СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»


Предмет: литературное чтение.  

Класс:  2  

Тема урока: Н.Д.Хармс, Н.Гернет  «Очень-очень вкусный пирог».

Цель: познакомить учащихся с новым  стихотворением "Очень-очень вкусный пирог" Даниила Хармса и  Нины Гернет.

Задачи с учётом ФГОС:

Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных  и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений,  воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя,  уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД: 

  • проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

  • включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • анализировать причины успеха

Познавательные УУД:

  •    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  •    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • понимать переносное значение образного слова.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.)

       

     Ход урока

 I этап. Организация класса (орг. момент) 

Посмотрите на свои рабочие места всё ли на месте? Всё в порядке? Прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся. Вы мне, а я вам. Подарите улыбку друг другу. Замечательно. Садитесь на свои места.

Чтобы урок принёс на пользы мы должны соблюсти три волшебных правила!

Три волшебных правила

Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

На уроке не хихикай, стул туда-сюда  .........НЕ ДВИГАЙ

Парта это не кровать….И НА НЕЙ НЕЛЬЗЯ.....

III этап. Актуализация знаний 

С произведением какого поэта мы познакомились так подробно? Чьи стихи чаще всего встречались нам в разделе из детских журналов?

Вы хорошо усвоили его творчество. Давайте проверим. Сейчас в группе вы ответите на ряд вопросов на карточках. После мы проверим сообща.

КАРТОЧКА

Даниил Хармс

Даниил Иванович родился в ... (Петербурге). Когда Даня Ювачеп был маленьким, он любил слушать ... (сказки) и отгадывать... (загадки). Будущий поэт свободно говорил и читал ... (по-немецки) и ... (по-английски). Свое первое шуточное стихотворение он подписал псевдонимом ... (Чармс); это слово означает ... («обаяние, прелесть»). Управдом не переставал удивляться тому, что жилец постоянно меняет ... (таблички) на двери. Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил ... (Маршак), Корней ... (Чуковский), Борис... (Житков). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались «...» и «...» («Чиж», «Еж»), Для этих журналов Даниил Хармс придумал таких героев, как Умная...(Маша), Иван... (Топорышкин), профессор ... (Трубочкин).

(Проверка проводится так: несколько человек зачитывают свои варианты и сравнивают с исходным, который прочитан до проверки. Нужно отметить тех, кто заполнил карточки

 

IV этап. Открытие новых знаний 

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

А теперь я проверю, как вы можете читать. Сейчас вы будете или менять скорость чтения, или интонацию, или логическое ударение.

Стихотворение о кондитере.

Напеку я пирожков

И коврижек, и рожков,

Вот такой имею дар,

Я кондитер- кулинар.

Ребята, встретились ли вам слова незнакомые, непонятные?

Словарная  работа: Что такое коврижка? ( изделие из пряничного теста. Популярное блюдо русской кухни. Слово «коврижка» происходит от «коврига», что означает цельный хлеб).

Рожки- делают из вафельного и слоёного   теста ,рожки́ изготавливают разных вкусов, видов и размеров, с ровным или естественным краем. Бывают рожки, покрытые шоколадом, в форме факела, широкие рожки для двух шариков мороженого. Вафельные стаканчики представляют собой рожки с плоским дном, что позволяет ставить их на стол без каких-либо приспособлений.

В вафельных рожках подают не только мороженое, но и другие блюда,

Медленно  хором, быстрее, весело, грустно.( чтение несколькими детьми) 

-Кто  такой кондитер?(Картинка)

-Что готовит кондитер? (картинки)

Угадайте о чём я говорю?

Он бывает яблочный, а бывает груше́вый.

С творогом открытый, сладкий и солёный.

В духовом шкафу сидит, и на стол скорей бежит. (пирог).

Без него не бывает праздничного стола. ( пирог, торт)

2. ОЗВУЧИТЬ НАЗВАНИЕ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

-Любители вы готовить? Что умеете готовить?   Кто знает как приготовить пирог?

Что нужно для приготовления пирога? Одним словом как мы можем назвать всё что вы перечислили?( продукты)А как ещё можно назвать пищевые продукты?(продовольственные) Значит в какой магазин вы отправитесь если решите приготовить с мамой пирог? ( В продуктовый или продовольственный) А какие ещё вы знаете магазины? Магазины определяются по товару который продают в них. (Книжный,

Сегодня на уроке о чём пойдёт речь? ( о пироге).

Откройте страницу 175 в учебнике.

Как называется тема урока? Написал это стихотворение поэт-выдумщик Даниил Хармс совместно с Ниной Гернет.

Поставим цель урока: Мы познакомимся со ……

Прежде чем мы познакомимся с произведением Данила Хармса, давайте поиграем в игру ПРАВДА ИЛИ НЕТ.

Я читаю вам высказывание, а вы слушаете внимательно и если согласны с этим высказыванием, то встаёте, если нет, приседаете. Хорошо? Отлично.

ФИЗМИНУКА

- Папа купил в цветочном магазине молоко для пирога.

- В продуктовом магазине Катя купила творог для пирога.

- Женя пошёл в магазин игрушек купил там муку.

- Сын купил молоко, чай, печенье в книжном магазине.

- Мама искала продовольственный магазин, чтобы купить ингредиенты для приготовления пирога.

Молодцы.


Посмотрите на текст. Какие знаки препинания встретились в стихотворении? как вы думаете, какое будет стихотворение по настроению?

1)Исполнение учителем. Я сейчас вам стихотворение прочитаю, а вы послушайте.

-Почему вы улыбались?

-Что вы можете сказать о герое?

-Почему он съел пирог сам? (был очень вкусный пирог, герой не удержался, рассердился на гостей)                       

Правильно ли поступил герой стихотворения?

(Нет, он должен был дождаться гостей, потому что он сам их пригласил)

Как бы вы поступили?  Как нужно встречать гостей? ( этикет)

Перед чтением дети делают ГИМНАСТИКУ для глаз - написать слово "пирог" глазами.

Чтение в пол голоса (Жужжащим чтением)  

Докажите, что это стихотворение

Чтение стихотворения с разной интонацией.

Выборочное чтение.

Чтение парами.

 Выразительное чтение на оценку. Сейчас вы учтёте всё то, что мы сказали и постараетесь прочитать стихотворение  выразительно друг другу в паре. А затем друг друга оцените.

4-5 человек отдельно послушать (самоанализ, коллективный анализ, самооценка, взаимооценка).

 Н.Гернет и Д. Хармс рассчитывали, что их произведение будут читать сообразительные и догадливые дети, такие как вы, ребята.

-Сейчас мы это и проверим. Вставьте не достающие слова так, чтобы последние слова в строчках рифмовались. (работа в паре на карточках).

 Что такое рифма? (Созвучные слова в конце стихотворных строк.)

КАРТОЧКИ (ДЕТИ РАБОТАЮТ В ПАРЕ)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

Хитрый след плест стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)

Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не …(киска)

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама …. (косы)

Подарили нам игрушки: целый день стреляют …. (пушки)

Под землею он живет,землю роет старый …(крот)

Словно дом огромный он, в зоопарке живет ….(слон)

V этап .Рефлексия .Итог урока 

-Какой вывод можно сделать?

-Что бы вы сделали на месте того, о ком говорилось в стихотворении?

РЕФЛЕКСИЯ

На доске пирог. У ребят "начинки" для пирога разного цвета. Желтый (лимонная начинка) для тех, кто посчитал, что ему еще есть над чем поработать; зеленый (киви) для тех, кто считает, что по итогу урока ему все понятно; красный (клубничная начинка) для тех, кто считает, что по итогам урока он получил только положительные эмоции и был восхитителен.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Домашнее задание. С.175, выучить стихотворение наизусть.




Скачать

© 2023, 57 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!