СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люблю природу русскую. Зима. Обобщение по разделу

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок прививает любовь к родной природе, воспитывает чувство прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Люблю природу русскую. Зима. Обобщение по разделу»

Обобщение к разделу

«Люблю природу русскую. Зима».


Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.


Оборудование: выставка книг, аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», листки с кроссвордами.


1. Организационный момент и постановка цели урока.


- Расшифруйте пословицы

(Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга)


-О чём эти пословицы? (О зиме, явлениях природы зимой)

-Сегодня мы повторим стихи русских поэтов, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима», почитаем другие стихи о зиме и посоревнуемся в знаниях. Сформируем три команды: 1ряд – команда «Снеговик», 2 ряд – команда «Мороз», 3 ряд – «Ёлочка». За правильные ответы и выполненные задания все получают жетоны, а потом подведём итоги и выявим команду – победителя.


2. Изучение темы.


-Во вступительной статье к разделу «Люблю природу русскую. Зима» мы прочитали разговор мальчиков о приходе зимы и о том, как поэты изображают её в своих стихах. Вспомним, откроем учебник с.188. Вслух читают 2 ученика.

( Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год.

-Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков.

-Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются.

-Правильно. Но стихи – это не только созвучие строк. В них обязательно должны быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.)


Белая вата Скатерть бела

Летит куда-то. Всё поле одела.
На землю ложится –

Тепла боится.

- А эти загадки являются ли стихами? Почему? (Рифмуются строки: вата – куда-то, ложится – боится, бела - одела)

3.Игровые задания на повторение материала

А). Задание командам: соедини фамилию автора и название произведения


С.Есенин «Светло-пушистая снежинка белая…»

С.Михалков «Дело было в январе»

А.Барто «Чародейкою зимою…»

Ф.Тютчев «Зимним холодом пахнуло»

И.Бунин «Берёза»

К.Бальмонт «Новогодняя быль»


- О первом снеге мы прочитали в стихах И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима. (Чтение наизусть стихотворения Акима «Первый снег»)

– Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное, ликующее, торжествующее? Почему? (Все рады зиме).

-С чем сравнивается выпавший снег в стихотворении? (с платком пуховым).

-Какой он первый снег? (лёгкий, новый, имеет вкус и запах, прикорнул на фонаре)

-С. 191, посмотрите на последний куплет стих. «Снежинка», с чем сравнивается снежинка? (со звездой кристальною). Какая она, дайте определения? (смелая, чистая, белая)

(Стихотворение И.Бунина «Зимним холодом пахнуло» читает наизусть Ян Д.)

- С чем сравнивается здесь выпавший снег? Какие небеса?

(Стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» читает Ринат В.)

-Какой здесь лес?

(С.Есенин «Берёза»наизусть) –Какая берёза? А заря?

-Для чего используют поэты в своих стихах такие определения – эпитеты и сравнения? (чтобы мы могли ярче представить зимние картины).

- Какой ещё приём использует автор для яркого изображения зимы? (С.(Олицетворение. Представляет природу в образе живого существа)


Б).Задание командам: вставь пропущенные эпитеты в строчки стихотворений.

.«Белый снег ……в воздухе кружится

И на землю тихо падет, ложится» (пушистый, Т.Суриков)


«Светло-пушистая снежинка белая,

Какая……, какая ……» (чистая, смелая, К.Бальмонт)


«А по двору метелица ковром ……стелется,

Но больно холодна» (шелковым, С.Есенин)


«И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в ……..огне» (золотом, С.Есенин)


«Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, ……., ……. жизнью он блестит» ( немою, чудной)


«Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов.

Легла ……… коврами

Среди полей, вокруг холмов» (волнистыми, А.С.Пушкин)


В). Соедини метафоры-сравнения с зимним явлением природы:

«пелена» лёд на реках

«белый пушок» снежинки

«волнистые ковры» сугробы

«дворцы изо льда» снег на солнце

«мосты ледяные» верхушки деревьев в снегу

«алмазы, жемчуг, серебро»

«белая косынка»

«модный паркет»


-А сейчас послушаем ребят, которые выучили стихи и найдём в них литературные приёмы – олицетворения, сравнения, определения, которые помогают ярче представить картины зимы. (С.Есенин «Берёза», «Зима», «Мороз – живописец», «В нашем городе зима». Чтение стихов наизусть; нахождение олицетворений, эпитетов, сравнений, определение настроения в стихотворениях)

(Прослушивание аудиозаписи «Времена года» П.И.Чайковского)

-Какими строчками вы озвучили бы эту музыку?

-Какие явления природы зимой она изображает?


Зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, придумывали образные сравнения – эпитеты зимним явлениям природы.

Зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собою морозы да вьюги. (Стих. «Поёт зима, аукает» С.Есенина) Тяжело приходится животным зимой и мы должны им помогать. А как? (подкарм. птиц, вывеш. кормушки) Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги.

В холодные вьюги, в голодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге! (Юрий Кушак)

Физкультминутка.


4. Кроссворд о главном зимнем празднике:

1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)

2. Что за художник на окна нанёс

Ветви, деревья и заросли роз? (мороз)

3. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица (ветер)

4. Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь лежим, в мороз бежим,

Уж такой у нас режим (лыжи)

5. На первую ступеньку

Встал парень молодой

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой

6. Белое покрывало всю землю одевало (снег)

7. О чём говорится в стихотворении Д. Хармса:

«Я шёл зимою вдоль болота

В галоше, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронёсся кто – то

На металлических крючках» (коньки)

8. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял свой вес

И, наконец, совсем исчез (календарь)


Учитель: Читаем хором слово – ключ (Новый год).

Это любимый зимний праздник с подарками и новогодней ёлкой.

Традиция наряжать ёлку на Рождество и Новый год уходит в древние времена и связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. Ветки яблонь, вишен и слив заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, и поэтому предпочтение было отдано вечнозелёным растениям. Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи и, чтобы задобрить их, развешивали принесённые дары. В Германии с 16 века стали развешивать звёзды и свечи. Позже появились игрушки в виде шаров (как солнце), в Скандинавии снежинки, звёзды, фигурки делали из соломы (чтобы способствовать урожаю).

Вот и мы нарядим ёлочку шарами, только повесят их те, кто расскажет нам стихотворение о зиме и новогоднем празднике.

(Дети читают стихи, развешивают шары, 1ряд – синие, 2 ряд – красные, 3 ряд – зелёные.)

Ходят ёлки по одной, ходят парами,

Тротуаром, мостовой и бульварами.

Скоро, скоро Новый год! Вся с иголочки

К вам придёт и к нам придёт гостья – ёлочка!

Дело было в январе, стояла ёлка на горе,

А возле этой ёлки бродили злые волки.

Вот как – то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год попасться в лапы волку?

Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки, повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат –

Обманули волка. Дело было в январе

Подумал волк, что на горе украшенная ёлка! (А.Л.Барто)

Е.Найдёнова «Зимний гость»

Мы весной его не встретим, он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям он приходит каждый год.

У него румянец яркий, борода как белый мех,

Интересные подарки приготовил он для всех.

С Новым годом поздравляя, ёлку пышную зажжёт.

Ребятишек забавляя, встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем, мы большие с ним друзья,

Но поить горячим чаем гостя этого нельзя!


В.Донникова «На катке»

Блестят коньки, блестит каток, пушистый снег искрится.

Надень коньки свои, дружок, попробуй прокатиться!

Пускай тебя щипнёт мороз – смотри – не испугайся,

Пусть заморозит он до слёз – ему не поддавайся.

Не отступай, скользи вперёд,- лети быстрее птицы!

Мороз сердитый отстаёт от тех, кто не боится!


Наступает Новый год.

Что он людям принесёт?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанье сбудется,

Чего б он ни хотел!


5. Подведение итогов

-Стихи каких русских поэтов мы сегодня читали?

-Какие стихи вам понравились больше всего? Почему?

-Какие приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние картины? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

-Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? (бодрое, задорное, весёлое)

6.Дом. задание: сказка «Два мороза» с.198 – 202


7.Награждение победителей.

Мне хочется поблагодарить всех за хорошую работу и вручить небольшие сувениры – новогодние шары с символом наступающего года.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!