СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература против вредных привычек

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание – трудное дело. Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Многое приходится осознавать, от многого отказаться, если мы хотим вырастить достойное подрастающее поколение. Как заставить, как научить ребят подражать только хорошему и не подражать плохому?

         Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранными, организованными, готовыми к преодолению трудностей. К сожалению, у детей и у взрослых возникают параллельно и вредные привычки. Всякая вредная привычка появляется не случайно. Поэтому задача школы вовремя предупредить и остановить развитие вредных привычек в жизни подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Литература против вредных привычек»

Литература против вредных привычек

Воспитание – трудное дело. Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Многое приходится осознавать, от многого отказаться, если мы хотим вырастить достойное подрастающее поколение. Как заставить, как научить ребят подражать только хорошему и не подражать плохому?

Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранными, организованными, готовыми к преодолению трудностей. К сожалению, у детей и у взрослых возникают параллельно и вредные привычки. Всякая вредная привычка появляется не случайно. Поэтому задача школы вовремя предупредить и остановить развитие вредных привычек в жизни подрастающего поколения.

Огромные воспитательные возможности предоставляют педагогу уроки литературы: при целенаправленном изучении художественная литература становится могущественным средством эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства и представления, на их общественные убеждения.

Осуждение выпивок, впечатляющее изображение распада личности, преступлений и хулиганства (как постоянных спутников алкоголизма), очерствение души человека, утраты у любителя выпить и пьяницы интереса к окружающим, родным и близким, труду и жизни, творчеству и созиданию, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных – все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал.

Изучая пословицы и поговорки в V классе, полезно вспомнить те из них, которые осуждают потребление спиртного. На этих уроках необходимо обратить внимание детей на то, что народная мудрость практически у всех народов осуждала и осуждает выпивки и пьянство. Среди русских пословиц и поговорок можно отметить такие: «Человеку грош цена, коль любитель он вина», «Вино любить – себя губить», «Где опьянение, там и преступление» и т.д. Среди иностранных пословиц можно отметить: «Вино входит, разум уходит» (японская), «Упражняй силу в спортивных играх, а не в поднимании кубка» (греческая).

Изучая в V классе творчество Н.А. Некрасова и рассказывая о том, как поэт обличал темные стороны крестьянской жизни, можно привести маленький отрывочек из его поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Возьмем ведерко с водкою,

Пойдем-ка по избам:

В одной, в другой навалятся,

А в третьей не притронутся –

Непьющая семья!

Особое внимание учитель должен обратить на вопросы противоалкогольной пропаганды и антиалкогольного просвещения при изучении литературных трудов Л.Н. Толстого. На протяжении всей жизни Лев Николаевич боролся за воспитание всесторонне развитого, трезвого человека. В 1887 году по его инициативе было создано одно из первых в России обществ трезвости, названное «Согласие против пьянства». Оно было создано в Ясной Поляне и действовало в других близлежащих селах и деревнях Тульской губернии. В это общество вступили 744 человека, и среди них были Н.Н. Миклухо-Маклай, П.И. Бирюков и многие другие современники Толстого.

Особый интерес представляет изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в старших классах. Здесь нельзя не остановиться на исповеди Мармеладова о судьбе его несчастной семьи. Картины раздирающей душу нищеты и безысходности вызывают у учащихся не только мысли о вопиющей несправедливости общества, но и отвращение и презрение к самому, вечно под хмельком, Мармеладову, который пьет, не думая о себе и семье, пропивая последний кусок хлеба, толкая дочь Соню на улицу.

Процесс вырождения крестьян от вина и водки учитель показывает на примере изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Здесь необходимо проанализировать символическую фигуру Якима Нагого и ряд других образов, чтобы осмыслить подлинную трагедию русского народа.

Еще хочется остановиться на одном произведении, где показана картина деградации личности под влиянием алкоголя. Это роман М. Горького «На дне». Анализируя эти произведения, дети приходят к выводу о том, что в результате употребления алкоголя Актер потерял любимую профессию и с ужасом осознает, что забыл любимые стихи, - все то, что составляло смысл и радость жизни. И трагическая смерть Актера – неизбежный итог алкоголика.

Тревога писателей и поэтов должна передаваться его читателям, юным гражданам нашей Родины, которым предстоит строить свое будущее, бороться с негативными явлениями.

В одной из своих статей писатель и литературный критик Н. Машовец писал: «Истинная литература нелицеприятно и правдиво обращает мысль читателя к трудным проблемам жизни. Современная литература – чуткий барометр нравственного самочувствия общества, не только свидетельствует, но и сама выступает организатором в борьбе за здоровье нынешнего и идущих вослед поколений».

Хочется верить в эти слова, ведь уроки литературы неразрывно связаны с нравственным воспитанием подрастающего поколения.


Литература

  1. Белов В. Все впереди.- Наш современник. – 1986- №7.

  2. Толстой Л.Н. Альберт//Повести и рассказы.- М., 2002.-Т.1.-С. 328-353.

  3. Шошмин Г. Возвращение в жизнь. – Л.: Сов. Писатель, 1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!