СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логико – смысловые модели как эффективный инструмент обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логико – смысловые модели как эффективный инструмент обучения.»

Логико – смысловые модели как эффективный инструмент обучения.

Учёные доказали, что объём научных знаний постоянно увеличивается, что ставит

перед педагогом современной школы важнейшую задачу модернизации собственной

педагогической деятельности на основе принципов обучения: (Слайд 2)



. В свою очередь обучающиеся современной школы должны усвоить

большой объём учебного материала за ограниченный период времени, что влечёт за собой

огромную нагрузку на процессы механического запоминания. Современный педагог должен

суметь решить данное противоречие (№3)



Как добиться эффективного усвоения учебного материала без повышения нагрузки на механизмы памяти. Как научить многому быстро? Как за то же время научить большему?

Один из путей решения проблемы – создание насыщенной наглядности через визуализацию учебного материала.

Одним из ведущих приемов мы выбрали элемент дидактической многомерной технологии В.Э.Штейнберга - ЛСМ (№6).

Логико-смысловые модели (ЛСМ) - обладают универсальностью, т.е. могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин, в любых учебных заведениях, в работе с учащимися различных возрастных групп, а также во многих сферах

человеческой деятельности.



Необходимо отметить, что одни ученики лучше усваивают материал, когда он написан на доске или помещен в книге, вторые – когда его объяснят устно, третьим –необходимо все сделать самостоятельно. Если материал представлен в одномерно-вербальной форме, то зафиксировать его в памяти смогут только ученики с хорошими способностями. А в классах присутствуют дети с ОВЗ, которые требуют особого подхода при обучении.

Актуальным выступило то, что многомерная дидактическая технология

позволяет: (№8 в виде ЛСМ)

 организовать знакомство учащихся с основными принципами

построения логико-смысловых моделей и возможностями

рациональной работы с учебным материалом;

 содействовать формированию у учащихся таких ключевых

компетенций, как: умение рационально мыслить, умение учиться,

умение перерабатывать информацию, коммуникативное умение;

 активизировать познавательную деятельность учащихся;

 формировать положительную познавательную мотивацию к учебной

деятельности.



- Как правильно сконструировать ЛСМ?

Конструирование моделей:

 в центр будущей системы координат помещается объект: тема,

проблемная ситуация и т.п.;

 определяется набор координат – «круг вопросов» по теме, в число

которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи

изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы

изучения;

 определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой

координаты;

 опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах- осях,

начиная от центра в логической последовательности в соответствии с

их содержанием.

Таким образом, формируется системное представление знаний в виде многомерного смыслового пространства.



2. Работая с детьми, разного уровня подготовки, появилась идея апробировать элементы данной технологии на уроках русского языка. Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность

И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. (Мозговой)

Мы хотим Вам представить один из приемов работы со словарными словами в начальной школе, используя ЛСМ.


Изначально логико-смысловые модели составлялись только учителем. (фото) На

уроках ученики знакомились с этими моделями, учились их читать и

применять при выполнении различных заданий (фото). Затем стала

предлагать ученикам задания по завершении логико-смысловых моделей (фото). На следующем этапе мы планируем вместе создавать их.

ЛСМ можно использовать на этапе актуализации и проверки знаний.

При изучении нового материала иногда предлагаем готовую модель,

которая помогает сосредоточить внимание учащихся на ключевых понятиях. Также сокращается время на изучение теоретических сведений, что позволяет больше внимания уделить

отработке практических навыков.

Можно создавать логико-смысловые модели в процессе изучения темы

вместе с учениками.(фото) Ученики обсуждают основные вопросы и проблемы,

ищут пути решения проблем, обсуждают возможности применения

материала в практической деятельности, с интересом выполняют задания.

На доске коллективно продолжают заполнение модели.(фото)

Использование логико-смысловых моделей эффективно и на этапе

закрепления или контроля знаний, так как помогает закрепить смысловую

информацию по теме. Обобщая тему, на этапе контроля ученикам

предлагается заполнить модель полностью.(фото)





Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-

рационализаторский, поскольку данная технология уже применяется отечественными

педагогами на практике в различных областях знаний.

Новизна педагогического проекта заключается в использовании элементов данной технологии

на уроках русского языка при работе со словарными словами.



Введение

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.(в № 8)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!