СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. "Ода на день восшествия..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

знакомство с личностью  М.В.Ломоносова;

знакомство с литературным наследием ученого-реформатора и особенностями его творчества;

формирование навыков выразительного чтения;

воспитание художественного вкуса .

 

Просмотр содержимого документа
«"М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. "Ода на день восшествия..."»

М.В.Ломоносов .Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…»

М.В.Ломоносов .Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…»

Задание 1. Прочтите на экране многочисленные заслуги человека. Кто он? Как звали россиянина, который воплощал в себе все эти качества?

Задание 1. Прочтите на экране многочисленные заслуги человека.

Кто он?

Как звали россиянина, который воплощал в себе все эти качества?

       -  первый русский учё - ный - естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он  вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение близкое к современному и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его теория тепла во многом предвосхитила современ-ное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле.  Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и эконо-мики.  Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.  Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

-  первый русский учё - ный - естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он  вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение близкое к современному и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его теория тепла во многом предвосхитила современ-ное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. 

Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и эконо-мики. 

Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. 

Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

"Он был первым нашим университетом", 

или почему Михаил Ломоносов homo universalis?

Задание 2. Прочтите отзывы о Михаиле Ломоносове известных российских персон. Прочтите словарную статью. Что вы уже можете сказать о Ломоносове? 

"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Александр Пушкин

"Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего пренесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народных за необозримый горизонт столетий".

Александр Радищев, писатель

Универсальный человек, энциклопедист — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям. 

Формально говоря, понятия «универсальный человек» (лат. homo universalis), «энциклопедист» могут относиться к кому-либо, кто много знает (так трактует, например, словарь Владимира Даля), но такой характеристике в современном языке более соответствует термин «эрудит».

Философский энциклопедический словарь. 

Задание 3. Прочитав статью о Ломоносове и отзывы о нем Пушкина и Радищева, ответьте, какие из утверждений соответствуют авторской позиции писавших: 

1) Пушкин ценил в Ломоносове его просветительскую деятельность, для Радищева были важнее заслуги Михаила Васильевича в науках. 

2) Радищев отмечает, что Ломоносова запомнят скорее как писателя и реформатора русского языка; Пушкин ставит в заслугу Михаилу Васильевичу создание первого университета. 

3) В статье "Би-би-си" отмечается, что заслуги Ломоносова в области просвещения, создания Академии наук и университета выше, чем поэтические. 

4) В статье "Би-би-си" цитируются как слова Пушкина, так и отзыв Радищева. 

5) Слова Радищева о заслугах Ломоносова противоречат утверждениям статьи о поэтической ценности стихотворений Михаила Васильевича. 

6) И Пушкин, и статья "Би-би-си" отмечают несомненную заслугу Ломоносова при создании университета, для Радищева же важнее писательский талант Михаила Ломоносова. 

7) В статье отмечается, что Ломоносов преуспел и в создании мозаик в России, и в открытии атмосферы Венеры, и в создании Московского университета и Академии наук, и в написании гениальных од. 

О́ДА ( греч. ᾠδή — песнь) — торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне. Оды Ломоносова, Петрова, Державина и других поэтов 18 века были патриотическими произведениями, однако воспевание монархии составляло существенную их особенность.  Квятковский А. П. Поэтический словарь Задание. Ответьте на вопросы.  1) Каким стилем написана ода? 2) Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование?

О́ДА ( греч. ᾠδή — песнь) — торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне. Оды Ломоносова, Петрова, Державина и других поэтов 18 века были патриотическими произведениями, однако воспевание монархии составляло существенную их особенность. 

Квятковский А. П. Поэтический словарь

Задание. Ответьте на вопросы. 

1) Каким стилем написана ода?

2) Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование?

Задание 11. Заполните кластер по итогам урока, внеся в него только новую информацию, что вы узнали о жизни и творчестве Михаила Ломоносова. 

Задание 11. Заполните кластер по итогам урока, внеся в него только новую информацию, что вы узнали о жизни и творчестве Михаила Ломоносова. 

Задание 11. Заполните кластер по итогам урока, внеся в него только новую информацию,  что вы узнали о жизни и творчестве Михаила Ломоносова. 

Задание 11. Заполните кластер по итогам урока, внеся в него только новую информацию,

что вы узнали о жизни и творчестве Михаила Ломоносова. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!