СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по теме "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории в рамках ГОС - 2018"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер - класса  показывает методы и приемы применения системно - деятельностного подхода в 11 классе по теме "Немецкий оккупационный режим". 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по теме "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории в рамках ГОС - 2018"»

Мастер – класс

Тема. Системно-деятельностный подход на уроках истории. (Сл.1)

Цель: показать использование системно-деятельностного подхода на уроках истории через методические приемы; повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного подхода.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

-раскрыть содержание мастер-класса посредством показа элементов урока;

-показать практическую значимость использования методов и форм системно-деятельностного подхода на уроках истории;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей.

Практическая значимость: возможность применения педагогами предлагаемых приёмов на уроках различных дисциплин.

Планируемые результаты:

Метапредметные УДД:

- умение самостоятельно определять цели обучения и планировать пути их достижения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществлять контроль своей деятельности;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки.

Регулятивные УУД:

- участвовать в постановке проблемы мастер – класса;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- установление причинно – следственных связей;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться педагогической терминологией;

- участвовать в диалоге; приходить к общему решению;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

- осознавать необходимость в работе над данной темой;

- проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- выражать своё мнение.

Оборудование занятия:

- ноутбук, проектор, экран, ручки, листы бумаги, раздаточный материал.

Форма проведения: комбинированное занятие (лекционно-практическое).

Технология: критического мышления.

Ход мастер- класса

І. Организационный момент (Сл.2)

Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на своем мастер-классе. Его тема выбрана неслучайно. Потому что главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Достигнуть поставленной цели помогает современный урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Системно–деятельностный подход дает возможности реализовать все эти задачи.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учителю необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.

(Сл.3) В своей работе я придерживаюсь 4 концепций:

- история развития Донбасса;

- патриотического воспитания;

- здорового образа жизни;

- непрерывного воспитания.

Распределение на группы с помощью разноцветных фигурок.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Одна китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т. е. скажи мне, я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь».

Все составные части этой народной мудрости собраны в системно – деятельностном подходе обучения.

Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце напишите ответ на вопрос: «Ваши ожидания от совместной нашей работы на мастер - классе»

( узнать о приемах СДП, познакомиться с опытом коллег, узнать новое, увидеть интересные методические приемы, пообщаться с коллегами, приятно провести время, обменяться опытом, получить практические навыки, приобрести новый опыт... )

  • Отложите пока ваши ладони на край стола. Они понадобятся нам в конце занятия.

Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения, побудить ребенка к действию.

Развернутый ответ на вопрос «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» дает проблемно-диалогическая технология. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает то, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

ІІІ. Актуализация знаний

За столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Ценность сегодняшнего дня заключается в словах Б. Шоу:

(Сл.4) «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».


А построить уроки на деятельностной основе помогает учащимся системно – деятельностный подход. При нем дети сами добывают знания и реализуют цепочку:

потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Что же означает системно - деятельностный подход? (Сл.5)

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он не знает и самое главное - захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский:

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». (Сл.6)

В технологии деятельностного подхода различают такие типы уроков:

- открытия новых знаний;

- рефлексии;

- развивающего контроля;

- общей дидактической направленности.

Ключевыми словами в характеристике СДП являются:

искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Я покажу применение приемов системно–деятельностного подхода на примере урока открытия новых знаний.



…Сегодня мы продолжаем изучать страницы Великой Отечественной войны. Тема, которую мы рассмотрим на основе применения СДП - «Немецкий оккупационный режим», история Отечества, 11 класс. (Сл.7)

Целеполагание. Создание проблемной ситуации, выдвижение проблемного вопроса.


«Фашизм – вчерашний день или сегодняшний?!»

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним предыдущий материал.


  1. Прием «Тонкий» и «толстый» вопрос. (Сл.8)

Таблица «тонких» и «толстых вопросов»

ТОНКИЕ ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ПРОСТОГО, ОДНОСЛОЖНОГО ОТВЕТА:

ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ПОДРОБНОГО, РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА:

КТО?

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ?

ЧТО?

КАКОВЫ ЦЕЛИ?

КОГДА?

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ?

КАК ЗВАЛИ?

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ?

СКОЛЬКО?

ВЕРНО ЛИ ТО, ЧТО…?

ГДЕ?

ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…?

Вопросы используются для организации взаимоопроса или дополнительных для отвечающего. Стратегия позволяет формировать: 
- умение формулировать вопросы; 
- умение соотносить понятия. 
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. 
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. 



Предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. 

  1. Когда началась Великая Отечественная война?

  2. Верно ли, что Сталинградская битва положила начало коренного перелома в ходе войны?

  3. В чем причины неудач Красной армии?

  4. В чем заключался план «Ост?»

  5. Что такое «концлагерь?»

  6. Сколько дней продолжалась Сталинградская битва?


ІV. Открытие нового знания

1 этап – «Вызов». (Сл.9)

Звучит Шестая симфония П.И. Чайковского.

УЧИТЕЛЬ:

А может не было войны…

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Александр Розенбаун

2 этап – «Осмысление».

Ни один урок истории не проходит без использования текстових материалов, документов, исторических источников. Этому соответствует высказывание Йохана Хёйзинга: «Никакая другая наука не распахивает свои ворота перед читающей публикой так широко, как история». Поэтому предлагаю вам, используя текст, заполнить таблицу–синтез.

Установление оккупационного режима.

Германией был разработан план «Ост» («новый порядок»), направленный на ликвидацию советского строя, эксплуатацию национальных богатств и ресурсов, угнетение и уничтожение людей. Территория была разделена на рейхскомиссариаты. Формировались оккупационные администрации. Новая власть использовала карательные органы: СС – вооруженные силы, СД – служба безопасности и гестапо – полиция. Кроме оккупационной администрации были вспомогательные, которые изъявили желание сотрудничать с фашизмом: старосты - в селах, бургомистры – в городах, полицаи. Среди них конечно те, кто раньше выступал против Советской власти. Против местного населения применялись репрессии. Были созданы концлагеря, установлен 14-часовой рабочий день, вывозились материальные ценности, природные ресурсы и живая рабочая сила. Земля передавалась бывшим помещикам и колонистам.

  1. Прием «Таблица-синтез» (заполнить таблицу, используя текст) (Сл.10)


Ключевые моменты

На что обратить внимание

Почему?

Разработан план «Ост» («новый порядок»).

Формирование оккупационной

администрации и карательных органов.

Для утверждения «нового порядка» фашисты создавали себе опору среди местного населения. Это были предатели Родины, которые ради своей жизни

пошли в услужение к врагу. Но большинство людей оставались патриотами своей Родины.

Формирование оккупационной администрации.



Использование карательных

органов.



Сотрудничество с фашизмом.



Вывоз ресурсов.



Передача земли помещикам и колонистам.



2. Прием «Отсроченная отгадка». Задание: прочитать материал учебника на стр. 27 – 31 и объяснить понятия: геноцид, коллаборационизм, гетто, остарбайтеры, холокост (найти нужную информацию, сформулировать понятия). (Сл.11)

3. Прием «Инсерт». (Сл.12)

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками:

V " - уже знал;

"" - новое;

" - " - думал иначе;

? " - не понял, есть вопросы.

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Использование материалов сборника по курсу «История Отечества» (региональный компонент 5-11 класс), «Уроки гражданственности Донбасса 5-11 класс» / Сост.Хаталах О.В.- Донецк: Истоки, 2017. - (материал по апробации).

Стр. 61 - 63.

Задание группам. Используя текст, заполните таблицу.




V " - уже знал.


"" – новое.


" - " - думал иначе.



" ? " - непонятно.
























Объявление фашистского командования о введении «Нового порядка» на временно оккупированной территории, 26 октября 1941 г.


«1. Каждый житель обязан немедленно сообщать ближайшему германскому управлению или старосте о чужих гражданских лицах или советских бойцах, пребывающих в селении или поблизости него.

Подвергается расстрелу каждый, кто принимает к себе на квартиру и снабжает продуктами или одеждой чужое лицо. Равным образом будет расстрелян тот, кто не исполняет указанного под цифрой 1 приказа об обязательном донесении.

Лица, имеющие у себя на дому германское или советское оружие, предметы снаряжения, военные формы и знающие, где такие предметы находятся, обязаны сообщать об этом ближайшему германскому управлению в течение одной недели после опубликования настоящего объявления. Тот, у кого обнаружатся по истечении этого срока оружие, предметы снаряжения, военные формы и т. п. или знающие, кто будет покупать, менять, скрывать и не сообщать об укрытии таких предметов, подвергается расстрелу.

Воспрещается разговаривать о численности, вооружении и позициях германских военных частей. Лица, передающие другим лицам сведения такого рода, будут расстреляны. Те, которые будут сообщать о пребывании чужих лиц и сдадут оружие и тому подобное, как и те, которые окажут свое содействие в задержании советских шпионов, вознаграждаются германским главным командованием продуктами, табаком, а при особенно важных сообщениях – наделением землей».


Акт о зверствах нацистов в Донецке

«7 сентября 1943 г. в 10–11 часов вечера, когда части Красной армии приближались к городу, к дому [29] подошла группа немцев с требованием оставить дом, так как они будут его сейчас поджигать. Жильцам было предложено спрятаться в сарай, расположенный около дома… Люди, жившие в доме профессуры и прилегающих к нему двух домах, спустились в подвал, их загоняли туда 4 человека с винтовками…После того как весь подвал был заполнен людьми, находящиеся снаружи военные завалили вход так, что никто не смог выйти, и подожгли входные двери…».

V. Первичное закрепление (Сл.13)

  1. Прием «Составление кластера» (грозди)

Работа с учебником стр.27 – 28.

Автор этого приема – Гудлат. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Этот прием может быть использован на любом этапе урока.






«НОВЫЙ ПОРЯДОК»







  • Территориальное деление;

  • депортация населения;

  • гетто;

  • план «Ост»;

  • коллаборационизм;

  • Геноцид;

  • концлагеря;

  • уничтожение коммунистической идеологии.


VІ. Закрепление знаний. (Сл. 14)

  1. Прием «Яркое пятно» с элементами «актуальности»

Можно ли вообще увлечь ребят заранее, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, культуры и повседневной жизни, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

  • Можно применять как опережающее задание одного из учащихся, либо учитель сам подает эту информацию. (Из жизни Компанийцевой Анны Алексеевны)



  1. Прием «Верите лив ы, что…?»



  • тема урока не связана с полученной информацией. (Нет)

  • среди жителей Благодатного, были депортированные в Германию. (Да)

  • на принудительные работы в Германию, отправлялись только парни. (Нет)

  • труд депортированных, применялся согласно их профессиональным наклонностям. (Нет)

  1. Прием «Диктант значений»

Прием экстраактивного обучения. Учитель диктует не слова, а их значения (определения). Учащиеся по значениям должны определить слова и записать их.

  1. Части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (первоначально евреи) – гетто.

  2. Принудительное переселение – депортация.

  3. Действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую – геноцид.

  4. Добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству – коллаборационизм.



  1. Работа над проблемным вопросом.

«Фашизм – вчерашний день или сегодняшний?!»


(Сл.15) В своей педагогической деятельности я не отказываюсь от использования традиционных методик и элементов современных педагогических технологий:

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- проектного обучения;

- интегративного обучения;

- информационно-коммуникативных.


VІІ. Рефлексия (Сл.16)

  1. Приём “Неиспорченный телефон”.

Представьте себе, что у вас есть возможность поделиться информацией с кем-то о проведенном мастер-классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте на него.

  • Сегодня я узнала, что ...

  • Мне понравился приём ...

  • Этот приём я возьму на вооружение ...

  • Могу предложить ...

  • Хочу пожелать ...



  1. «Ваши ожидания от совместной нашей работы на мастер - классе».

Ладони со смайликами приложить к надписи «Мастер - класс».















VІІІ. Домашнее задание

  1. Учить материал на стр.27 – 34, понятия.

  2. Узнать о формах борьбы с врагом на территории своего края (подготовить сообщения).

  3. Составить коллаж на тему: «Но почему же старики так плачут в мае от тоски?»

ІХ. Заключение (Сл.17)

Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска, творчества, формирует у обучающихся универсальные учебные действия. При этом компонентами овладения знаниями являются:

• восприятие информации;

• анализ полученной информации;

• запоминание (создание образа);

• самооценка.

Ведущая идея технологии по реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания - это педагогика сотрудничества. В центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Все это помогает решить главную задачу современного обучения - научить ребёнка учиться.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.



Желаю вам, чтоб дети в ваших классах

Светились от улыбок и любви.

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Спасибо за внимание! (Сл.18)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!