- Все чаще и чаще на страницах различных изданий отмечается факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Что освоение знаний дается дорогой ценой-ценой своего здоровья.
- «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.»
- Учитель должен создавать условия для физического ,психического, социального и духовного комфорта на уроке.
- Это-совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и учителей.
- Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем здоровье.
- Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
В организации и проведении уроков я применяю:
- 1)Физкультминутки (валеологические паузы)
Считается, что физкультурная минутка –атрибут начальной школы. У меня – организационное условие мотивации, один из элементов здоровьесберегающей технологии.
- Провожу:- дыхательные упражнения (сделать глубокий вдох и задержать дыхание…)
- -двигательные упражнения ,
- - упражнения для глаз( вращать глазами, закрыть глаза, посмотреть вдаль, вблизи ;пройти глазами по границе РФ, начиная от КОЛЬСКОГО полуострова,..
- - упражнения для мимических мышц лица (надуть щеки, выпустить воздух через сжатые губы..).
Иногда физкультминутки соответствуют теме урока.
- Так в 6 классе по теме «Гидросфера» в качестве физкультминутки использую детскую игру «Море волнуется раз…»
- 6класс- «Стороны горизонта. Азимут.»
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Руки вниз- юг , руки вверх – север
Правая рука в сторону- восток
Левая рука- запад
Поворот вокруг своей оси, направо, налево и так далее- для изучения азимутов предметов в кабинете.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою.
(Выполнять движения, иммитирующие реальность )
6 класс « Ветер»
Осторожно ветер. За калитку вышел(руки вверх, махи руками)
Постучал в окошко(по парте)
Пробежал по крыше(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
«Дайте ребенку немного подвигаться и он одарит вас опять 10 минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели им воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
- 2)Частые смены видов и форм деятельности.
3)Активные формы и методы обучения
(обсуждение в группах, дискуссии, например, «Глобальные проблемы человечества» (10класс), семинар, урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, например, «Путешествие капельки»…)
- 4)Обращаю внимание на посадку!
- 5)Использую вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни , например:
- 8класс- «Население. Продолжительность жизни. Смертность.» Беседа о причинах низкой продолжительности жизни в РФ, сравнение с другими странами. Здоровый образ жизни.
- 8класс – «Комфортность (дискомфортность) климатических условий» .Климат и его влияние на здоровье человека.
- Почему Японию называют нацией здоровых людей?
-Как влияет радиация на здоровье человека?
- 9 -10 классы - «Альтернативная энергетика»
- 8класс – «Земледелие ». Беседа о правильном питании.
- 8 класс – «Леса России». Беседа о значении леса для жителей России.
- 9-10 класс – «Транспорт» и другие отрасли промышленности, загрязняющие окружающую среду.
- 6) игровые технологии :
- 8 класс-игра «Почта» – обобщение по теме «Природные зоны России».
- 8 класс – пресконференция по теме «Озеро Байкал».
- Игра «Лови ошибку географа» . Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии,учащиеся исправляют.
- Игра «Географическая цепочка».
Ученик называет любой город, название которого начинается на последнюю букву уже названного города.
- Использую: - ГЕОграфически ЗАГАДКИ, - ГЕОграфические ШАРАДЫ,
-ГЕОграфические РЕБУСЫ, ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
- 7)Строгое нормирование домашнего задания для недопущения перегрузок.
Возможность выбрать свой уровень и объем домашнего задания, например, подготовить презентацию или сообщение.
- 8) Творческие задания: Например, закрепление раздела «Население».
Соберите материал о демографической ситуации в своей семье на примере нескольких поколений, рассматривая вопросы рождаемости – количество детей в семьях своих родителей, бабушек и дедушек, прадедов. Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о демографической проблеме в обществе на примере своей семьи.
- 9) Использую во всех классах таблицы, схемы, так как по меткому выражению методиста А.А.Вагина таблицы и схемы – это «синтетический образ» изучаемой темы.
- 10)Эмоциональный климат урока-
наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов, аплодисментов.
- 11) Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также восприятие материала.
- 1)Соблюдайте режим дня!
- 2)Обращайте больше внимания на питание!
- 3)Больше двигайтесь!
- 4)Спите в прохладной комнате.
- 5)Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
- 6)Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
- 7)Гоните прочь уныние и хандру!
- 8)Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.!
- 9)Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- 10)Желайте себе и окружающим больше добра!