СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный квест для 7 класса по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по прочитанному произведению. Нестандартная форма урока способствует пониманию содержания повести, формируются представления об эпохе и героях, их особенностях характера. Групповое выполнение испытаний учит ребят слушать мнения других, высказывать и аргументировать свое. 

Просмотр содержимого документа
«Литературный квест для 7 класса по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

Литературный квест для 7 класса по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Патриотизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»



Цель:

1.обобщение и систематизация знаний по прочитанному произведению; сформировать понимание главной идеи произведения, представление о героях и историческом времени, выделить ведущие черты людей этой эпохи;

2.развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами, умение слушать других, корректно доказывать свою позицию; развивать и совершенствовать умения работать в группе, в команде;

3.формирование вдумчивого читателя; воспитывать художественный вкус, внимательное и бережное отношение к языку, любовь к чтению.

Форма проведения: урок-квест.

Оборудование: проектор, экран, наглядность, задания на карточках, учебник литературы 7 класс, толковый словарь.

Ход урока.

Эпиграф урока:

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их… (В.Г.Белинский).

1.Орг.момент. Мотивационно-мобилизующий этап урока (5 минут):

- Дорогие ребята, ответьте на вопрос: что такое квест? (ответы детей). Учитель обобщает:

- Да, вы правы, это коллективная приключенческая игра, в ходе которой участники перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания. Если задание не выполнят, то на следующий пункт команда не попадает. Это работа команды. (на экране)

- Сегодняшний урок литературы пройдет в форме квеста. Мы с вами сегодня пройдем интересный, довольно трудный квест. Тема игры – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (экран, на котором написана тема урока): Патриотизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

2.Деление класса на две команды. За правильные ответы команда получает жетоны, в конце игры подсчитывается количество жетонов. У кого больше, та команда и выигрывает.

3.Основная часть.

Начинаем игру.

1 задание (5 минут). Работа с текстом.

- Внимательно прочитайте эпиграф. Вдумайтесь в слова Белинского. Вам нужно доказать, что это на самом деле так: Гоголь не пишет, а рисует словами. Найдите и прочитайте примеры тропов (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Подсказка на экране:

Откройте учебник литературы на стр.170 прочитайте от абзаца: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» до стр.172 до слов «…красные платки летели по темному небу».

2 задание (5 минут):

- Отгадайте, о ком из героев можно сказать: «Нет из нас никого, равного ему в доблести». Правильно, о Тарасе. Он главный герой повести, его именем названо само произведение. Ваше следующее задание: найдите в словаре определение слова «доблесть» и толкование имени «Тарас» и, проанализировав значения слов, ответьте на вопрос (на экране):

- какая связь лежит между именем героя и его характером?

3 задание (5 минут):

- Перед вами лежат стикеры в форме разных предметов и лист бумаги в форме герба. Ваша задача составить герб Остапа и Андрия – сыновей Тараса Бульбы. Подумайте, что можно включить в герб каждого из них, чтобы показать особенности характера. А потом каждая команда будет показывать и объяснять символическое значение гербов. Стикеры вырезаны в форме сердца, зеркала, оружия, украшения, бутылки, трубки, рукопожатия, креста, палицы, меча, платка.

4 задание (2 минуты):

- Следующее задание покажет, как хорошо вы запомнили воинские звания и предметы оружия запорожцев. Перед вами слова. Вы должны распределить их в две группы. 1 группа – воинские звания, 2 группа – предметы оружия.

На экране слова: палица, секира, пищаль, сотник, есаул, копье, кошевой, палаш, куренной атаман, полковник, алебарда, дубина.

5 задание (4 минуты):

- Блиц-опрос: команды отвечают по очереди, если команда не знает ответ, то отвечают соперники.

- Терпи казак, атаманом будешь. Кто автор этих слов?

- Запорожская Сечь – это…

- Степан Гуска, Кукубенко, Охрим Гуска, Бовдюг, Иван Закрутыгуба, Мосий Шило, Дегтяренко, Пысаренко и др. Кто эти люди?

- Какой город взяли в осаду запорожские казаки?

- Какие жизненные роли приходится играть Тарасу на страницах повести?

- Что такое люлька?

- Где учились сыновья Тараса?

- Мазунчик – это…

- Средний офицерский чин в казачьих войсках – это … (есаул)

- Сколько раз Остап закапывал в землю букварь, прежде чем начал учиться в академии?

- Курень – это …

- Выступая перед казаками с речью, о чем говорил Тарас Бульба? Как его характеризует эта речь?

6 задание (10 минут):

Заключительные слова повести выводятся на экран: «… Казаки живо плыли на узких двурульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, сполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».

- Воспроизведите их разговор. Они говорили о Тарасе. Вспомните всю повесть, историю жизни этого доблестного героя. Что они могут сказать о нем, как о товарище? Что они могут сказать о нем, как о защитнике Отчизны и православной веры? Что могут сказать о нем, как об отце? Что в Тарасе их восхищает? Чему бы они хотели научиться у него?

Изобразите в виде инсценировки эту ситуацию. Какие могут быть лица у казаков, как звучат их голоса.

7 задание (6 минут):

Составьте по плану итоговый текст выступления. На экране начало предложений, а вы, используя их, напишите полный текст и выступите перед нами:

- Тарас Бульба – главный герой повести, в нем Гоголь показывает лучшие качества русского человека. Такие, как _________________________________

- Основные черты характера Тараса: ___________________________________

- Для Тараса Бульбы святыми являются узы ____________________________

- В своих детях Тарас ценит __________________________________________, именно поэтому он убил _______________, потому что видел в нем ______________________________________________________. А __________

он любил и уважал за _______________________________________.

- В Запорожской Сечи его товарищи ______________________________ за __________________________________________________________________

- Последний подвиг Тараса Бульбы ____________________________________

- Враги физически его погубили, но не смогли уничтожить его _____________________________ и поэтому он погиб, как ________________

- Именно поэтому Н.В.Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете __________________________________________________________________

4.Подведение итогов, награждение победителей. Выставление оценок, получение обратной связи от участников игры.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!