой новый вопрос возник?  Что достаточно знать, чтобы ответить  на него?

 

Вопросы по разбору задачи:

  • Какой главный вопрос задачи?

  • Что достаточно знать, а что нет?

  • Какой новый вопрос возник?

  • Что достаточно знать, чтобы ответить

на него?

Памятка  Ответь на вопросы Какой главный вопрос задачи?  Что нужно знать, чтобы на него ответить?  Что надо сделать с данными числами?  Что известно? Что неизвестно?  Найди неизвестное.  Напиши ответ.

Памятка

Ответь на вопросы

  • Какой главный вопрос задачи?

  • Что нужно знать, чтобы на него

ответить?

  • Что надо сделать с данными числами?

  • Что известно? Что неизвестно?

  • Найди неизвестное.

  • Напиши ответ.
Карточка - опора № п/п Содержание работы 1 Условие задачи Управление обучением 1.Подчеркни или выпиши 1.Выдели опорные слова в задаче.     2.Словарь(слова-помощники) 2.Обрати внимание на выражения:  по ( х или : )   3.Помни:              3.Тест, схема, рисунок, таблица. 4.Составь краткую запись к задаче.    Х : Привезли Расселили Выступило Разложили Наклеили Раздали Пришили Расставил Заготовили Разбили Прочитал Разлили Больше на … + Меньше на … - Больше в … х Больше (меньше) на … - Меньше в … : Стало всего … + Больше (меньше) в … : Осталось … - (Продолжение карточки)

Карточка - опора

п/п

Содержание работы

1

Условие задачи

Управление обучением

1.Подчеркни или выпиши

1.Выдели опорные слова в задаче.

 

 

2.Словарь(слова-помощники)

2.Обрати внимание на выражения:

по ( х или : )

3.Помни:

3.Тест, схема, рисунок, таблица.

4.Составь краткую запись к задаче.

Х

:

Привезли

Расселили

Выступило

Разложили

Наклеили

Раздали

Пришили

Расставил

Заготовили

Разбили

Прочитал

Разлили

Больше на … +

Меньше на … -

Больше в … х

Больше (меньше) на … -

Меньше в … :

Стало всего … +

Больше (меньше) в … :

Осталось … -

(Продолжение карточки)

2 Суждение и решение к задаче 1.Прочитай и обозначь главный вопрос к задаче.  ?... 2.Выдели величины и числовые значения: «Я знаю …»   1) 3.Составь план решения задачи.  4.Запиши решение задачи выражением.   2) 5.Прочитай главный вопрос задачи и запиши ответ.

2

Суждение и решение к задаче

1.Прочитай и обозначь главный вопрос к задаче.

?...

2.Выдели величины и числовые значения: «Я знаю …»

  1)

3.Составь план решения задачи.

4.Запиши решение задачи выражением.

2)

5.Прочитай главный вопрос задачи и запиши ответ.

число.   «Конструктор» задач  (набор карточек)  Карточки из картона 30см на 10см . Ключевые слова задачи: где полоска это предполагаемое слово, а квадратик –число. ? меньше на ? больше на  и  по ? меньше в ? больше в Ключевые вопросы к задаче. во ?  ? на ? ?
  • число.

«Конструктор» задач (набор карточек)

Карточки из картона 30см на 10см .

  • Ключевые слова задачи: где полоска это предполагаемое слово,

а квадратик –число.

? меньше на

? больше на

и

по

? меньше в

? больше в

  • Ключевые вопросы к задаче.

во ?

?

на ?

?

Пример конструирования задачи « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так: Выводы 1.В задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней. 2.Составнено условие задачи. 3.Смысл задачи понятен, решение  будет выполнено. ? ? больше на

Пример конструирования задачи

« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».

Задачу конструктором можно выложить так:

Выводы

1.В задаче считаны и выделены

ключевые слова и вопросы к ней.

2.Составнено условие задачи.

3.Смысл задачи понятен, решение

будет выполнено.

?

? больше на

 Дополнительные задания  наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия; измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием; разбить составную задачу на простые задачи; найдите на странице учебника задачу к данной модели; составьте задачу по заданной модели; найти ошибки в модели задачи и др…

Дополнительные задания

  • наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
  • измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
  • разбить составную задачу на простые задачи;
  • найдите на странице учебника задачу к данной модели;
  • составьте задачу по заданной модели;
  • найти ошибки в модели задачи и др…
? меньше на ? больше в       Наращивание данных к задаче Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием. « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».  на третьей полке… на четвёртой полке.. ? больше на на ?  по во ? ?

? меньше на

? больше в

Наращивание данных к задаче

Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.

« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».

  • на третьей полке…
  • на четвёртой полке..

? больше на

на ?

по

во ?

?

Рефлексия Знания, которые я получила на мастер–классе помогут мне…  Предполагаю , что «конструктор задач» как инструмент…  - Я хочу отметить ..

Рефлексия

  • Знания, которые я получила на мастер–классе помогут мне…

  • Предполагаю , что «конструктор задач» как инструмент…

- Я хочу отметить ..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!