| Планируемые образовательные результаты | |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать и понимать значение различных видов масштабов, уметь находить сходство и различие между ними, применять к плану местности и картам. Использовать эти знания для практических навыков. | Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Умение вести самостоятельный поиск. анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами из собственного опыта. Определять взаимозависимость знаний географии и математики. | Уметь работать с глобусом, планом, картой, используя виды масштабов, и применять эти знания в жизни |
Решаемые учебные проблемы | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Масштаб. Виды масштаба: численный, именованный и линейный. Крупномасштабная, среднемасштабная, мелкомасштабная карты |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Масштаб и его виды» |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 ЭТАП Актуализация знаний | Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1» | Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Вспомните, чем отличаются изображения Земли на глобусе и географических картах? Какие по размерам территории изображены на картах в вашем атласе? | Слушают. Дети отвечают. | 4 мин. |
2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации | Найдите и сформулируйте проблему, поставленную королем картографам. | Создает для учеников проблемную ситуацию. Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения учеников класса. | Высказывают свои суждения, спорят. | 2 мин. |
3 ЭТАП. Целеполагания | | Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. | 1 мин. |
4 ЭТАП планирования. | | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план. | Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. | 5 мин. |
5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы) | Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы:1) Что называется масштабом? 2) Что означает масштаб? Выполнение в рабочей тетради задания 9, стр. 27. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению понятия «масштаб», Формулирует вопросы и корректирует ответы учащихся | Работают с текстом, выделяют в нем главное. Отвечают на вопросы. Выполняют задание 9 в тетради | 20 мин. |
Знакомство с видами карт: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные Найдите на картах атласа масштабы и сравните их. (Чем больше число в знаменателе, тем мельче масштаб) | Вводит понятия: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные карты. Стимулирует активное участие всех детей в понимании значения различных видов масштаба Развивает пространственное мышление, умение сравнивать величины масштаба. Сопоставлять величину масштаба и площадь территории, делать самостоятельно выводы | Находят в атласах карты с разными величинами масштаба. Сравнивают их величины, площади территорий с разными масштабами и делают выводы Оценивают ответы одноклассников. |
Презентация слайд «Виды масштаба». Ответить на вопрос: «Чем отличаются виды записи масштабов?» | Предлагает просмотреть слайды презентации, предлагает сравнить записи масштабов и сделать выводы об их отличии | Смотрят слайды презентации, сравнивают записи масштабов. Находят различия в записи масштаба. Формулируют ответы и оценивают их. |
Определить расстояние по карте Российской Федерации от Москвы до Самары с помощью: численного, именованного и линейного масштабов. Сделать вывод: каким масштабом удобнее пользоваться. | Предлагает учащимся задание, работает совместно с ребятами, задает вопросы | Находят в атласах объекты Москву и Самару. Измеряют линейкой расстояние на карте, используя масштаб. Сравнивают результаты при работе с численным и именованным масштабом и делают выводы. |
А как вычислить расстояние по карте, если нет линейки? | Создает проблему, задает вопрос | Высказывают версии ответов оценивают их. |
Давайте рассмотрим рисунок 42 и текст на стр.54 | Предлагает самостоятельно сформулировать объяснение определения расстояния с помощью линейного масштаба | Читают текст учебника, рассматривают рисунок Высказывают свои мнения. Оценивают ответы одноклассников. |
Проанализировать и сделать вывод о преимуществах или недостатках того или иного вида масштаба | Формирует вопросы и корректирует ответы. | Сравнивают различные виды масштабов, анализируют их. и делают выводы о преимуществе или недостатке того или иного масштаба. |
Работа со слайдами презентации. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот | Задает вопросы, побуждает учащихся к диалогу. Предлагает задание и даёт пояснение на конкретном примере. | Отвечают на поставленные вопросы. Переводят численный масштаб в именованный. |
6 ЭТАП Применение новых знаний. | Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня? С какими новыми понятиями вы познакомились? | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Дети отвечают. | 10 мин. |
Чему научились? (Определять расстояние при помощи масштаба, переводить один вид масштаба в другой.) | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Дети отвечают. |
Выполните задания 12,13, 19 в рабочей тетради | Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений. Организует взаимопроверку. Побуждает учащихся проверять и оценивать работу одноклассников и комментировать ее. | Выполняют индивидуальную работу, обмениваются с соседом по парте и оценивают работу друг друга. |
7 ЭТАП Рефлексия. | Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень? Кто, по вашему мнению, сегодня активнее всех работал на уроке? Обоснуйте свое мнение. | Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы. Отмечают трудные моменты в изучении материала, оценивают активность работы одноклассников. | 2 мин. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | § 14, задания 4,5,6 после параграфа Индивидуальное задание: задание 7 для учащихся, которые усвоили материал на «отлично» | Задает домашнее задание, комментирует его. | Записывают задание в дневник. | 1 мин. |