СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучшая профориентационная практика

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал рекомендован для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Лучшая профориентационная практика»

 

МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»















Лучшая профориентационная практика


« Биология в мире современных профессий»














Автор:

учитель биологии Курденкова Е.Е.








г. Моршанск, 2024

Лучшая профориентационная практика 

 

1.Название инновационной профориентационной практики

« Биология в мире современных профессий»

2.Формат и условия реализации

Формат - Урок

Условия реализации:

  • Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;

  • создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей по данному направлению;

  • создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);

  • вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.


3.Инициаторы практики

МБОУ «СОШ №1 ( с углубленным изучением отдельных предметов)»

4.Концепция практики

Концепция профориентационной работы направлена на создание профориентационной системы, располагающей потенциалом, необходимым для развития у детей и подростков мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности.

4.1 Актуальность

Перед каждым человеком ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. В связи с этим профориентация не просто должна помогать молодым людям выбирать профессию, востребованную на рынке труда, но и научить самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей жизни. Здесь происходит содействие процессу профессионального становления молодых людей, формируя мотивацию выбора сферы профессиональной деятельности, помогая определению путей получения профессионального образования и будущей карьеры. При этом нужно учитывать, что накопленный в условиях плановой экономики научно-практический и методический опыт профориентации оказывается лишь частично адекватным рыночным отношениям и не может быть некритически перенесен в современные условия. В связи с этим становится необходимой разработка методик и технологий профориентационной работы непосредственно опирающихся на «философию» рыночных отношений; готовящих молодежь к эффективному поведению на рынке труда. В условиях свободного рынка труда профессиональная ориентация молодежи является не столько учебным, сколько развивающим процессом. Иными словами, профориентация носит ярко выраженный мировоззренческий характер. Это означает, что учащиеся должны не просто освоить предлагаемый материал, а «освоиться» в нем, сделать его частью своего субъективного опыта. Эта задача может быть решена только при широком использовании активных методов обучения.

Разработана презентация, подобраны фрагменты видеофильмов, буклетов позволяющих структурировать материал, сделать его более наглядным, а значит, и повысить мотивацию наших старшеклассников.

Сегодня у молодых людей есть доступ к практически любой интересующей информации, благодаря сети Интернет, СМИ и телевидению они узнают о новых профессиях, различных условиях труда. Однако, как признаются сами школьники, это больше поверхностные данные, дающие лишь теоретическое представление о работе.

Подобные мероприятия усиливают воспитывающую роль трудового обучения, повышают эффективность профессионального просвещения.

4.2 Цель и задачи профориентационной практики

Цель: познакомить учащихся с содержанием деятельности и профессиональными качествами представителя типа «человек – природа».

Задачи:

- оказать помощь в профессиональном самоопределении и становлении личности учащихся;

- расширение представлений о новых профессиях на рынке труда, формирование

информационного пространства

- сформировать потребность к изучению, осознанию и развитию интересов и личностных особенностей, связанных с выбором профессий;

- совершенствовать умение работать в коллективе.



4.3 Целевая аудитория

 7-8 классы

4.4 Социальные партнеры

 -


4.5 Ведущие идеи

Реализация целостной системы профориентационной работы в образовательной среде

4.6 Методика реализации

Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе:

  • Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).

  • Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.

  • Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

  • Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Старшие подростки (7-8 классы) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»


4.7 Формируемые компетенции

Профориентационная компетентность — это способность построения собственного профессионального маршрута с учётом индивидуальных интересов, склонностей и возможностей подростка.

Она включает в себя следующие компетенции:

  1. Личностная зрелость: сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений.

  2. Владение информацией об успешном самоопределении: полнота и дифференцированность знаний о профессиях, специфике будущей профессии, знание своих индивидуальных особенностей и путей развития профессионально важных качеств.

  3. Активность субъекта в процессе профессионального самоопределения: знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление профессионального выбора, наличие обоснованного профессионального плана, осознание предстоящих трудностей и наличие тактики их преодоления.


4.8 Описание практики


 Данное мероприятие – это возможность для молодежи получения знаний в области профессии, показа разнообразия специальностей, а главное, оказание помощи определиться в выборе своей будущей профессии.

В ходе встречи учащиеся, задают и получают ответы на волнующие их вопросы о профессии, состояние рынка труда, потребностях экономики в квалифицированных кадрах, разнообразии специальностей одной профессии, с виды производства, требования предъявляемые к человеку, профессиональных качествах, содержание и перспективы развития, формах и условиях их получения, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. На занятии рассматриваются актуальные вопросы формирования профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, по итогам, которого ребята самостоятельно могут осуществить профессиональный выбор, поскольку они готовы в полной мере осознать все стороны своей будущей профессии.

Такая форма является коммуникационным процессом между целевой аудиторией и организацией, при этом формируя профессиональную компетентность и мобильность, умения быстро приспосабливаться к изменяющимся социально-профессиональным условиям, овладевать новыми технологиями и информацией о профессиях.







Литература


  1. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2000г. – 334с.

  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

  3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.

  4. Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения: Методические материалы / Под ред. Н. В. Афанасьевой. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. – 144с.

  6. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2008. – 101 с.

  7. Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков М.: МГППУ, 2006. - 320с.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!