Мастер –класс для воспитателей
«Русские народные сказки в формировании
нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста».
Цель: передача опыта работы использования русских народных сказок в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольного возраста.
ХОД
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы с вами провести мастер-класса по теме «Русские народные сказки в формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В.А. Сухомлинский
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которые проявляются во взаимоотношениях людей. Поэтому , нравственному воспитанию дошкольников сейчас, необходимо уделить особое внимание.
Одним из эффективных средств развития нравственно - патриотических качеств детей, являются русские народные сказки. Русские народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую сегодня многие утратили.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственно - патриотического воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Я уверена, что все вы очень хорошо знаете русские народные сказки и используете их в работе с детьми. Но насколько хорошо, вы их знаете, мы сейчас проверим.
1 вопрос. Назовите виды русских народных сказок (сказки о животных, социально - бытовые сказки, волшебные сказки).
2 вопрос. Приведите примеры (перечислите названия) сказок:
Волшебные сказки (в них есть волшебные предметы, волшебные превращения, чудесные помощники) – «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Финист – ясный сокол», «Морозко», «По щучьему велению», «Хаврошечка» и т.п.
Сказки о животных (персонажи сказок – это дикие звери, домашние животные и птицы) – «Теремок», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Заяц – хваста», «Лиса и кувшин», «Кот, петух и лиса».
Социально - бытовые сказки (в основе бытовых сказок лежат события обыденной жизни) –«Репка», «Мужик и медведь», «Вершки и корешки», «Как мужик гусей делил», «Как Иван – дурак дверь стерег», «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка – ряба».
3 вопрос «Перевертыши»
(я назову русские народные сказки, а вы замените каждое слово на противоположности)
1. Лежебок (колобок);
2. Гусочка - Чернушка (курочка ряба);
3. Курочки - петушки (гуси – лебеди);
4. Два динозавра (Три медведя);
5. Михаил Крестьянин и беленький зайчик (Иван Царевич и серый волк);
6. Катя и лиса (Маша и медведь);
7. Редиска (репка);
8. Королева ящерица (Царевна лягушка);
9. Смеющаяся принцесса ( Царевна Несмеяна);
10. Кабан и шестеро цыплят (Волк и 7 козлят).
4 вопрос «Отгадай сказочного героя »
«Нужно показать сказочного героя пантомимой , а мы отгадаем его.
«Лисичка – сестричка»( «Лисичка-сестричка и Серый волк»), «Братец Иванушка» , («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), «Колобок» (Колобок»), «Солдат» («Каша из топора»).
5 вопрос Известно всем, что сказка учит. Определите, к какой сказке подходит пословица
- «Как аукнется, так и откликнется» «Лиса и журавль»;
- «Скупой платит дважды» «Каша из топора»;
- «По одежке встречают, по уму провожают» «Царевна – лягушка»;
- «Чем хвалимся, на том и провалимся» «Заяц – Хваста»;
- «В тесноте, да не в обиде» «Теремок»;
- «На чужой каравай – рот не разевай» «Заюшкина избушка»;
- «Друг познается в беде» «Кот, петух и лиса»;
- «В согласии жить – никто не одолеет» «Зимовье зверей».
6. «Блиц-вопросы»
На мои вопросы нужно быстро отвечать.
- Сказка о многодетной маме «Волк и семеро козлят»;
- Сказка об общежитии для зверей «Теремок», «Зимовье зверей»;
- Сказка о хлебобулочном изделии «Колобок»;
- Сказка о лисе – проводнике «Снегурушка и лиса»;
- Сказка о похищении ребенка «Гуси – лебеди»;
- Сказка о захвате чужого жилища «Заюшкина избушка»;
- Сказка о смекалистом ребенке» «Маша и медведь».
Уважаемые коллеги! Наш мастер – класс подошел к концу и я хочу поблагодарить вас за активность.
Разрешите закончить нашу встречу словами В.Сухомлинского: «Сказка – это
зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»