СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, прикладываю ссылку на видео-урок: М. Ю. Лермонтов "Бородино"

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов "Бородино"»

Конспект урока литературы в 5 классе
Автор:
Гольева Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Медвенская СОШ»

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

  • закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;

  • развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

  • воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Планируемые результаты

Предметные: освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его.

Метапредметные:

  • Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование работы;

  • Познавательные: использование различных источников информации;

  • Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать и вести диалог

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.

Форма урока: комментированное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова, беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.

Оборудование: текст произведения, компьютер, проектор, интерактивная доска, тематическая презентация, дидактический материал.

Сценарный план урока.

Да, были люди в наше время…
Богатыри — не вы!

I. Организационный этап.

Приветствие “Здравствуйте!”

Обучающиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Обратите внимание на доску.

Да, были люди в наше время…
Богатыри — не вы!

- Вам знакомо это предложение? Откуда выдержка?

- Запишем в тетрадь первую часть темы сегодняшнего урока: М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

- С чем связано название стихотворения?

- Конкретизируем тему: Историческая основа…

- В выдержке из текста есть слово «богатыри». Кто это такой, где мы встречали это слово?

- Завершим формулировку нашей темы: …и патриотический пафос стихотворения.

Тезаурус

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Пафос – подъем, воодушевление.

- Каковы наши задачи на сегодняшний урок?

III. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости нации?

- Ребята, а вы не знаете, чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло?

- Сколько лет прошло с того времени?

- Но почему стихотворение носит такое название?

- В России есть три поля ратной славы: Куликовское, Прохоровское и Бородинское. Все они с эпохальными битвами и сражениями.

- Обратимся к нашим историкам за информацией.

Историческая справка

1 ученик:  12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.

2 ученик: Не сбылось пророчество Наполеона: "Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее:" Ему пришлось признать: "Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми". Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую".

- Обратимся к истории создания этого стихотворения. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном. В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I. Стихотворение «Бородино» было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года, в 1837 году, и впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник» уже после смерти А. С. Пушкина. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался неоднократно в своем творчестве: сначала «Поле Бородина», затем «Бородино», «Воздушный корабль», «Последнее новоселье».

– Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?

(ученики высказывают предположение о том, что поэт интересовался историей, слышал рассказы очевидцев и участников Отечественной войны 1812 года. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении)

IV. Первичное усвоение новых знаний. Постановка проблемного вопроса.

- Обратимся к тексту стихотворения. Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу – «дяде». Кто это, по-вашему?

(Бабушка Лермонтова снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина. Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности. А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя. В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать». Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу. Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино»)

Постановка проблемных вопросов:

1. Соответствует ли литературный образ образу реальному образу дяди-дворянина?
2. Почему русские солдаты названы богатырями?

- На данные вопросы ответите по окончании урока.

- Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

- От какого лица он ведет повествование?

- Какой вопрос волнует молодого человека? Почему?

- Какие интонации слышатся в вопросе?

Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? Найдите в тексте? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

- Есть ли у собеседника ответ на этот вопрос?

(Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы)

- Что об этом говорят страницы истории?

- Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

- Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле”. Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

-Как характеризует русского солдата эта фраза? “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

- А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.

- Каков настрой русской армии, каков французской? Чем это объясняется?

(В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др)

- Нужно ли солдату перед боем напутственное слово или призыв? Кто обращается к солдатам?

- Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой, герой).

- Каков смысл слов «умремте ж под Москвой»?

(Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это)

- Кто же это безымянный командир?

(Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле. Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова – это урок и завещание потомкам)

- Что является кульминацией стихотворения? (описание самой битвы)

(Кульминация -  наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами)

- И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов).

- Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”, звуки орудий).

- Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну, ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

- С какой цель автор использует такой прием?

С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой - показывает, что участник Бородина заново переживает бой. Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

- Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

- Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

- В чем особенность структуры стихотворения? Почему совпадает начало и конец? Какова цель автора?

(Кольцевая композиция - события в произведении начинаются и заканчиваются фактически в одной и той же точке)

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Следует подчеркнуть, что строфы повторяются не буквально, в завершающей строфе старый солдат отдает дань памяти и уважения всем защитникам страны: «Могучее, лихое племя: богатыри».

V. Первичная проверка понимания.

- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

(Первая строфа стихотворения - это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)

- Что собой представляет остальная часть стихотворения?

(Рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый.)

- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).

- Что дает такая форма речи? Почему автор выбирает такую форму организации повествования, как диалог, а не монолог? Почему право рассказывать о событиях войны 1812 года автор доверяет простому солдату, а не военачальнику?

- Как вы себе представляете дядю - героя, от лица которого ведётся рассказ?

- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).

- Какой он был? Обратите внимание на его речь.

(«ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке»)

- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).

- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).

- Почему солдат употребляет слово "мы" 20 раз, а слово "я" 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).

- Чем объясняется победа русских?

(Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!" Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: "Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус". Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам: Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой". Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!")

- Можно ли стихотворение М. Лермонтова «Бородино» можно назвать балладой?

(Баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания)

- Итак, мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы - богатыри.

VI. Первичное закрепление.

- Отечественной войне 1812 года посвятили свои произведения русские художники, поэты и писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.

– Вспомните, какое произведение русской литературы на тему войны 1812 года вы изучали? Как удалось автору в аллегорической форме представить события русской истории?

(Речь идет о басне И. А. Крылова «Волк на псарне». В аллегорической форме баснописец представил Наполеона, который вместе со своей армией был загнан в самую глубь России и побежден)

Задание: Рассмотрите тематические иллюстрации.

В. В. Верещагин. “ На большой дороге. Отступление, бегство...”
И. И. Прянишников. “В 1812 году”.
С. В. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином».
Ф. Рубо «Бородинская битва» (фрагмент)

- Какое общее чувство объединяет полотна художников и стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Работа в группах:

Группа 1. Задание: По иллюстрации (или лексическому значению) определите название. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).

  • разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии.

  • станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия;

  • колющее оружие, насаживаемое на конец ствола военного ружья, винтовки;

  • высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем;

  • военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела;

  • укрепление на поле боя;

  • стоянка войск под открытым небом;

  • оружие булатной стали, обладающая высокой прочностью и упругостью, из нее изготавливали холодное оружие исключительной стойкости и остроты;

  • солдаты конных полков;

  • люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы;

(Картечь. Лафет. Штык. Кивер. Мундир. Редут. Бивак. Булат. Улан, драгун. Басурманы)

Группа 2. Задание: Поясните выдержки из текста.

«Мы долго молча отступали…» 
(упоминание о первом этапе войны – отступлении русской армии, о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском)

«Ворчали старики: / «Что ж мы? На зимние квартиры»? 
(по правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах)

«Забил заряд я в пушку туго»
( солдат, рассказывающий о событиях, был артиллеристом. Работая над иллюстрацией учебника, учителю необходимо сказать, что артиллерист, забивающий снаряд, должен был выходить из укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам. Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск во время Бородинского сражения)

«Уж мы пойдем ломить стеною»
(во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй и становились живой стеной)

«Два дня мы были в перестрелке. / Что толку в этакой безделке? / Мы ждали третий день» (военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа. Само сражение произошло 26 августа, то есть на третий день. В устах старого солдата выражение «Мы ждали третий день» звучит со сказочной интонацией, именно на третий день у богатырей происходили решающие битвы с врагами)

Группа 3. Задание: Укажите художественное средство.

  • “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

  • “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

  • “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

  • “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

  • “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

(Метафоры. Эпитеты. Олицетворение. Сравнение. Гипербола)

Информация для записи (знакомство с новыми художественными средствами):

– В отрезках «ликовал француз», «тих был наш бивак открытый» использован такой художественный прием, как антитеза. Она помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения («ликовал француз», но «тих был наш бивак открытый»)?

- Описывая нашествие французов, автор использует звукопись (повторение определенных согласных и гласных звуков).

Аллитерация: Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Ассонанс: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!

- Помимо того, используется и синекдоха: “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”. Это прием, основанный на замене целого на часть.

- Можно и отыскать анафору (единоначатие строк):

Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито…

Дополнительное задание:

– В каком значении употреблено слово «друг»?

Подберите синоним к слову «изведал» в строчке «Изведал враг в тот день немало».

- Кого объединяет слово «наш»?

– С помощью какого сравнения передает автор вселенский масштаб этого сражения?

(Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы не раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово «наш» объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ. «Земля тряслась – как наши груди; / Смешались в кучу кони, люди» – эти строки образно передают масштаб кровопролития, заставляют вспомнить о фольклорном образе земли: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались» (сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»). «Сырая земля» упоминается в эпизоде гибели полковника («…сражен булатом, он спит в земле сырой»)

VII. Рефлексия.

1. Ответы на проблемные вопросы:

- Соответствует ли литературный образ образу реальному образу дяди-дворянина?
- Почему русские солдаты названы богатырями?

2. Составить кластер

Богатырь:

Мужество - присутствие духа в опасности.
Храбрость - отсутствие страха.
Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
Удаль - безудержная, лихая смелость.
Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.

- Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать. 26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов – истинный патриот.

3. Прием «Закончи предложение»:

- Это стихотворение помогло мне понять (убедиться, осознать, почувствовать…)

Выставление отметок.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Общее: выучить стихотворение наизусть.

Индивидуальное: Решить тест по произведению.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!