Литературный квест для 7 класса по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«Патриотизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цель:
1.обобщение и систематизация знаний по прочитанному произведению; сформировать понимание главной идеи произведения, представление о героях и историческом времени, выделить ведущие черты людей этой эпохи;
2.развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами, умение слушать других, корректно доказывать свою позицию; развивать и совершенствовать умения работать в группе, в команде;
3.формирование вдумчивого читателя; воспитывать художественный вкус, внимательное и бережное отношение к языку, любовь к чтению.
Форма проведения: урок-квест.
Оборудование: проектор, экран, наглядность, задания на карточках, учебник литературы 7 класс, толковый словарь.
Ход урока.
Эпиграф урока:
Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их… (В.Г.Белинский).
1.Орг.момент. Мотивационно-мобилизующий этап урока (5 минут):
- Дорогие ребята, ответьте на вопрос: что такое квест? (ответы детей). Учитель обобщает:
- Да, вы правы, это коллективная приключенческая игра, в ходе которой участники перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания. Если задание не выполнят, то на следующий пункт команда не попадает. Это работа команды. (на экране)
- Сегодняшний урок литературы пройдет в форме квеста. Мы с вами сегодня пройдем интересный, довольно трудный квест. Тема игры – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (экран, на котором написана тема урока): Патриотизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба
2.Деление класса на две команды. За правильные ответы команда получает жетоны, в конце игры подсчитывается количество жетонов. У кого больше, та команда и выигрывает.
3.Основная часть.
Начинаем игру.
1 задание (5 минут). Работа с текстом.
- Внимательно прочитайте эпиграф. Вдумайтесь в слова Белинского. Вам нужно доказать, что это на самом деле так: Гоголь не пишет, а рисует словами. Найдите и прочитайте примеры тропов (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
Подсказка на экране:
Откройте учебник литературы на стр.170 прочитайте от абзаца: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» до стр.172 до слов «…красные платки летели по темному небу».
2 задание (5 минут):
- Отгадайте, о ком из героев можно сказать: «Нет из нас никого, равного ему в доблести». Правильно, о Тарасе. Он главный герой повести, его именем названо само произведение. Ваше следующее задание: найдите в словаре определение слова «доблесть» и толкование имени «Тарас» и, проанализировав значения слов, ответьте на вопрос (на экране):
- какая связь лежит между именем героя и его характером?
3 задание (5 минут):
- Перед вами лежат стикеры в форме разных предметов и лист бумаги в форме герба. Ваша задача составить герб Остапа и Андрия – сыновей Тараса Бульбы. Подумайте, что можно включить в герб каждого из них, чтобы показать особенности характера. А потом каждая команда будет показывать и объяснять символическое значение гербов. Стикеры вырезаны в форме сердца, зеркала, оружия, украшения, бутылки, трубки, рукопожатия, креста, палицы, меча, платка.
4 задание (2 минуты):
- Следующее задание покажет, как хорошо вы запомнили воинские звания и предметы оружия запорожцев. Перед вами слова. Вы должны распределить их в две группы. 1 группа – воинские звания, 2 группа – предметы оружия.
На экране слова: палица, секира, пищаль, сотник, есаул, копье, кошевой, палаш, куренной атаман, полковник, алебарда, дубина.
5 задание (4 минуты):
- Блиц-опрос: команды отвечают по очереди, если команда не знает ответ, то отвечают соперники.
- Терпи казак, атаманом будешь. Кто автор этих слов?
- Запорожская Сечь – это…
- Степан Гуска, Кукубенко, Охрим Гуска, Бовдюг, Иван Закрутыгуба, Мосий Шило, Дегтяренко, Пысаренко и др. Кто эти люди?
- Какой город взяли в осаду запорожские казаки?
- Какие жизненные роли приходится играть Тарасу на страницах повести?
- Что такое люлька?
- Где учились сыновья Тараса?
- Мазунчик – это…
- Средний офицерский чин в казачьих войсках – это … (есаул)
- Сколько раз Остап закапывал в землю букварь, прежде чем начал учиться в академии?
- Курень – это …
- Выступая перед казаками с речью, о чем говорил Тарас Бульба? Как его характеризует эта речь?
6 задание (10 минут):
Заключительные слова повести выводятся на экран: «… Казаки живо плыли на узких двурульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, сполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».
- Воспроизведите их разговор. Они говорили о Тарасе. Вспомните всю повесть, историю жизни этого доблестного героя. Что они могут сказать о нем, как о товарище? Что они могут сказать о нем, как о защитнике Отчизны и православной веры? Что могут сказать о нем, как об отце? Что в Тарасе их восхищает? Чему бы они хотели научиться у него?
Изобразите в виде инсценировки эту ситуацию. Какие могут быть лица у казаков, как звучат их голоса.
7 задание (6 минут):
Составьте по плану итоговый текст выступления. На экране начало предложений, а вы, используя их, напишите полный текст и выступите перед нами:
- Тарас Бульба – главный герой повести, в нем Гоголь показывает лучшие качества русского человека. Такие, как _________________________________
- Основные черты характера Тараса: ___________________________________
- Для Тараса Бульбы святыми являются узы ____________________________
- В своих детях Тарас ценит __________________________________________, именно поэтому он убил _______________, потому что видел в нем ______________________________________________________. А __________
он любил и уважал за _______________________________________.
- В Запорожской Сечи его товарищи ______________________________ за __________________________________________________________________
- Последний подвиг Тараса Бульбы ____________________________________
- Враги физически его погубили, но не смогли уничтожить его _____________________________ и поэтому он погиб, как ________________
- Именно поэтому Н.В.Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете __________________________________________________________________
4.Подведение итогов, награждение победителей. Выставление оценок, получение обратной связи от участников игры.