СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Мал золотник, да дорог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционная форма урока со здоровьесберегающими технологиями

Просмотр содержимого документа
«" Мал золотник, да дорог"»


Тема урока. «Мал золотник, да дорог». (Витамины).


Деятельностная цель: формирование  умений реализации новых способов действий:

- формулировать цель учебной деятельности по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая цель: расширяет  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

- давать определение изученных понятий: обмен веществ, пластический и энергетический обмены, витамины;

-описывать свойства витаминов, их влияние на обмен веществ;

- классифицировать по различным признакам;

- оценивать роль витаминов в жизни человека;

- следовать инструкциям и нормам потребления витаминов.

Метапредметные:

1.     Познавательные:

а) осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов б)     учиться строить высказывания;

в)     учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

2.     Коммуникативные:

а)   учиться слушать и понимать речь другого человека.

б)    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.

в)    учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

г) умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

3.     Регулятивные:

а)   учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

б)   учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

в) прогнозировать ситуацию будущих событий.

4. Личностные:

а)   знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

б) признание ценности здоровья своего и других;

в) чувство гордости за российскую химическую науку;

г)    личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

витамины, гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

Учащийся  должен знать: основные определения – витамины, гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз; классификацию витаминов; роль витаминов в организме человека, правила приготовления пищи, обеспечивая наиболее полное сохранение витаминов. 

Учащиеся должны уметь: давать характеристику водорастворимых и жирорастворимых витаминов; анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности проявления основных признаков заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме; грамотно следовать инструкциям и нормам потребления витаминов,


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, оборудование для демонстрации опыта, наборы фруктов и овощей, поливитаминные синтетические препараты, мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина “ Биология. Человек.8 класс»


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Добрый день!

Прошу садиться.

Начинаем наш урок.

Сядем ровно, не сутулясь,

За осанкою следим.

Постороннее забудем.

Всё уроку посвятим.


  1. Изучение новой темы.


Учитель:

  • «Мал золотник, да дорог».

Так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах.

Определение что называется витаминами, вы попробуете сформулировать сами в конце урока, после рассмотрения темы.

А начнём мы с истории открытия витаминов.


  • История открытия витаминов.

Как вы думаете, а как давно человек знаком с витаминами?

Оказывается всего лишь 130 лет.

В настоящее время витамины широко используются человеком, и мы уже не представляем, что каких-то 130 лет назад общество страдало от страшных заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме, и что самое страшное, не знало, как бороться с этими заболеваниями.


Как же происходило открытие витаминов. (слайд 2)

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И. Луниным. В 1881 году он провёл оригинальный эксперимент на белых мышат. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причём в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Учёный предположил, что существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Изучение витаминов было продолжено польским врачом и биохимиком Казимиром Функом. (слайд 3) В 1911 году ему удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (палированным) рисом. Год спустя он же придумал и название витамин - от латинского "vita" - "жизнь" или «виталис» - животворный.


  • Обозначения витаминов.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита: A, B, C, D … по мере их открытия и цифрами.

Некоторые образуют целые группы, например витамины группы В. Для того, чтобы было понятно о каком витамине идёт речь, и порядок его открытия внизу справа ставят цифру, например: В1, В2 и т.д. Кроме буквенного и цифрового обозначения каждый витамин имеет своё название. (слайд 4)

В настоящее время известны 13 витаминов, абсолютно необходимых человеку. При этом нужно очень небольшое их количество. Оно составляет от нескольких микрограммов (витамин В12) до нескольких десятков миллиграммов (витамин С).


Принято различать водо- и жирорастворимые витамины. 

К водорастворимым относятся аскорбиновая кислота (витамин С) и витамины группы В - тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6), витамин В12 (кобаламин), ниацин (витамин РР), фолацин (фолиевая кислота), пантотеновая кислота и биотин; к группе жирорастворимых - витамины А, В, Е и К (поступают в организм в составе жиросодержащих продуктов, и для их всасывания необходимо присутствие жира).

В организме, как правило, нет запаса витаминов. Однако витамины В12 и витамин А могут накапливаться в печени в значительных количествах.

Витамины поступают в организм вместе с пищей растительного (овощи, фрукты) и животного происхождения (мясо, молоко, рыба).


  • Самостоятельная работа учащихся с учебником (с.195-197) и др. источниками. (слайд 5)

В каких продуктах содержатся и какую функцию выполняют в организме витамины?


Ответы учащихся дополняет учитель:
Учитель: Витамин А .Свое буквенное обозначение он получил за то, что стал первым открытым витамином. Еще в 1913 году его описали сразу две независимые группы ученых.

В продуктах питания представлен в двух видах: в виде ретинола в продуктах животного происхождения и в виде каротина в растительных продуктах.

В чистом виде ретинол - это кристаллическое вещество светло-желтого цвета, хорошо растворяется в жире. Неустойчив к действию кислот, ультрафиолету, кислороду воздуха.

Каротин – ненасыщенный углеводород, оранжево-желтый пигмент, находится в плодах, листьях цветков, имеющих соответствующую окраску.

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды. Всего известно порядка пятисот каротиноидов.

Наиболее известным каротиноидом является бета-каротин. Он является провитамином витамина А (в печени он превращается в витамин А в результате окислительного расщепления). В организме человека он откладывается в печени, сердце, нервной ткани, костном мозгу, семенниках, яичниках, коже, особенно в стопах и ладонях. Исключительно важным фактором усвоения каротина является наличие в кишечнике желчи, поэтому у маленьких детей он усваивается хуже, чем у взрослых.

Витамин А оказывает влияние на развитие организма, в том числе процессы роста и формирования скелета, на сохранение молодости, состояние эпителиальной ткани, ночное зрение, входит в состав зрительного пигмента родопсина.


Учитель: Витамин D был открыт в 1922 году.


Учитель: Заболевания, вызванные избыточным потреблением витаминов, получили название гипервитаминозов. (слайд 6)

Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.

  • Витамин А – поражение печени, судороги, неровное дыхание, способствует отложению солей в суставах,

  • Витамин D – вызывает отравление,

  • Витамин К - вызывает отравление и может привести к чрезмерной свёртываемости крови,

  • Витамин РР – вызывает зуд кожи.

  • Избыток витамина В и С вреда не причиняет, их излишки выводятся из организма через органы выделения.



Состояние организма, связанное с частичным недостатком витаминов в организме, называют гиповитаминозами.

Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям.

Отсутствие или недостаток в организме какого-либо витамина – авитаминоз.


  • Учащимся предлагается пройти тест.


ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?» (слайд 7)

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет


ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ. (слайд 8)


За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов


0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни


Недостаток витамина А.

Учитель: Куриная слепота, или другими словами гемералопия - это расстройство зрения, выражающееся в ослаблении или неспособности видеть предметы при сумеречном и ночном освещении. Обычно она возникает в результате неполноценного питания.


Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему «слепота куриная»? (слайд 9)


Учитель: Это название связано с тем, что курицы начисто лишены способности видеть в темноте. Эта особенность куриного зрения заставляет их, едва лишь наступит вечер, собираться в кучку и засыпать.
В дореволюционной России заболеваемость куриной слепотой носила массовый, эпидемический, характер и наблюдалась чаще всего в весенне-летние месяцы среди сельского населения и в войсках.

Термин «куриная слепота» неточен, так как при этом заболевании не происходит полной потери зрения при недостаточном освещении. Однако больные в сумерках видят гораздо хуже людей, не подверженных ей.
В большинстве случаев гемералопия возникает из-за недостатка в организме витамина А, который необходим для сохранения зрения при сумеречном свете.

В сетчатке глаза расположены два вида периферических отростков светочувствительных клеток: колбочки и палочки. Колбочки сосредоточены вокруг центра сетчатки и функционируют только при ярком свете. Их роль заключается в различении цветов и мелких предметов. Палочки почти не функционируют днем. Они дают возможность различать предметы в сумерках. Они содержат светочувствительный пигмент - родопсин, который обеспечивает нормальное зрение при тусклом свете.

У большинства людей переход к ночному зрению занимает до 30 минут.

При болезни куриной слепоте люди не только не видят предметы, находящиеся вдалеке, и не различают их чёткие очертания, но они также дольше адаптируются к ночному освещению, что представляет опасность при управлении автомобилем в данное время суток. (слайд 10) Водитель видит фары приближающегося автомобиля так же хорошо, как и большинство людей, но, проехав мимо, ему необходимо больше времени, чтобы снова привыкнуть к темноте, и сначала он различает только предметы, находящиеся вблизи.

Нередко с ослаблением зрения наблюдается и пониженное цветоощущение; особенно плохо различается синий цвет. Некоторые больные, наряду с этим, видят тёмные пятна или тени на фиксируемых предметах, цветные пятна, особенно при переходе из темноты на свет. Недостаточное питание организма объясняет нередкое появление куриной слепоты в виде повальной болезни в казармах, на кораблях, в пансионах, а в России, кроме того, во время великого поста.


Недостаток витамина D.

Учитель:

Рахит заболевание, довольно широко распространенное у детей первых двух лет жизни. Он известен с давних пор и упоминался еще в трудах учёных, живших до н.э. Клиническое и патологоанатомическое описание рахита дал английский ортопед Ф. Глиссон в 1650 году, с его лёгкой руки некоторое время рахит называли «английской болезнью»: английское название rickets произошло от древнеанглийского wrickken, что означает «искривлять», а Глиссон изменил его на греческое rhachitis (позвоночник), поскольку именно позвоночник при рахите значительно деформируется. (слайд 11)

В начале 20-го века наш соотечественник И.Шабад обнаружил, что рыбий жир трески — эффективное средство для профилактики и лечения рахита. В 1920 году американский исследователь Мелланби установил, что активным действующим веществом в рыбьем жире является жирорастворимый витамин. Двумя годами позже был открыт этот витамин — витамин D. Рахит встречается повсеместно, но особенно часто — у жителей северных стран, где отмечается нехватка солнечного света. Дети, рожденные зимой, болеют рахитом чаще и тяжелее.


Недостаток витамина С.

Учитель:

Цинга (синоним скорбут, латинское scorbutus) — болезнь, вызываемая острым недостатком аскорбиновой кислоты в организме человека (витамин C).


Симптомы Цинги:

Вся беда в том, что вещество, известное нам как витамин С и впервые выделенное и синтезированное лишь в 1932 году, не образуется в организме приматов (и высших тоже – то есть человеческом). В этом смысле птицам или, скажем, червям повезло гораздо больше – они получают аскорбиновую кислоту из углеводов, например, глюкозы, а вот человек может обогатить свой организм данным соединением лишь из потребляемой пищи, причем, при полном прекращении поступления витамина С с продуктами питания через 4-12 недель развивается цинга. 

Учащийся вслух зачитывает описание болезни.

«Кратко путь от первых симптомов до летального исхода этой коварной и опасной болезни можно описать так: сначала появляется вялость, упадок сил и истощение, десны становятся рыхлыми, на них появляются язвы, зубы расшатываются и выпадают. Затем жертв цинги терзает боль в мышцах из-за постоянных в них кровоизлияний, появляются подкожные гематомы, больной впадает в состояние апатии и тяжелой депрессии, в конце концов, у истерзанного диареей тела отказывают лёгкие и почки – тогда смерть не заставляет себя ждать. Но эта краткость только кажущаяся: болезнь длится недели и месяцы, не оставляя человека в покое даже на непродолжительное время забытья, дремоты». 

Учитель: Симптомы цинги определяются участием витамина С в целом ряде важнейших биохимических процессов: 

      * Он обеспечивает проникновение глюкозы – главного питательного субстрата в клетки тканей и органов. Нет глюкозы? Развивается истощение и упадок сил. 
      * Он участвует в образовании соединительной ткани (коллагена). Нет коллагена? Разрыхляются десны, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся ломкими и кровь через них легко проникает в ткани и органы, возникают гематомы и кровоточивость. 
      * Без него невозможно образование серотонина – гормона удовольствия. Нет серотонина – нет удовольствия – депрессия и апатия. 
      * Он необходим для нормального функционирования кишечной микрофлоры, иначе развивается дисбактериоз, нарушение всасывания питательных веществ и синтеза других витаминов. Что ведет к хронической диарее и ещё большему истощению. 

Нарушение вышеперечисленных биохимических процессов влекут за собой выпадение огромного числа других, снижается иммунитет и появляется анемия. Причина смерти, чаще всего – кровоизлияние в жизненно важный орган (лёгкое, почка) или нарастающая сердечная недостаточность.


Учитель: я предлагаю вам померить на себя образ историка и путешественника-мореплавателя и продолжить рассказ об этом заболевании (о цинге). (слайд 12)


Выступают учащиеся – один в костюме историка, другой в костюме мореплавателя – путешественника.


Причины Цинги:

Историк: Цинга является самым широко известным авитаминозом с длинной и крайне печальной историей, ведь до 18 века люди даже не подозревали об истинных причинах болезни, и на протяжении столетий она оставалась загадочным смертельным недугом, полностью окутанным пеленой тайны. Особенно буйствовала цинга в среде заключенных, бедняков, жителей севера и моряков, где питание было скудным. Данный контингент в силу различных жизненных условий вынужден был довольствоваться хлебом и долго хранящимися продуктами, в которых с течением времени оставалось всё меньше и меньше биологически активных веществ. Основой рациона моряков вообще были консервы, а о свежих овощах и фруктах они могли только мечтать.


Путешественник-мореплаватель: Вот почему «тихий убийца» прозванный «морским скорбутом» буквально «выкашивал» ряды отважных путешественников во времена первых кругосветных мореплаваний. Так, из 160 членов экспедиции Васко да Гамы в 1497 году к берегам Индии, до конечного пункта назначения доплыло менее 60 человек. Путешествие вокруг Земли адмирала Джорджа Энсона в 17 веке закончилось не менее трагически: из 2 тысяч человек команды вернулась лишь половина, причём в боях командир не потерял ни одного солдата – причиной стала цинга. Длительный недостаток витаминов оказался опаснее и сильнее оружия любого врага. 

Историк: шотландский врач Д. Линд проводил эксперименты среди больных цингой: часть больных получали апельсины и лимоны. Таким образом, была установлена предположительная причина возникновения заболевания – дефицит некоего витамина, которым особенно богаты цитрусовые. В 1753 году Линд опубликовал результаты своего клинического испытания в «Трактате о цинге», но поверили ему в то время немногие.


Путешественник-мореплаватель: В числе тех немногих, кто поверил, был капитан Джеймс Кук, который в конце 18 века, прямо на своём корабле заготавливал еловое пиво с сахаром – в еловой хвое содержится немало витамина С. Помимо елового пива, Кук загружал свои трюмы квашеной капустой – ещё одним источником аскорбиновой кислоты.


Историк: Историки медицины достаточно точно подсчитали, что за период 1600-1800 гг. от этой тяжелой «корабельной» болезни погибло около миллиона моряков. Это превышает человеческие потери во всех морских сражениях того времени. На материке цинга была распространена с 16 века и наблюдалась, как правило, в изолированных скоплениях людей (тюрьмах, удаленных поселках), а её массовые вспышки фиксировались в периоды войн, в осажденных крепостях. 

Учитель: С внедрением в сельскохозяйственную отрасль культуры картофеля эпидемии цинги постепенно сошли на «нет», ведь этот продукт в ежедневном рационе питания способен активно предотвращать гиповитаминоз С, так как содержит значительное количество аскорбиновой кислоты. Яркую картину того, как от цинготного истощения погибает достаточно большая группа людей, можно увидеть в произведении выдающегося американского писателя и общественного деятеля Джека Лондона «Ошибка Господа Бога». (слайд 13) Оно было написано в 1911 году, ещё до того, как было неопровержимо доказано, что цинга вызывается дефицитом витамина С и ничем другим. В рассказе нет слова «витамин», но перечитывая описание мук и спасения в виде порции свежего картофельного сока, удивляешься, насколько точно Джек Лондон понимал причину цинги – какое-то вещество, которого не было, и быть не могло в консервированных продуктах. И это совершенно естественно, ведь работа польского ученого Казимира Функа, где впервые был введён сам термин, вышла немного позже. 

Считается, что с ХХ века и по настоящее время эпидемии цинги не встречаются, о чём можно прочитать в любой книге о витаминах и связанных с ними заболеваниях. Однако болезнь еще свирепствовала в дальневосточных, сибирских и северных «трудовых лагерях» СССР 1933-1953 гг. Об этом свидетельствовали бывшие заключенные ГУЛАГа, жевавшие еловые ветви и пившие настои и отвары кедрового стланика, когда цинга уносила миллионы жизней.


Физкультминутка (упражнения для глаз). (слайды 14-18)


  • Витамины А, С и Е являются антиоксидантами. (слайд 19)

Учитель: Есть предположения, что они (витамины А, С и Е) обладают удивительными свойствами. Они способны защитить мозг, артерии, замедлить процесс старения, предотвратить сердечные заболевания, рак и все «прелести» 21 века. Эти заявления базируются на том, как антиоксиданты действуют на содержащиеся в организме человека свободные радикалы – нестабильные молекулы внутри клеток тела. Они реагируют с другими молекулами, забирая у них электрон, чтобы атом снова стал стабильным. Когда молекула теряет атом, она сама становится свободным радикалом – цепная реакция запущена. Обычно организм самостоятельно справляется с этими агрессорами, но если их становится слишком много, они могут повреждать клетки, что приводит к ужасным последствиям. (слайд 20) Но антиоксиданты, в частности витамины А, С и Е, нейтрализуют свободные радикалы, предотвращая разрушение клеток.


  • Работа в импровизированной лаборатории.

Демонстрация действия антиоксидантов (того, на сколько хорошо витамин С борется со свободными радикалами). (слайд 21)

Для демонстрации приглашается один из учащихся по желанию и под комментарии учителя проводит опыт.

Учитель: Мы можем убедиться как витамин С очищает наш организм (наши клетки) от чужеродных веществ, скапливающихся в нашем теле. Так как наш организм на 70% состоит из воды, то будем считать, что этот стакан воды – наш организм. Помещаем несколько зёрен простого риса (клетки тела), добавляем несколько капель йода, выступающего в качестве активного актиданта (создавая искусственное загрязнение). Всё перемешиваем. Посмотрим, какие изменения будут происходить в нашем организме, если он подвержен агрессивному воздействию внешней среды. Что я имею ввиду, например, самое простое: мы выходим на улицу и дышим загрязнённым воздухом, это курение, алкоголь, это физические перегрузки и пр. Итак, мы видим, что наш организм уже достаточно зашлакован, наши клетки (органы) получили очаги поражения. А теперь посмотрим, какая реакция будет протекать при добавлении витамина С. Для ускорения реакции мы его измельчаем в порошок и высыпаем в стакан с водой. Видите как быстро антиоксидант витамин С справляется с агрессивной средой – произошла быстрая реакция осветления. Витами С выступает в роли уборщика свободных радикалов, тем самым предотвращая поражение наших клеток и тканей. Витамин С – защита организма от воздействий окружающей среды.


Учитель: Вопрос как сохранить витамины в продуктах важен для всех, как для тех, кто придерживается правильного питания, так и для других людей, наверное, особенно для них.


  • Так как же сохранить витамины в продуктах?

Сообщение учащихся:

1. Не покупайте овощи и фрукты большими партиями, чтобы хранить их длительное время, особенно это касается тёплого времени года. Знайте, что фрукты и овощи через 3 дня после того, как они были собраны и если хранились при комнатной температуре, то теряют уже до 50%, содержащегося в них витамина С, а если в холодильнике, то до 30%.

2. Многие витамины быстро разрушаются под воздействием прямого солнечного света, поэтому продукты лучше хранить в тёмном месте.

3. Есть витамины, которые разрушаются под воздействием кислорода. Поэтому хранить продукты следует в закрытой таре или упаковке. Фрукты, овощи и другие продукты лучше хранить в целом виде, а нарезать перед употреблением.

4. Самый мощный убийца витаминов - жарка продуктов. Самый оптимальный вариант приготовления пищи с точки зрения сохранности витаминов - это приготовление её на пару. Запечённые овощи и фрукты содержат почти первоначальное количество витаминов.

Но даже при варке необходимо придерживаться определённых правил:

- варите продукты в посуде из нержавеющей стали, эмалированной или стеклянной. Не нужно пользоваться другими видами посуды, особенно алюминиевой или медной. Также не подходит эмалированная посуда, на которой имеются какие-либо повреждения эмали;

- не нужно варить продукты очень долго, так как чем больше продукт варится, тем больше витаминов в нём разрушается. Поэтому при варке сложных блюд из нескольких ингредиентов кладите продукты по очереди, рассчитывая время их приготовления отталкиваясь от времени окончания варки;

- витамин С является водорастворимым витамином, поэтому овощи (или фрукты) при варке кладите в кипящую воду, а не в холодную и это позволит сохранить значительную часть витамина;

- нужно следить за тем, чтобы продукты не контактировали с воздухом при варке и витамины, содержащиеся в них не окислялись, то есть нужно, чтобы все продукты были покрыты водой, а кастрюля была плотно закрыта крышкой, которую без необходимости открывать не стоит;

- варка должна быть на слабом огне;

- помешивать нужно как можно реже.

- большие потери витаминов происходят при варке под давлением, например в скороварке. Если вы хотите приготовить полезную еду, откажитесь от этого способа.


Учитель:

В осенне-зимний период основным источником витамина С служат замороженные ягоды. (слайд 22) Чтобы замороженная ягода максимально сохранила витамины, важно правильно размораживать — не нагревать, а просто высыпать тонким слоем на тарелку, добавить немного сахара и оставить при комнатной температуре. Кстати, черную смородину при этом лучше не разминать, а кушать целой, потому что в оболочке этой ягоды находится фермент, разрушающий аскорбиновую кислоту (аскорбатоксидаза). Этот фермент есть еще в кабачках и огурцах, поэтому салаты из этих овощей не должны стоять долго («исходить соком»).

(слайд 23) Еще есть один продукт, особенно важный зимой, который используют для обогащения витамином С организма в зимний период, это квашеная капуста, ведь при природном квашении количество витамина С в ней увеличивается. Квашение (но не маринование) - отличный способ сохранения витаминов.

А вот домашние соки, которые мы кипятим перед консервацией, теряют полностью витамин С, поэтому лучше свежевыжатый сок сразу замораживать в стаканчиках. И, конечно же, «живой» аскорбиновой кислоты вы не найдете в варенье и повидле длительной варки.


Незаменимым продуктом на нашем столе, «вторым хлебом», как мы его называем, является картофель. Как сохранить максимально витамины в этом продукте?

(слайд 24)

- Картофель лучше варить в кожуре или в «мундире»: в нём сохраняется больше витаминов, чем при варке его в очищенном и нарезанном виде.

Так, картофель, сваренный в кожуре, сохраняет до 75% витамина С и 40% всех витаминов.

- Не стоит сразу много готовить картофельного супа, так как он теряет половину полезных веществ уже через несколько часов, а с каждым часом их будет только меньше.

- Не нарезанный картофель при замачивании в воде в течение 12 часов теряет 9% аскорбиновой кислоты, а нарезанный - до 50%.


Учитель: Основные рекомендации относительно того, как сохранить витамины в продуктах мы рассмотрели, а уж пользоваться ими или нет - решать Вам. Но самой главной рекомендацией я считаю то, что при каждом удобном случае обязательно нужно есть свежие овощи и фрукты.


Учитель: Иногда для предупреждения авитаминозов, повышения устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, уменьшения действия на организм неблагоприятных факторов необходимо повышенное употребление витаминов, которое не может быть обеспечено за счёт обычного пищевого рациона. Для этого промышленность выпускает специальные препараты, содержащие витамины. (слайд 25) Наиболее распространены поливитамины, представляющие набор из нескольких отдельных витаминов.


  1. Закрепление.


  • Выполнение задания на интерактивной доске (мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина “ Биология. Человек.8 кл.»)

Распределить продукты питания и витамины в них содержащиеся.


  • Тест "Что вы знаете о витаминах".


Выбрать один вариант ответа. (слайд 26)

  1. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

А) С

Б) В

В) А

Г) D

  1. При инфекционных заболеваниях повышают норму витамина С, потому что он

А) уничтожает яды, выделяемые микробами

Б) уничтожает яды, выделяемые вирусами

В) защищает от окисления ферменты, ответственные за синтез антител

Г) является составной частью антител

  1. Чёрный хлеб является источником витамина

А) С

Б) В

В) А

Г) D


Выбрать три варианта ответа.

  1. Потребность в витаминах у человека увеличивается

А) в период беременности и кормления ребёнка грудью

Б) при инфекционных заболеваниях

В) при отсутствии инфекционных заболеваний

Г) при небольших физических нагрузках

Д) при тяжёлых физических нагрузках

  1. Заболевания, вызванные отсутствием необходимого витамина

А) грипп

Б) холера

В) цинга

Г) рахит

Д) куриная слепота

  1. Витамин РР

А) участвует в процессе обмена кальция и фосфора

Б) без него нарушается процесс образования гормонов надпочечников

В) его отсутствие приводит к куриной слепоте

Г) необходим в организме для протекания окислительно - востановительных

процессов

Д) его недостаток вызывает заболевания кожи – на ней появляются язвочки

Учитель: Итак, дайте определение термину «витамины».

Витамины - это органические биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, действующие в ничтожно малых количествах.


Учитель: Каким образом связана русская пословица «Мал золотник, да дорог» с темой урока?


  1. Домашнее задание. (слайд 27)

Стр. 194 – 197, вопросы на стр.198.

Самооценивание.

Выставление оценок.


Учитель: А закончить сегодняшний урок я бы хотела следующим стихотворением:

Без витаминов жить нельзя!
Они – надёжные друзья.
Они спасают от болезней: 
Простуды, гриппа и цинги.
Нет ничего вкусней, полезней,
Чем апельсины, яблоки.
Когда мы бегаем, иль ходим,
Физически мы устаём,
И тут на помощь к нам приходит
Веществ полезных батальон.
Надеюсь, я Вас убедила,
И Вы, идя в торговый зал,
Вдруг вспомните о витаминах,
И купите продуктов вал.


(слайд 28)

Я напоследок Вам желаю
Болезней никогда не знать!
(Да, говоря о витаминах,
Что ещё можно пожелать?!)

(«Про витамины» Наталья Шматко)


Урок закончен. Всего доброго!


















Список литературы.


1.Вакуленко, В.В.: Целительная сила витаминов и минералов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

2.Кристофер Хоббс, Элсон Хаас, Витамины для «чайников», - М.: Диалектика, 2005

3.Смирнов М.И., Витамины , - М.: Медицина, 1974

4. Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/д: "Феникс", 2000, 320 с.

5. И.И. Матутис «Витамины и антивитамины»,1975 «Сов. Россия», 245с.

6. Тюренкова И.Н. «Растительные источники витаминов», Волгоград 1999 год, 45с.
7. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», М.: «Медицина» 1983 год,129с.

8. Большая советская энциклопедия. 2003 эл. ресурс.




Интернет – ресурсы.


http://www.allwomens.ru/4431-vsyo-samoe-vazhnoe-o-vitaminax-i-avitaminoze.html

http://www.authorstream.com/Presentation/zavodchikova-1438685/

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=484199

http://dalinsaat.net/kak-soxranit-vitaminy-v-produktax/

http://kakievitaminy.ru/zdorove/kak-soxranit-vitaminy-v-produktax

http://www.referat.ru/referat/vitaminy-29999

http://www.5.km.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!