СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Кто мы?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 мастер-класс учителя биологии и учителя  обществознания

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Кто мы?"»





Интегрированный мастер класс

«Кто мы?»

























Подготовили: учитель биологии МКОУ «ООШ с.Талон»

Белякова Т.Ю.

учитель обществознания МКОУ «ООШ с.Талон»

Москвина Т.Н.









2019 год

I.Организационный момент

В. Гете : «Человек должен верить,

что непонятное можно понять…».



 Учитель обществознания: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с Вами и надеемся на вашу помощь и сотрудничество на мастер -классе. Протягивая Вам свои ладошки, мы приглашаем к совместной работе, если вы принимаете наше предложение, то откройте навстречу нам свои ладони, а если нет - отверните их от нас.

Прием обратной связи "Ладошки".

Спасибо Вам за поддержку. Мы начинаем наш мастер-класс.





Учитель биологии:

II.Актуализация знаний

Задание: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются ответы)

Приём "Зеркало".

Верно, вы увидели в нём человека.

- Человек – необыкновенное чудо природы. Конечно, у каждого из вас уже есть определённые знания о человеке. Итак, человек это……. Кластер (запись на доске)

Примеры:

Человек – это система.

Человек – это часть природы

Человек – это социальное существо

Человек имеет не только тело, но и душу



Тема нашего интегрированного мастер класса: «Кто мы?»

III. Этап изучения нового материала

Учитель биологии:

- У вас на столах лежат карточки. Поднимите их. Покажите друг другу.

- Давайте предположим, что каждый из вас представляет ту систему органов человека, которая изображена на картинке.

- Что нужно сделать, чтобы из систем получился организм?

- Необходимо встать в круг и взяться за руки.

- Почему за руки?

Вывод учителя.

В толковом словаре Ожегова СИСТЕМА – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

- Можем мы сказать, что человек – это система? (Можем. Человек состоит из органов и систем органов взаимно связанных, выполняющие каждая свою функцию, но работающие на весь организм.)

Человек, как и другие живые существа нуждается в пище и кислороде, организм человека растёт, стареет, умирает, как и всё живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат универсальные для всех генетические закономерности.

С биологической точки зрения все люди похожи: две руки, две ноги, способность к прямохождению и т. д. Все мы относимся к одному виду Homo Sapiens Sapiens «Человек Разумный Разумный» . То есть являемся индивидами.

Учитель обществознания: С другой стороны, что бы быть человеком в полном смысле этого слова мало им родится. Ребёнок должен усвоить то великое наследие предыдущих поколений, которое называют культурой. Это язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире. Всё это не может быть получено по каналам биологического наследования. Только в обществе себе подобных – социуме человек может развиваться.

Человек – это биосоциальное существо,

- Английский учёный и философ 19 века Герберт Спенсер увлёкся учением Чарльза Дарвина и говорил, что человеческое общество развивается подобно организму. В человеческом обществе происходят такие же стадии, как в организме: рост, развитие, расцвет, угнетение и смерть. Но смерть – это не конец, а начало новой цивилизации. В обществе каждая часть выполняет какие-то функции как органы в организме.

Учитель биологии: Как вы думаете, когда Гербер Спенсер говорил о политике, то с каким органом связывал (мозг)?

А если он говорил о транспорте, торговле (кровь, кровеносная система)?

А вере ? (сердце)

- Скажите, что человека все время окружает, что окружает нас с вами? (деревья, цветы, животные, другие люди, мебель и др.)

- Все это объекты живой и неживой природы. Можем мы сказать, что человек – это часть природы? (да)

- Приведите примеры, как человек связан с природой? (природа нам дает продукты питания, воздух, лекарства, одежду, жилье)

- Природа может оказывать на человека влияние. Воздействия могут быть как положительные, так и отрицательные.

Я хотела бы остановиться на влиянии факторов неживой природы на организм человека.

В ходе эволюции организмы приспособились к условиям меняющейся среды и этот процесс называется адаптацией. Благодаря этому мы можем адаптироваться к различным климатическим условиям (Крайний Север и Южный берег Крыма), часовым поясам ( Волгоград и наш Магадан).

Я предлагаю, каждому из вас выяснить насколько ваш организм может легко приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Тест на адаптацию. Уважаемые коллеги, сели удобнее, расслабились. По моей команде начинаете считать про себя на протяжении 1 минуты. Заканчивается минута, и вы запоминаете свою цифру, чтобы выяснить результат.

Результат: больше 60 – низкие адаптационные способности организма; меньше 60 – хорошая,30- высокая адаптация.



Ритмы у живых существ очень точно совпадают с ритмами неживой природы, обусловленными вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. К их числу можно отнести чередование света и темноты с периодичностью два раза в сутки.

В литературе по хронобиологии принято разделять людей на «жаворонков» (25 %), «сов» (25 %) и лиц, не имеющих четко выраженных пиков работоспособности в утреннее или вечернее время (50 %).

Определить свою принадлежность к «жаворонкам» или «совам» нам поможет тест «Кто вы?»

Трудно ли вам вставать рано утром?

  • Очень трудно, почти всегда – 3;

  • Иногда трудно, иногда – нет – 2;

  • Редко – 1;

  • Очень редко – 0.

Когда вы предпочитаете ложиться спать?

  • После часа ночи – 3;

  • От половины двенадцатого до часа – 2;

  • От десяти до половины двенадцатого – 1;

  • До десяти часов вечера – 0.

Какой завтрак вам больше нравится?

  • Плотный – 3;

  • Любите поесть, но не слишком много – 2;

  • Хватает одного яйца или бутерброда – 1;

  • Хватит чашки чая. И вообще, по утрам вы есть не хотите – 0.

В какое время дня у вас чаще случаются мелкие ссоры на работе и дома?

  • В первой половине дня – 1;

  • Во второй половине дня – 0.

От чего вы могли бы легко отказаться?

  • От утреннего чая или кофе – 2;

  • От вечернего чая – 0.

Легко ли во время отпуска вы нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?

  • Очень легко – 0;

  • Достаточно легко – 1;

  • Трудно – 2;

  • Привычек не меняете – 3.

С утра вас ждут важные дела. На сколько раньше вы ляжете вечером спать?

  • Более чем на два часа – 3:

  • На час – два – 2;

  • Менее чем на час – 1;

  • Как обычно – 0.

Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого – нибудь помочь вам при этой проверке.

  • Отрезок оказался меньше минуты – 0;

  • Отрезок оказался больше минуты – 2.

Результаты:

Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы – типичный «жаворонок».

Если вы набрали от 8 до 13 баллов, тип ваш определить трудно. Вы принадлежите к обоим типам и можете легко менять расписание своего дня.

От 14 до 20 баллов набирают «совы». Их активное время вечернее.



У каждого из типов есть свои преимущества. И все же «жаворонкам» лучше исполнять трудные дела днем, а не вечером. У «сов» же сложно складываются утренние часы. Вот если бы на работе это учитывали! Вы же постарайтесь воспользоваться своими преимуществами.



Учитель обществознания:

Мы разные не только с биологической точки зрения, но и социальными качествами.

Американский психолог Аброхам Маслоу, который расположил все потребности человека в виде пирамиды, относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека.

Каждый из нас личность. А что же такое личность?

Личность – это совокупность социально значимых свойств и качеств человека.

Я предлагаю вам тест на определения типа вашей личности.



Условия теста на уникальность личности.

Вам необходимо внимательно рассмотреть представленные 9 картинок, выбрав ту, которая вызвала у вас позитивные эмоции, погрузила в пучину раздумий и мечтаний и словно перенесла вас туда на мгновение.

П ри этом важное замечание: проходя тест на характер личности не стоит прикладывать логические рассуждения и прочее. Ориентируйте свой выбор на первом впечатлении, исходящим изнутри.

















Тест на уникальность личности: результаты

1. Ваша сильная сторона – энергичность, страсть, сексуальность и дерзость. Вы предпочитаете быть в центре внимание противоположного пола. Вам нравится добиваться своих целей и властвовать. Плюс ко всему, у вас прекрасный интеллект, реакция и смекалистость.

2. Вы компанейский человек. Высокая степень осознанности. Вам крайне важно достигать успеха, и чтобы о нем знали все. Хорошо развитая логика воссоздает жизнь как головоломку. При этом вы предпочитаете тишину и одиночество. У вас прекрасные лидерские качества в деловых вопросах.

3. По виду кажетесь обособленным и закрытым, но в реальности полная противоположность. Вам легко адаптироваться под сложившуюся ситуацию. При этом не хотите выделяться и светиться на фоне других.

4. Вы добры, дружны, имеете легкий характер и хорошее воспитание. Вы альтруист и довольны этим. При этом вы надежный хранитель секретов. Вы миротворец и избегаете конфликтов. Гибкое мышление и общительность визитная карточка.

5. По натуре вы философ, что выражается в мудрости и благородности. Вы стремитесь к совершенству. Никогда не считаете лишним знания и информацию. Поэтому окунаетесь в прочтение различного материала.

6. Вы интроверт. Ваш внутренний мир превыше всего. Вы скрытный человек и не высвобождаете свои чувства/эмоции. При этом вы сообразительны и умны. Вам легко вести диалоги. Вы побеждаете в спорах, дебатах и тому подобное. Вам ценны тишина, уют, комфорт.

7. Вы восприимчивы, наблюдательны и чувствительны. Для многих вы кажетесь странным и непонятным человеком. Вы не будете делиться планами, пока в них не уверены.

8. Вы духовный человек. Вы уверенны, добры, активны. Пускать все на самотек не про вас. Каждый шаг обдумываете. Каждый день хотите довести до совершенства. Эмоции порой вас сильно захватывают, но вас все равно любят близкие.

9. Вы миротворец, мечтатель, доверчивый и оптимист. Ищете в людях только позитив. Окружаете себя добрыми и хорошими людьми.


- Мы все разные, как мы сейчас выяснили. И конечно общение с другими людьми может вызывать у вас как положительные, так и отрицательные эмоции. Накопления отрицательных эмоций может приводить к стрессу. Чтобы этого не произошло, существуют пути помощи предотвращения стресса.

  • психотерапевтические упражнения и медитация

  • чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, нужно подумать о чем-нибудь другом, переключить свои мысли на другой предмет.

  • Снижайте значимость события. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а то, как Вы ко всему этому относитесь.

  • Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Не следует пытаться подавить ее, необходимо заняться каким-нибудь полезным делом.

  • Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение. Когда вы расслабляетесь, Вы снижаете стресс. Вы не можете одновременно подвергаться влиянию стресса и расслабляться. Снижая стресс, Вы снижаете и негативный эффект, который он оказывает на психическое и физическое здоровье. А это вызывает выделение эндорфинов – гормонов счастья

  • А ещё каждого выручит оптимизм и позитивный настрой

  • …здоровый сон

  • …вкусная и полезная еда (в умеренном количестве)

Учитель биологии:

На столе стоят подносы с водой. Вы спросите зачем? Для чего?

Сейчас, используя метод экспериментальной биологии, мы будем с Вами изучать вашу высшую нервную деятельность, а именно эмоции, которые Вы получили от совместной с нами работы.

Возьмите ближе к себе подносы, перед вами стоят сосуды с жидкостью с пометкой (+), (-) и (Я), а также краски и ватные палочки.

Представьте, что сосуд (+) это положительные эмоции человека, в какой из предложенных цветов Вы бы его окрасили. Возьмите краску, которая находится на ваших подносах, и при помощи ватной палочки окрасьте воду в соответствующие цвета.

А (-) отрицательные.

У Вас также есть трубочка – представьте, что это душа, которая может что-то сохранить, чем-то наполниться. Наполните ее положительными эмоциями из сосуда (+) и перенесите в сосуд «Я».

Откуда можно черпать положительные эмоции, чтобы получить внутреннее удовлетворение? (от общения с детьми, от работы, от отдыха).

Но в жизни бывает не только положительные эмоции, неизбежны и отрицательные эмоции.

Используя пипетку, попробуйте доставить каплю отрицательных эмоций. Как красиво? Нет, не нравится?

Помните, Ваша душа в ваших руках, и чем Вы её будете наполнять, зависит от Вас.

Я желаю, чтобы в Вашем сосуде «Я» было всегда красиво и гармонично. И присутствовали в нём только положительные эмоции.


Учитель обществознания:

Рефлексия

- На слайде вы видите высказывания разных мыслителей. Прочитайте их.

  • « Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер.

  • Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».

  • Аристотель: «Познание начинается с удивления».

  • « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я , может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Конфуций.

- Подумайте, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на сегодняшнем мастер-классе.

- У вас на столах лежит «лестница успеха». Укажите своё положение на этой лестнице, после сегодняшнего мастер класса.

















Ну что ж, уважаемые коллеги. Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Настоящий учитель это тот, кто хочет и умеет дарить детям счастье. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Мы хотим Вам подарить маленькие сувениры из детства для снятия стресса и получения положительных эмоций.

( вручение игрушки «Антистресс»)

Желаю Вам удачи!

Спасибо за сотрудничество.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!