СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цели:  проверить 1) знания биографического и историко – культурного аспектов комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»,    

2) усвоение знаний по теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией;

3) проверить знание текста комедии;

4) воспитывать любовь к художественной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра»

Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова

"Горе от ума"




Цели: проверить 1) знания биографического и историко – культурного аспектов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

2) усвоение знаний по теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией;

3) проверить знание текста комедии;

4) воспитывать любовь к художественной литературе.


Оборудование: 1. Портрет А.С. Грибоедова.

4. Задания – карточки для конкурсов.

6. Раздаточный материал к конкурсу "Слова, слова, слова..."

7. Атрибуты к конкурсу "Бюро находок"

Ход урока.

I. 1. Слово учителя.

Мы прочитали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Хочу надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова. Предлагаю проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

2. Приглашаю вас принять участие в литературной игре. Играют 2 команды. Условия просты: я предлагаю задания, построенные на знании и понимании текста комедии, вы, демонстрируя знания, получаете баллы и заносите их в листы само-

контроля.


II. Объявляется 1 конкурс "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Так отзывался о своем герое драматург. Но эта характеристика может быть отнесена и к ее создателю А.С. Грибоедову.

Условия: командам предлагаются вопросы по биографии Грибоедова. Количество баллов зависит от трудности вопроса.

1. В каком городе родился Грибоедов? (1 балл)

(В Москве)

2. На каких факультетах Московского университета учился Грибоедов? (2 балла)

(на философском (словесное отделение), на юридическом, на физико-математическом)


3. Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (4 балла)

(9 языков: англ., нем., фр., итал., персид., турец., араб., латин., греч.)

4. Назовите друзей и знакомых Грибоедова. (4 балла)

(С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, П.Я. Чаадаев, П.И. Пестель, П.А. Вяземский, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский)

5. Год отставки с военной службы Грибоедова? (1 балл)

(1816 г.)

6. Где служил Грибоедов с 1817 года? (1 балл)

(в коллегии иностранных дел)

7. В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в последний год жизни? (3 балла)

(в Персии (до 1935 г.), современный Иран (после 1935 г.), в ранге Посла России, добивался для России выплаты контрибуций по Туркманчайскому договору)

8. При каких обстоятельствах погиб Грибоедов? (2 балла)

(погиб в 1829 г. в результате нападения толпы фанатиков на русское посольство в Тегеране, 37 человек (конвойные казаки, чиновники и сам Грибоедов) мужественно защищались, но все погибли)


9. Где похоронен Грибоедов? (4 балла)

(в Грузии, в городе Тифлисе (до 1936 г.) (соврем. Тбилиси) в монастыре св. Давида. Нина Александровна Чавчавадзе, жена поэта, автор слов, начертанных на памятнике: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»)

10. Разделял ли Грибоедов взгляды декабристов? (4 балла)

(да, многие идеалы декабристов разделял:

1) желал отмены крепостного права,

2) стоят за личную и политическую независимость,

3) критиковал государственную бюрократию,

4) высмеивал подражание Европе, т.е. говорил, что России нельзя терять национальное своеобразие. Но в победу декабристов не верил! т.к. 1) самодержавие – сильно, 2) общество не готово к переменам. Так и вышло.)


3. Слово учителя.

Все участники первого конкурса вносят свои баллы в карточки самоконтроля.


III. Конкурс "Теория литературы".

1. Назовите признаки классицизма в комедии.

( а) правило трех единств:

единство времени – действие комедии разворачивается за 24 часа, т.е. в доме Фамусова мы находимся 1 день;

единство места – дом Фамусова;

единство действия – в комедии главный конфликт – столкновение Чацкого с фамусовским обществом.

б) говорящие фамилии:

Фамусов – от лат. "фама" - молва, общественное мнение;

от лат. "фамосус" - знаменитый;

Репетилов – от франц. "repeter" - повторять;

Загорецкий – от загореться, раздувающий пожар;

Молчалин – фамилия выражает бессловесность.)

2. Дайте определение драматическому конфликту.

(драматический конфликт – это столкновение, жизненные противоречия, воплощенные в сюжете драматического произведения)

4. Слово учителя.

Результаты 2 – го конкурса внесем в карточки самоконтроля.


IV. Слово учителя.

Любое драматическое произведение создано для театра. А у каждого спектакля есть афиша, поэтому третий конкурс называется "Афиша". Художники, авторы афиш защищают свои проекты.

V. Слово учителя.

В письме к Катенину в январе 1825 года Грибоедов писал: "В моей комедии все характеры портретны, в них есть черты, свойственные многим лицам, а иные всему роду человеческому…"

Приглашаю вас в портретную галерею. 4 – й конкурс " Узнать по словесному портрету действующих лиц комедии".


1. Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме. (Лиза) 1 балл

2. И золотой мешок, и метит в генералы. (Скалозуб) 1 балл

3. Дремлю на балах я,

До них смертельный неохотник,

А не противлюсь, твой работник,

Дежурю заполночь, подчас

Тебе в угодность, как ни грустно,

Пускаюсь по команде в пляс. (Платон Михайлович Горич)

2 балла

4. Легко ли в 65 лет

Тащиться мне к тебе племянница?

Мучение!

От скуки я взяла с собой

Арапку – девку да собачку;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку. (Хлестова) 2 балла

5. Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие – то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (графиня Хрюмина, внучка) 3 балла

6. Он малый с головой,

И славно пишет, переводит. (Чацкий) 3 балла

7. Чтоб исповедь начать

Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

У нас есть общество, и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз. (Репетилов) 4 балла

8. Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут…

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст. (Антон Антонович Загорецкий)

4 балла

VI. Слово учителя.

Анализируя образы комедии "Горе от ума", мы говорили о речевой характеристике героев. Речь героя дает много информации (говорит о происхождении, образовании, должности и многом другом). Попробуйте отгадать персонажей по их словам и словосочетаниям. Итак, конкурс "Слова, слова, слова..."

В а р и а н т I.

1. "Раболепство", "предрассудки", "к свободной жизни",

"чай", "коли", "охотники поподличать". ____________

2. "Треснулся", "опрометью", "обморочить",

"дал маху", "фельдфебель", "ушиблена". ____________

3. "По – прежнему – с", "простите, ради Бога",

"личико", "жемчужинки", "два – с", "с бумагами – с". __________

4. "Минула", "покудова", "кличут", "доложусь",

"започивала", "ветреники сами". ___________

5. "Тащиться", "битый час", "за уши дирала",

"пора перебеситься", "подачка", "полоумный". ____________


В а р и а н т II


1. "Ослы", "суматоха", "чума", "сгибался",

"гордецы", "поди – тка", "порадеть", "карбонарии". ___________

2. "Вздохнет", "ребячество", "не человек", "дорожу",

"любезничать", "коварен", "стыжусь". ___________

3. "Офицер", "траншея", "фальшивая", "усесться",

"дистанции", "обещался". ___________

4. "Чудесные ребята", "шумим", "проигрывал",

"по четвергам", "братец". ____________

5. "Кутерьма", "сумасшедший", "с цепи", "оригинал",

"билет", "кидался". __________


VII. Пока команды работают по вариантам, учитель проводит конкурс "Слова, слова, слова…" с болельщиками.

Как известно, знаменитая реплика Гамлета "Слова, слова, слова…" употребляется сегодня в значении "обещания, не подкрепленные делами» или «пустая болтовня". Но в названии конкурса эта реплика употреблена в своем прямом значении и носит информационный характер.

С первых же страниц комедии "Горе от ума" мы попадаем в удивительный мир слов. Но ведь комедия написана в 1824 году, т.е. 185 лет назад. За это время изменилась не только наша жизнь, но и речь. Растолкуйте значение некоторых архаизмов и историзмов.

Учащимся предлагается выбирать карточки, на которых написаны слова.

1. Тупей – старинная мужская прическа, с собранным на затылке пучком волос.

2. Куртаг – приемный день во дворце.

3. Камергер – придворное звание.

4. …ему дан с бантом, мне на шею – орден Владимира с голубым бантом носили на груди, орден Анны на розовой ленте надевали на шею.

5. Вдругорядь – в другой раз, вторично.

6. Амур – в римской мифологии бог любви.

7. Минерва – в римской мифологии богиня – покровительница ремесел и искусств, учителей и врачей.

8. …езжал – то вечно цугом – богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом.

Отвечающие прибавляют свои баллы команде.


VIII. Взаимопроверка конкурса "Слова, слова, слова…" с раздаточным материалом. Ключи ответов на доске.

Вариант 1. Вариант 2.

1 – Чацкий. 1 – Фамусов.

2 – Скалозуб. 2 – Софья.

3 – Молчалин. 3 – Скалозуб.

4 – Лиза. 4 – Репетилов.

5 – Хлестова. 5 – Загорецкий.

Каждая команда проставляет свое количество баллов в карточку самоконтроля.


IX. Слово учителя.

Внимание! Внимание! На 5 минут открывается уникальное бюро находок. Бал в доме Фамусова закончился, но герои комедии забыли свои предметы и личные вещи. Попробуем отгадать персонажей, которые оставили свои вещи.


Конкурс "Бюро находок".


1. Папка с бумагами (Молчалин).

2. Театральный билет (Загорецкий).

3. Флейта (Платон Михайлович Горич).

4. Орден Анны (Скалозуб).

5. На подносе зеркальце, духи "Резеда" и "Жасмин", помада для губ (Молчалин).

6. Стакан с водой, уксус (Лиза).

7. Парчовый халат (Фамусов).

8. Колода карт (Загорецкий).

9. Прелестный шпиц (Хлестова)

10. Тюрлюрлю атласный (Наталья Дмитриевна)


X. Конкурс капитанов.

Прочитав комедию, Пушкин сказал: "Слушая комедию, я не критиковал, а наслаждался. О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы".

Вспомним крылатые выражения из комедии.

1. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь.

2. Счастливые часов не наблюдают.

3. Шел в комнату, попал в другую.

4. Кто беден, тот тебе не пара.

5. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

6. Подумаешь, как счастье своенравно.

7. Судьба нас будто берегла;

Ни беспокойства, ни сомненья…

А горе ждет из – за угла.

8. Мне все равно, что за него, что в воду.

9. Где ж лучше? Где нас нет.

10. И дым отечества нам сладок и приятен.

11. Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским.

12. Не человек – змея!

13. Хотел объехать целый свет,

И не объехал сотой доли.

14. Вот нехотя с ума свела!

1. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

2. Что говорит! и говорит как пишет!

3. Чтобы чины добыть, есть многие каналы.

4. А женщины к военным людям так и льнут,

А потому что патриотки.

5. Дома новы, но предрассудки стары.

6. Злые языки страшнее пистолета.

7. Я странен, а не странен кто ж?

8. Герой не моего романа.

9. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

10. Шумим, братец, шумим.

11. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

12. Все врут календари.

13. Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!


Капитаны проставляют в листы самоконтроля баллы.


XI. Игра "Блиц".

Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. Если чувствуете затруднение, переходите к другому. Ваша задача – дать максимальное количество ответов за короткое время.


1. Имя и отчество Чацкого. (Александр Андреевич)

2. Какие книги уничтожил бы Загорецкий в первую очередь? (басни)

3. Сколько лет Хлестовой? (65)

4. Кого Молчалин называет "кралей"? (Софью)

5. Два таланта Молчалина. (умеренность и аккуратность)

6. У кого должен был Фамусов крестить? (у докторши)

7. О каком мужском костюме идет речь:

"хвост сзади, спереди – какой – то чудный выем?" (фрак)

8. Кто предлагал Чацкому тетрадь с новыми песенками? (Молчалин)

9. Кого "ученостью не обморочишь?" (Скалозуба)

10. Сколько душ имел Чацкий? ("...имел душ сотни три" (Хлестова), "Четыре" (Фамусов)

11. Чего боится больше всего Фамусов? "Боюсь, сударь, я одного смертельно..." ("...чтоб множество не накоплялось их (бумаг)

12. В ком Загорецкий не умрет? (в Молчалине)

13. Какой диагноз поставила Наталья Дмитриевна Горич своему мужу? ("Все рюматизм и головные боли")

14. Какой чин имел Молчалин? ("... дал чин асессора и взял в секретари")


XII. Итоги игры подводят эксперты обеих команд.


Лист самоконтроля


№ конкурса

Название

Кол – во баллов

Фактически

1

2

3

4

5


6


7


8


"Остер, умен, красноречив…"

Теория литературы

Афиша

Портретная галерея

"Слова, слова, слова…"


Бюро находок


Афоризмы


Блиц


1 – 4

1 – 2

4 – 6

1 – 4


По 2 балла за

прав. ответ

по 1 баллу за

прав. ответ

по 1 баллу за

прав. ответ

по 1 баллу за

прав. ответ


XIII. Рефлексия. Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!