СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный салон "С любовью к женщине..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие направлено на формирование чувства уважения к женщинам, к людям старшего поколения, желания перенять их жизненный опыт, следовать их нравственным принципам.

Просмотр содержимого документа
«Литературный салон "С любовью к женщине..."»



Литературный салон «С любовью к Женщине…» ( учащиеся 9, 10 классов)


(В.Г. Распутин. "Женский разговор". ( 10 классе) 

Цели : 
Воспитывающая. Способствовать формированию чувства уважения к людям старшего поколения, желания перенять их жизненный опыт, следовать их нравственным принципам. Формирование умения видеть и ценить в людях не только внешнюю, но и внутреннюю красоту. 
Развивающая. Способствовать формированию эстетического вкуса, развитию интереса к произведениям мировой живописи.

Виды деятельности: выразительное чтение наизусть, работа с прозаическим текстом, устное рисование, участие в беседе, пересказ текста, словарная работа. 
Обучающая. Знакомство с новым произведением современной литературы. Формирование навыков анализа прозаического текста.

Оформление. 
Эпиграф:

Каждая женщина - это событие,
Вечная тайна и счастье открытия…
Юрий Полисский


Презентация с использованием иллюстраций женских портретов известных художников: Леонардо да Винчи "Мона Лиза", Ф.С. Рокотова "Портрет А.П. Струйской", В. Гау "Н.Н. Пушкина", А. Г. Венецианова "На пашне. Весна", И.П. Аргунова "Портрет неизвестной в русском костюме", Б.М. Неменского "Машенька. Сестры наши", К.С. Петрова-Водкина "Мать" и др. Портрет В.Г. Распутина. 
Выставка с произведениями В.Г. Распутина.

Словарная страничка
Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. 
Нравственный - относящийся к внутренней духовной жизни человека.

Целомудрие — строгая нравственность, чистота.

Лидер - глава, руководитель; тот, кто идет первым.

Устои - крайние опоры моста. 

Ход мероприятия .
1. Звучит песня на стихи Заболоцкого Н. "Зацелована, околдована..." 
Учитель Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня здесь собрались те, кто действительно любит искусство: литературу, живопись, хорошую музыку…И накануне международного женского дня – праздника Весны, любви, речь у нас пойдёт, как вы думаете, ребята, о ком? Конечно, о женщинах. Каждый из вас на эту нашу встречу пришёл с какими ожиданиями., поделитесь, пожалуйста, ими ( Учащиеся делятся со своими ожиданиями)

Будем надеяться, что ваши ожидания оправдаются, и вы действительно сегодня в нашей гостиной увидите и узнаете много интересного и познавательного, обогатите свой духовный мир, покажете своё умение выразительно читать и рассуждать.

I. Слово учителя. …Женщина…Мать… Сестра… Жена…. Сколько добрых, проникновенных, возвышенных строк посвящено Женщине. О женской красоте, красоте не только лица, тела, но и, прежде всего, души, характера спеты тысячи песен, сложены тысячи стихотворных строк, написаны драмы, поэмы, романы. 
Вспоминаются героини пьес Александра Островского (Лариса из «Бесприданницы», Катерина из «Грозы»), милый образ Татьяны Лариной из "Евгения Онегина", Наташи Ростовой из "Войны и мира" и многие-многие другие. 
Женскими образами любовались и художники, скульпторы. Рисуя портрет милой женской головки, художник пытался запечатлеть не только красоту, плавность линий, но и красоту, глубину внутреннего мира героини. 
Почти 500 лет назад великий Леонардо да Винчи написал загадочную Мону Лизу. Многие поколения бились над загадкой этого образа. До сих пор эта таинственная улыбка, этот взгляд из глубины веков завораживает нас. 
В 18 веке знаменитый художник Ф.С. Рокотов написал портрет Александры Петровны Струйской. Близкий к семье Струйских князь И.Л. Долгорукий очень нежно отзывался о ней: "Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности".

Позже, в XX в., Николай Заболоцкий напишет замечательные строки об этом образе в стихотворении "Портрет". 
(Ученица 1 читает наизусть стихотворение.) 

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953

# А теперь перенесёмся в 19 век и обратимся к работе русского художника-портретиста Владимира Ивановича Гау (1816—1895) "Н.Н. Пушкина".

Сообщение ученицы 2. Пушкинский идеал - это смиренная, простая и тихая Татьяна Ларина, сумевшая стать безупречной светской дамой, сохранив все обаяние чистой души. 
Она была нетороплива, 
Не холодна, не говорлива, 
Без взора наглого для всех, 
Без притязаний на успех, 
Без этих маленьких ужимок, 
Без подражательных затей... 
Все тихо просто было в ней, 
И он нашел такой образ и в жизни, встретив Наталью Николаевну Гончарову, о которой современники говорили: "Главную прелесть Натальи составляло отсутствие всякого жеманства и естественность... Все в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши". Не эти ли черты запечатлел художник на своем полотне? Взглянув на портрет, нельзя не вспомнить пушкинские строки:
Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец. 

# Сообщение ученика: «Гордую осанку, силу духа, величественную стать мы видим на женских портретах Венецианова, Аргунова. И нам приходят на память некрасовские строки из поэмы "Мороз, Красный нос". ( Чтение наизусть отрывка из поэмы). 

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

II. Слово учителя. И вот наступает кризисный XX век. Век революций, войн. Жестокий век. И опять взоры писателей, поэтов художников с надеждой устремляются к образу женщины, как к символу милосердия, вечной любви, сострадания. Художник Борис Михайлович Неменский, автор произведений на темы Великой Отечественной войны, в 1956 году с благодарной памятью создаёт картину "Машенька. Сестры наши". Обратите внимание : сколько душевных, физических сил, сколько мужества у этой хрупкой девушки. 
Многим бойцам помогло выжить в мясорубке войны женское сердце, умеющее верить, любить и ждать, несмотря ни на что. 
(Ученик читает стихотворение Ильи Эренбурга "Так ждать...) – Андреев Евгений.

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

1912


III. Сообщение ученицы. И, конечно, во все времена художники слова и кисти обращаются к самой главной миссии, от рождения данной женщине - материнству. 

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!

Обратите внимание на картину Петрова-Водкина "Мать". Сколько тревоги в ее глазах, боли за будущее своего ребенка в этом жестоком мире. Чем живет сердце матери? О чём она думает день и ночь? ( Ученица 3 читает стихотворение А. Яшина "Молитва матери".) 

МОЛИТВА МАТЕРИ

В комнате матери нет иконы,

Она не бьет никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном

Не отвешивает поклоны.

Но светлую эту молитву

Мы видим в ее глазах,

Она звучит в ее голосе

Денно и нощно.


Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе,

Око недремлющее,

Голос мягкий, отходчивый, ласковый,

Руки крепкие, незлобивые,—

Очень трудно матерью быть!


Не власти прошу,

Не за деньги стою.

Вдохни, Сердобольная, в грудь мою

Столько любви и силы,

Чтоб до могилы

На всю семью —

На мужа, на сына, на дочерь мою,—

На каждый характер хватило,

На все их сомнения

И смятения,

На спотыкания и причуды,

На завихрения

И увлечения,

На заблуждения

И остуды.


Только любовь раскрывает сердца,

Лишь перед ней отступает горе.

Мне нужно очень много любви.

Ты — Мать,

Ты меня понимаешь...

1967
! Песню

Таким матерям от имени тысяч сыновей и дочерей, умеющих понимать и ценить материнский труд, материнскую заботу, известный дагестанский и российский поэт Расул Гамзатов посвятил такие строки:

Целую, низко голову склоня,

Я миллионы женских рук любимых.

Их десять добрых пальцев для меня

Как десять перьев крыльев лебединых…



Слово учителя. Мы с вами познакомились с шедеврами живописи, с удивительными строками поэзии, посвящёнными женщине.

- Что же веками вызывает восхищение человека, что заставляет его преклоняться перед женщиной. ( Женственность, доброта, теплота, сердечность, обаяние чистой души.) 
- И именно эти ценности женской души пытаются передать другим поколениям мастера слова, кисти. Именно эти качества составляют нравственное величие женщины. 


IV. Теперь перенесёмся в современность: Конец XX - начало XXI века. Так обозначим мы следующую страницу.

Какая ты, наша современница? Попробуйте нарисовать портрет сегодняшней женщины. Что выходит на первый план сегодня? (стремительность, занятость, добытчик в семье...) 
Слово учителя.
Мы отличаемся от своих предшественниц. Вы можете сказать, что время другое, что другая жизнь, другие идеалы. Но разве может выйти из моды женственность, доброта, отзывчивость, умение понять чужую боль, разве может быть немодным слово нравственность (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). 
В творчестве современных писателей находит отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение нравственности под воздействием цивилизации; противостояние национальных традиций духовности и воинствующего цинизма. Об этом писали в своих произведениях Виктор Астафьев, Юрий Трифонов, Чингиз Айтматов, Федор Абрамов.

Эти вопросы тревожат и Валентина Григорьевича Распутина. В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. Назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец,о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.


3. -Сегодня перед нами еще один рассказ Распутина "Женский разговор", который вышел в 1997 году. 
-Расскажите о той ситуации, которая сложилась в рассказе. Передайте коротко сюжет. 
-Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из героинь рассказа, о Вике. Она вам ближе по возрасту, по времени. Какой мы ее видим? 
-Обратите внимание на имя (Виктория (от греческого "победа")). 
-Чтобы лучше понять героиню, дайте ей речевую характеристику. Отложило ли время свой отпечаток на речь Вики. 
("Затаенная какая-то" - это заметно и по ее речи. Говорит мало, фразы короткие, говорит нехотя, ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе). 
-А бабушка Наталья? Какой вы ее увидели? Что узнали о ее жизни? 
-О чем говорит ее имя? (Наталья (от греческого "родная")). 
-Счастлива ли была Наталья в жизни? 
-Дайте речевую характеристику бабушки Натальи. 
(В речи много слов таких, какие она произносит по-своему, вкладывая в них особый, глубокий смысл) 
-Почему же Вику отправили на "перевоспитание" именно сюда, в деревню, к бабушке. 
(Деревенька, видимо небольшая..., спрятать от той жизни...). 
-И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни, разговор двух поколений. У каждой - своя точка зрения на жизнь. Инициатива в руках у бабушки Натальи. Давайте перечитаем начало их разговора. 
-Как вы понимаете состояние Вики? 
-Что она имеет в виду, говоря: "Все надоело... " 
(Переживает за себя, понимает, что поступила не так, а как надо - не знает. В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше). 
-Интересны слова бабушки: "интерес есть - скорей бы... А эти слова как вы понимаете? 
-"Да не это теперь, не это!... Что ты мне свою старину! Проходили!" - скажет Вика бабушке в ответ на ее слова о том, что потеряла частичку себя Вика в этом поступке: "Какую потрату на себя приняла!" 
-Какую же роль женщине отводит Вика в современной жизни? 
(женщина лидер, целеустремленная) 
- А сама Вика имеет цель в жизни? 
- Как же Наталья относится к таким современным взглядам на роль женщины? 
- Какими качествами должна быть наделена женщина, по мнению Натальи? Что означают ее слова: "Баба своей, бабьей породы должна быть". ( "Надо любее. Любее любой... " "Один секрет, а под ним еще двадцать пять... " " Улыбистая... " 
- Хочется Наталье, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству, к семейной жизни. Какое же у Натальи представление о любви, о замужестве? 
- Какой же была их с Семеном любовь? 
- Что составляло основу их отношений? (уважение ДРУГ к другу, внимание, забота, общая цель, сочувствие, самопожертвование) 
- Какой наказ дает бабушка своей внучке? ("Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь") 
- Как вы понимаете эти слова? 
- Важен ли этот разговор для Вики? (Для нее это начало новой, другой жизни, осознание своего "я", своего назначения на земле: "неспокойно засыпала девочка...") 
- А для Натальи этот разговор имеет какое-то значение? (Да. Рассказывая о себе, она передает свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, создает основу для дальнейшей ее жизни — устою.) 


Слово учителя. Можно по-разному относиться к конфликту, разногласиям старого и нового. Вопрос только в цене. Можно отметать старое, разрушить его ценой нравственной деградации. А можно брать самое лучшее в старом и, преобразуя его, подстраивая под современное, строить новое
- Почему этот разговор не состоялся раньше? (Почти не знали внуки свою бабушку, редко встречались с ней. Разорвана связь между поколениями, нет той связующей ниточки, по которой передаются те устои, основы нравственности.) 
- Нет связи подрастающего поколения со старым. А какого звена еще не хватает в этой цепочке: бабушка -... - внучка? 
- Где же мама? Почему о ней нет ни слова в рассказе? (Маме некогда...) 
- Пейзажные зарисовки в рассказе очень короткие. Давайте зачитаем эти строчки. Какое чувство вызвало у вас чтение этих строк? (Чувство тревоги за будущее человечества.) 

4. Вывод. Писатель ищет пути решения проблем современности в лучших чертах русского женского национального характера. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современной молодежи; утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. Кем чувствует себя человек на этой земле: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. И огромная доля этой ответственности ложится на плечи женщины. Поэтому мне сейчас хочется прочитать отрывок из письма… . который можно назвать "Гимном женщине". 
ЖЕНЩИНАМ 
Сердце матери, сердце женщины - великое сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. Кто учил вас молиться, кто все поймет и простит? - Мать, женщина. Кто вдохновит на подвиг? Возлюбленная, подруга, женщина. 
Чаще и чаще, тверже и тверже осознается теперь, что настала эра женщины, и много лампадочек женских сердец зажигаются в одиночестве, тайне, и часто в плену у мрака. Но зажжены они одним огнем - любви, Красоты материнства, женственности. 
Если бы соединиться во время этого огня? Если бы знать, что мы не одиноки, как легко и радостно воспрянет пламя наших сердец! 
Мы, женщины, все женщины, старые, молодые, матери, жены, подруги, счастливые и одинокие, если мы опоясаемся силой Любви, какая божественная сила воздвигнется, какая светлая рать ополчится против тьмы и зла на помощь всему человечеству, которое находится в небывалой еще опасности. 
Мы спасем землю, мы преобразим жизнь. 
Не надо нам в единении наших сердец собираться в клубах и собраниях, читать доклады и лекции и покидать для этого близких и дома. Нет, именно в доме понесем мы наш свет. 
Как много мы можем! Мы изгоним безобразие, пошлость из нашего обихода и позовем в гости красоту. 
Выметем сор и паутину, не только из углов дома, но и из отношений, слов, мыслей, чтобы духу было легко дышать. Подумаем не только об обеде, но и о том, чтобы не было отравы для духа, выбросим яд ссор, сплетен, пересудов и дадим смеху радости почетное место за нашим столом. 
Отправляя в дорогу или на работу, позаботимся не только о чемоданах и деньгах на расходы, но пошлем чистые благие мысли и молитвы.
Да, не пересказать сразу все возможности творчества, подвига, что лежат перед женщиной, как земля обетованная. 
( Из письма М.Н.Германовой к Е.И.Рерих.)

Может, сущность женщины и заключается в том, чтобы оставаться ею при любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию вплоть до самоотречения.

Чтец: Женщина!

Все победила она:

Боль и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Пусть продолжается праздник весны,

И ничего ей не нужно на свете, -

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.



Женщина Юрий Полисский

Каждая женщина - это событие,
Вечная тайна и счастье открытия,
Лето и осень, зима и весна.
Женщина миру в награду дана.

Каждая женщина - это явление,
Жизни бушующей благословение,
Связь поколений во все времена.
Женщина миру в награду дана.

Каждая женщина - это призвание,
Радость и горе, любовь и страдание,
Свет, пробуждающий звёзды от сна.
Женщина миру в награду дана.

Каждая женщина - это горение,
Неповторяемость и повторение,
Песней звучащая в сердце струна.
Женщина миру в награду дана…

Женщина спит и во сне улыбается.
Этой улыбкой земля наполняется,
Смысл придавая течению лет.
Каждая женщина - чей-то рассвет.







Большой разговор в литературе о людях старого и старшего поколений - это стремление осмыслить и удержать их духовный опыт, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний. 
Да, темные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! Бесконечная самоотверженность, обостренная русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому... 
Ф.А. Абрамов 

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!