Литературная викторина «В гостях у сказки» 5 класс
Цели:
1. Уточнить и расширить знания детей о сказках как народных, так и
авторских, отличие народных и авторских сказок.
2. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге;
способствовать развитию речи, памяти.
3. Воспитывать бережное отношение к книгам, нетерпимость к человеческим
порокам – жадности, лжи и др.
Оборудование: игровое поле, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации к сказкам для украшения, вещи для инсценировки, жетоны, музыка «В гостях у сказки», ноутбук, грамоты, сувениры, коробка для забытых вещей
Игровое поле состоит из 9-ти блоков заданий.
. В каждом блоке по 5 вопросов.
Ход игры. На доске игровое поле.
1 Угадай-ка | 2 Сказки водят хоровод | 3 Сказочный театр |
4 Сказки А.С. Пушкина | 5 Отгадай-ка | 6 Волшебные предметы |
7 Сказочный переполох | 8 Сказки К.И. Чуковского | 9 Сказки Г.-Х. Андерсена |
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Вступительное слово ведущего (библиотекарь)
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное,
увлекательное путешествие в сказку и проведём викторину в виде игры «В гостях у сказки».
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Она передавалась из уст в уста и шагала по свету яркая, умная,
веселая. А вы любите и знаете сказки? Вот это мы сегодня и проверим!
Начинаем нашу викторину
Задания к блокам.
1. Угадай - ка.
- Отгадайте, про каких героев загадки и из каких они сказок.
1) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
(Емеля «По щучьему велению»)
2) То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится.
(Жар-Птица. «Иван-царевич и Серый Волк.)
3) На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(Царевна-лягушка. «Царевна-лягушка»)
4) Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кащей Бессмертный. «Кащей Бессмертный»)
5) Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой.
(Баба-Яга. «Баба-Яга», «Царевна-лягушка» и др.)
2. «Сказки водят хоровод».
- По началу текста узнайте русскую народную сказку.
1) «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь; у него
было 3 сына – все молодые, холостые, удалые…» («Царевна-лягушка»)
2) «Жил-был царь Берендей. У него было 3 сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми
яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк»)
3) «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке
дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)
4) «Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Вот раз зимой
выпало много снега…» («Снегурочка»)
5) «Жили-были старик со старухой, и была у них курочка…» («Курочка Ряба»)
3. Сказочный театр у микрофона
Прослушали сказку К.Г Паустовского «Тёплый хлеб»
4. Сказки А.С. Пушкина
- О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите
эти сказки.
1) «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.»
О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
2) «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.»
Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
3) «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4) «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»
Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
5) «Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)
5. Отгадай-ка.
- Ребята, мы уже знаем, что по наличию автора сказки бывают народные и авторские.
Соедините название сказки и ее автора.
Царевна-лягушка | К.И. Чуковский |
Муха-Цокотуха | А.С. Пушкин |
Сказка о рыбаке и рыбке | Русская народная сказка |
Дюймовочка | Ш.Перро |
Кот в сапогах | Г.-Х. Андерсен |
6. Волшебные предметы.
- У вас есть волшебные предметы. Скажите, с какими героями сказок они
связаны.
1) Волшебная игла («Кощей Бессмертный»)
2) Хрустальная туфелька («Золушка»)
3) Самоцветы («Белоснежка и семь гномов»)
4) Золотая клетка («Жар-Птица»)
5) Стрела («Царевна-Лягушка»)
7. Сказочный переполох.
- Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините
начало и конец названий сказок.
Царевна | поросенка |
Иван царевич и | Хаврошечка |
Крошечка | лягушка |
Финист | Бессмертный |
Конёк | Серый Волк |
Кощей | Ясный сокол |
Три | горбунок |
8. Сказки К.И. Чуковского.
- Скажите, из каких сказок К.И. Чуковского эти отрывки.
1) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
( «Путаница»)
2) Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
(«Тараканище»)
3) Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(«Мойдодыр»)
4) …И со слезами спросил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.»
(«Телефон»)
5) Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.
(«Бармалей»)
9. Сказки Г.-Х.Андерсена.
- Узнайте сказку по отрывку.
1) «Жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз он был в хорошем
расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и
прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»)
2) Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»)
3) «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого
он цвета,- он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому,
в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику… («Оле-
Лукойе»)
4) «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был
безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его
в свою стаю…» («Гадкий утенок»)
5) «Однажды вечером поднялась сильная буря. Вдруг кто-то постучал в
ворота дворца. У ворот стояла принцесса. Вода ручьями стекала с ее волос и
платья прямо на туфельки. И все-таки она уверяла, что она и есть самая
настоящая принцесса. («Принцесса на горошине»)
Книжная выставка книг, в которых представлены сказки и беседа у книжной выставки
Подведение итогов. Награждение победителей.