Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. | Организуют свое рабочее место, контролируют готовность к уроку | Выполняет нормы и требования школьной жизни (ЛР) |
Чтение эпиграфа на слайде Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов Практическая работа: заполнение кластера: - Что мы знаем и чего не знаем о Бородинском сражении? - Во время какой войны произошло это сражение? - Какова дата этого события? -Какие два значимых сражения можем назвать в этой войне? -Какие произведения написаны о Бородинском сражении? - Какие произведения вами прочитаны? Работа с таблицей Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Какие произведения художественной литературы по данной теме вам знакомы? | В чем значимость Бородинского сражения? | Какое исторически важное событие произошло в 1812 году в истории нашего государства? | Почему М.Ю.Лермонтов обратился к данной теме? | Кого из героев этой войны вы можете назвать? | Почему Лермонтова вдохновляют герои Бородинского сражения? | Кого называют героями? | | | Фронтальные ответы Запись в тетради даты и названия исторического события Запись в тетради лексического значения слова «герой» | Понимает вопросы и поддерживает беседу(ПР) Дает оценку историческому событию |
Где мы можем узнать ответы на данные вопросы? Прослушивание аудиозаписи стихотворения Какое впечатление на вас произвело данное стихотворение? Чтение с остановками Практическая работа: заполнение таблицы Сколько строф в данном стихотворении? Историческая справка | Строфа | Бородинское сражение произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. После поражения под Смоленском русская армия отступала к Москве. | 3 строфа | 3 сентября у села Бородино на заранее избранной позиции главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. Русская армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия:135 тысяч человек и 587орудий. | 4 строфа | До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут. | Строфа 6 | В течение 6 сентября две армии готовились к главному сражению | Строфа 7 | На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение | Строфа 8 | Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. Французам удалось их захватить, но они потеряли много людей и орудий. Сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. | Строфа 13 | Аналитическая беседа по тексту стихотворения Что для вас стало новым открытием? Какие противоречия появились после прочтения текста? Что подтвердило Ваши гипотезы? Какому событию посвящено данное стихотворение? Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано? От чьего лица ведется рассказ о сражении? О чем сожалеет рассказчик и что его радует? | Прослушивают аудиозапись стихотворения. Высказывают свои впечатления по первичному восприятию. выделяют строфы (13 + 1 повторяющаяся) Заполняют таблицу, работая с текстом стихотворения и исторической справкой Отвечает на вопросы фронтально | . Осознанно воспринимает стихотворение через прослушивание аудиозаписи Использует различные речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей Осознанно воспринимает стихотворение через осознанное чтение произведения(ПР) Устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы Понимает художественный текст и поддерживает беседу по содержанию стихотворения (ПР) Определяет тему и основную мысль произведения |
Практическая работа: заполнение кластера -Что теперь мы знаем о Бородинском сражении? Обобщающая беседа: -Удалось ли Лермонтову в своём стихотворении отобразить главное – народный дух? -Какие основные ценности можем выделить в стихотворении? Работа со средствами выразительности: заполняют таблицу Прочитайте наиболее выразительные, с вашей точки зрения, строки или строфы. Как поэт передаёт напряжённость обстановки перед решающим боем? Какими средствами изображает стремительность, жестокость битвы? Практическая работа: составление синквейна (по выбору) Бородинское сражение 1.Сражение 2. Кровопролитное, значимое 3.Готовится, сражается, сожалеет 4. Гордость за подвиг русских солдат 5. Сражение между русскими и французскими войсками показало, что французов можно бить и остановить Грозная сеча 1. Битва 2. Беспощадная, рукопашный 3. Пролетели, смешались, визжала 4. Подвиг русских солдат в сражении 5. Отчаянная битва не во имя победы, а во имя Родины | Фронтально Выделяют основные ценности и заполняют кластер Называет изобразительно-выразительные средства Составляют синквейн | Дает личностную оценку гражданскому патриотизму и героизму русского народа в контексте изучаемого произведения «Бородино», а также дает оценку историческому событию Находит основные изобразительно-выразительные средства |