МОУ «Раздольненская школа»
Мастер-класс «Пирамида творчества»
Педагог – наставник Джарты Е.А.
Пояснительная записка
Современное образование требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Сегодня, наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на содружество, взаимосвязь младших и старших школьников. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и принятия определённых решений.
Участие разновозрастного коллектива в различных мероприятиях, способствует сплочению детского коллектива; учит детей терпимее относиться друг к другу, к промахам и недостаткам своих товарищей. У детей снижается уровень психического напряжения, повышается уровень социальной зрелости. Результатом усилий работы воспитателя является постоянное совершенствование в работе с детьми, рост и профессиональное мастерство.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка и создание возможностей для его творческого развития через совместную деятельность учащихся разных возрастов.
1. Теоретическая часть, где представлены цели работы с детьми разного возраста, выделена проблема, актуальность, а также представлен педагогический опыт работы сотрудничества в творчестве
2. Практическая часть: групповая работа, где представлен разработанный комплекс приемов, методов и форм работы, способствующих проявлению и становлению индивидуальности, развитию творческих способностей, апробирован и используется нами при организации с учащимися разного возраста.
Мастер-класс: «Пирамида творчества» можно проводить как на педсоветах, на методических объединениях, а также показанные приемы использовать при работе с детьми разного возраста.
Только работая вместе, мы сможем воспитать детей социально адаптированных к жизни.
Описание мастер-класса «Пирамида творчества»
Только из союза двоих, работающих вместе
и при помощи друг друга, рождаются
великие вещи.
Антуан де Сент-Экзюпери
Уважаемые коллеги, всем здравствуйте! Наш мастер-класс мне бы хотелось начать с одной сказки…(Сказка о сотрудничестве).
Работая вместе, мы с вами не только сможем построить беседку, но и целое государство. Дело сложное, и этому нужно учиться и учиться вместе.
Как сделать процесс обучения и воспитания увлекательным, раскрыть творческие способности каждого ученика и пробудить его инициативу? Сегодня, пожалуй, не найдётся учителя, которого не волновали бы эти вопросы.
Целью мастер-класса «Пирамида творчества» является раскрытие творческого потенциала ребенка и создание возможностей для его творческого развития через совместную деятельность учащихся разных возрастов.
Почему пирамида?
Мы не только классные руководители, но и учителя предметники: для математиков – это геометрические пирамиды, для обществоведов и историков – Египетские пирамиды, пирамида потребностей Маслоу. А в общепринятом смысле, Пирамида – это символ человеческого духовного восхождения, связанная единством людей.
История разновозрастного обучения берет свое начало в Древнем Китае и Древнем Вавилоне, когда один и тот же учитель обучал группы, состоящие из детей разных возрастов
Чтобы научиться учить себя, т.е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам)»
В момент подготовки мероприятия, вы должны помочь ученикам совершенно разных возрастных групп соединиться в одно в любом виде творчества. Нужно научить детей сопереживать другим, независимо от их возраста, оказывать помощь и всяческую поддержку в реализации креативных и интересных идей. Ребята младшего возраста не должны бояться обращаться за помощью, а старшеклассники должны способствовать активной, веселой и очень дружественной атмосфере при подготовке, обсуждении или реализации очередного проекта.
Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей и научиться жить в коллективе. А чем меньше будет таких непростых ситуаций, тем проще будет исполнить любое коллективное дело.
И здесь непременно присутствует работа в коллективе. Здесь все участники учатся друг у друга общаться, делиться хорошим настроением, уступать, трудиться.
Работая по вопросу содружества младших и старших школьников, мы разрабатываем сценарии, анкеты, опросники, игры, репортажи и занимаемся подготовкой и проведением тематических мероприятий, организуем и проводим общешкольные мероприятия. Все эти мероприятия направлены на разновозрастное сотрудничество.
Практическая часть (участники мастер-класса работают в группах, предварительно получив грань пирамиды определенного цвета в начале мероприятия)
1. Работая по индивидуальным воспитательным программам в каждом классе, мы выделили общие точки соприкосновения. Это грани нашей пирамиды.
1-ая грань - основание проведения совместных дел старших и младших учащихся в школе, социуме;
2-ая грань - создание клубов, объединений по интересам;
3-ая грань - проведение разновозрастных уроков, творческих занятий;
4-ая грань - организация деятельности временных и постоянных научно-исследовательских лабораторий, разновозрастных органов школьного самоуправления.
Уважаемые коллеги, организуя разновозрастное сотрудничество, мы должны помнить о самой главной идее - учить работать вместе!
Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Предлагаю вам познакомиться с материалом кейсов по названию граней пирамиды. Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова или словосочетания, из которых в последствие составьте сжатый пересказ данного кейса («Кейс совместные дела», « Клуб по интересам», «Разновозрастной урок», «Проектно-исследовательская деятельность»).
После выступления каждой группы предлагаю вниманию коллег свои разработки, раскрывающие идею каждой грани.
2. Находясь в группе, вы также как и дети представляете категории людей разного возраста, но это не мешает вам сотрудничать и вырабатывать совместные решения. А что способствует тому, чтобы разновозрастное сотрудничество приносило результат?
Перед вами элементы, которые помогают успешной деятельности разновозрастного сотрудничества:
- вовлечь в учебную деятельность всех детей, не навешивая на них ярлыки «плохой» и «хороший»;
- показать красоту и широту предмета, не изменяя рамок школьной программы;
- заложить понимание целостной картины устройства мира на основе межпредметных связей;
- научить находить компромиссные решения, общаясь с разными людьми, объединенными одной целью;
- реализовать возможность раскрыть способностей учащихся.
Расположите их по степени значимости на грань пирамиды (шаблон грани пирамиды на столах у групп).
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Рефлексия
Как известно, пирамида обладает удивительной энергетической силой, разместив там наши желания по работе с детьми, они обязательно сбудутся, причем намного быстрее.
Предлагаю вам на стикерах написать ваши желания.
В заключение хочется привести слова А.С. Макаренко:
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью, одним принципом, одним стилем, и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».