Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко»» Джанкойский район Республика Крым
Мастер-класс для воспитателей
«Развиваем речь, играя»
Подготовила воспитатель
высшей категории :ФилинаС.Д.
2024 г .
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!
Цель мастер-класса:
повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Одной из главных проблем у старших дошкольников - это неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
Подвижная игра «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.
Ведущий, называет тему, а дети должны назвать слова, которые подходят к заданной теме. Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова (клоун, радость, смех и т. д.) Каждый игрок, назвав несколько слов поочереди - делает шаг в сторону с лентой в руках. Когда все скажут слова карусель закрутиться.
Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему, развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
Игры, с применением нетрадиционных материалов состоят в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Притча «4 свечи»
В комнате горело 4 свечи.
- Первая сказала: «Я-СПОКОЙСТВИЕ».
К сожалению, люди не умеют меня хранить и погасла.
- Вторая сказала: «Я-ВЕРА». К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего обо мне слышать, поэтому нет смысла гореть дальше. И погасла.
- Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – ЛЮБОВЬ.
У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, кто их больше всего любит – своих близких. И через мгновение и эта свеча угасла.
Вдруг…. В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!!» Произнеся это, он заплакал.
- Взволнованная 4 свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я-НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны и взрослому и ребенку для счастья! И пусть они всегда сопровождают вас и не дают друг другу погаснуть!
Спасибо за внимание!