СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения.

Цели урока:

Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой.

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения.»


Тема урока:

М.Ю. Лермонтов «Бородино». История создания стихотворения. 5 класс

Образовательная цель

формирование духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и чувством патриотизма через изучение стихотворения

М. Ю. Лермонтова «Бородино», развитие критического мышления пятиклассников через осмысление поэзии исторической тематики М.Ю. Лермонтова

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

-дает личностную оценку гражданскому патриотизму и героизму русского народа в контексте изучаемого произведения «Бородино», а также дает оценку историческому событию (ЛР 1);

-устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы (МР: (ПУД6);

-определяет тему и основную мысль произведения

- находит основные изобразительно-выразительные средства;

- объясняет свое понимание исторической проблематики произведения;

-использует различные речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;

-определяет тему и основную мысль стихотворения «Бородино» (ПР);

- воспринимает текст стиха через историю создания произведения и историческое событие, положенное в основу стихотворения (ПР);

- осознанно воспринимает стихотворение через прослушивание аудиозаписи и осознанное чтение произведения(ПР);

- анализирует и истолковывает стихотворение как жанр поэзии исторической тематики (ПР);

- понимает художественный текст и поддерживает беседу по содержанию стихотворения (ПР).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.


Организуют свое рабочее место, контролируют готовность к уроку

Выполняет нормы и требования школьной жизни (ЛР)

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Чтение эпиграфа на слайде

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Практическая работа: заполнение кластера:

- Что мы знаем и чего не знаем о Бородинском сражении?

- Во время какой войны произошло это сражение?

- Какова дата этого события?

-Какие два значимых сражения можем назвать в этой войне?

-Какие произведения написаны о Бородинском сражении?

- Какие произведения вами прочитаны?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие произведения художественной литературы по данной теме вам знакомы?

В чем значимость Бородинского сражения?

Какое исторически важное событие

произошло в 1812 году в истории нашего государства?

Почему М.Ю.Лермонтов обратился к данной теме?

Кого из героев этой войны вы можете назвать?

Почему Лермонтова вдохновляют герои Бородинского сражения?

Кого называют героями?







Фронтальные ответы


Запись в тетради даты и названия исторического события






Запись в тетради лексического значения слова «герой»







Понимает вопросы и поддерживает беседу(ПР)









Дает оценку историческому событию

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Где мы можем узнать ответы на данные вопросы?

Прослушивание аудиозаписи стихотворения

Какое впечатление на вас произвело данное стихотворение?


Чтение с остановками

Практическая работа: заполнение таблицы

Сколько строф в данном стихотворении?


Историческая справка

Строфа

Бородинское сражение произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. После поражения под Смоленском русская армия отступала к Москве.

3 строфа


 3 сентября   у села Бородино на заранее избранной позиции главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. Русская армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия:135 тысяч человек и 587орудий.

4 строфа


До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

Строфа 6


В течение 6 сентября две армии готовились к главному сражению

Строфа 7


На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение

Строфа 8


Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. Французам удалось их захватить, но они потеряли много людей и орудий.  Сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13




Аналитическая беседа по тексту стихотворения

Что для вас стало новым открытием?

Какие противоречия появились после прочтения текста?

Что подтвердило Ваши гипотезы?

Какому событию посвящено данное стихотворение?

Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

От чьего лица ведется рассказ о сражении?

О чем сожалеет рассказчик и что его радует?

 


Прослушивают аудиозапись стихотворения.

Высказывают свои впечатления по первичному восприятию.


выделяют строфы

(13 + 1 повторяющаяся)


Заполняют таблицу, работая с текстом стихотворения и исторической справкой















Отвечает на вопросы

фронтально










.


Осознанно воспринимает стихотворение через прослушивание аудиозаписи

Использует различные речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей


Осознанно воспринимает стихотворение через осознанное чтение произведения(ПР)










Устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы


Понимает художественный текст и поддерживает беседу по содержанию стихотворения (ПР)


Определяет тему и основную мысль произведения

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Практическая работа: заполнение кластера

-Что теперь мы знаем о Бородинском сражении?

Обобщающая беседа:

-Удалось ли Лермонтову в своём стихотворении отобразить главное – народный дух?

-Какие основные ценности можем выделить в стихотворении?

Работа со средствами выразительности: заполняют таблицу

Прочитайте наиболее выразительные, с вашей точки зрения, строки или строфы. Как поэт передаёт напряжённость обстановки перед решающим боем?

Какими средствами изображает стремительность, жестокость битвы?

Практическая работа: составление синквейна (по выбору)

Бородинское сражение

1.Сражение

2. Кровопролитное, значимое

3.Готовится, сражается, сожалеет

4. Гордость за подвиг русских солдат

5. Сражение между русскими и французскими войсками показало, что французов можно бить и остановить

Грозная сеча

1. Битва

2. Беспощадная, рукопашный

3. Пролетели, смешались, визжала

4. Подвиг русских солдат в сражении

5. Отчаянная битва не во имя победы, а во имя Родины



Фронтально






Выделяют основные ценности и заполняют кластер




Называет изобразительно-выразительные средства









Составляют синквейн

Дает личностную оценку гражданскому патриотизму и героизму русского народа в контексте изучаемого произведения «Бородино», а также дает оценку историческому событию




Находит основные изобразительно-выразительные средства

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА















Смоленское

Бородинское

Россия: М.И.Кутузов

Франция: Наполеон




Произведения данной тематики и их авторы



И.А.Крылов А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Волк на псарне» «Полководец» «Бородино»










Скачать

© 2015 800 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!